Против течения: почему ЕБРР прогнозирует ускорение роста ВВП?

По итогам 9 месяцев средние темпы роста экономики составили 4,3%
Delo.ua

В Казахстане обозначились серьезные перспективы улучшения инвестиционного климата. Согласно обновленному отчету ЕБРР с одноименным названием, составленному по региону, пересмотрен прогноз по экономическому росту Казахстана на 2019 год в сторону повышения (с 3,5% до 3,9%). Позитивную динамику в экономической и инвестиционной политике страны ранее отмечал и глава ЕБРР по Казахстану Агрис Прейманис. Стоит вспомнить, что по итогам 9 месяцев 2019 года средние темпы роста экономики составили 4,3%.

Схожих расчетов придерживаются авторитетные международные организации и другие банки развития. Международный валютный фонд (МВФ) повысил прогноз экономического роста в Казахстане в 2019 году с 3,2% до 3,8%. Азиатский банк развития (АБР) повысил ожидания по росту экономики Казахстана в 2019 году с 3,5% до 3,7%. Кроме того, рейтинговое агентство Moody's повысило кредитный рейтинг страны со стабильного до позитивного. Стоит отметить, что позиция страны в Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ) улучшена с 59-го до 55-го места.

Понятно, что поддержание и наращивание текущих темпов экономического роста возможно за счет привлечения еще больших объемов инвестиций. Согласно оценкам правительства, к 2024 году уровень инвестиций в основной капитал должен дойти до отметки в 30% от ВВП. В этой связи на сегодняшний день сформирован пул проектов для инвестиций, предназначенный для привлечения более 41 трлн тенге (в период с 2020 по 2024 год).

Тем не менее реализация вышеотмеченных планов ожидается как минимум в среднесрочной перспективе. Поэтому определенный интерес вызывает то, что же должно в краткосрочной перспективе способствовать устойчивости экономики Казахстана? Ведь банки развития единодушно повышают прогнозы ее роста.

Оценка прогресса

Прежде необходимо отметить, что ЕБРР был создан для содействия переходу к рыночной экономике стран Центральной, Восточной Европы и СНГ. То есть банк имел цель поддержать процессы становления рынка в республиках бывшего советского блока. Уже на сегодня ЕБРР занимается оценкой прогресса рыночной экономики в странах, где он работает.

Помогает осуществлять данную работу специальная методология, включающая шесть измерений или параметров оценки. В их число входят: степень развития конкуренции, качество государственного и корпоративного управления, инклюзивность (наличие равенства возможностей), экологическая устойчивость, устойчивость к внешним шокам (подразумевается устойчивость финансовых рынков), интегрированность рынков (в первую очередь национальной экономики в мировую). Данные параметры способствуют определению места страны в условном рейтинге.

С экономической точки зрения для ЕБРР важны четыре основных момента: степень эффективности правительства, качество регулирования, верховенство права и контроль над коррупцией. Здесь стоит отметить, что защита прав собственности, верховенство права, интеграция в глобальную экономику выступают в любой авторитетной международной организации в качестве основных показателей для руководства. И для развитых стран это не ново.

С позиции исполнения параметра устойчивости финансовых рынков Казахстан прошел серьезный путь. Страна на сегодняшний день успела построить систему инфляционного таргетирования и проводит гибкий курс национальной валюты. Но что самое главное, была демонстрация того, что республика не так сильно зависит от внешних шоков, это очень важное достижение.

Развитие конкуренции, частного сектора, постепенная приватизация, борьба с монополиями также существенно изменили облик экономики. А по показателю равенства возможностей страна вообще стремится стать образцовой. Согласно оценке ЕБРР, Казахстан демонстрирует довольно хорошие результаты по сравнению со всеми странами, в которых действует банк.

Равные условия конкуренции означают, что компании вне зависимости от того, имеют поддержку или нет, работают в одних и тех же реалиях. Постепенно приходит осознание того, что бизнес в стране может конкурировать с международным, при этом без ограничения прав последнего. В Казахстане достаточно примеров успешных предприятий, построенных на инновациях и человеческом капитале. Повышение позиции в рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business с 59-го места в 2011 году до 25-го в 2018-м подкрепляет данный тезис. Не будет преувеличением сказать, что именно этот индикатор является ярким свидетельством прогресса в экономике.

Инвесторы голосуют ногами

Иностранный инвестор обычно мыслит сроками более года, поэтому макроэкономическая стабильность для него – ключевой фактор.

Судя по общей динамике, в Казахстане проблема с инвестиционным климатом решается положительным образом. Тем не менее в середине нынешнего года координационный совет поставил четкую задачу перед министерством национальной экономики – увеличить ежегодный валовой приток прямых иностранных инвестиций с $24 млрд (в 2018 году) до $34 млрд к 2025 году.

Что касается области развития инфраструктуры внутри страны, то, видимо, еще потребуются большие объемы инвестиций. Конечно, в планах у казахстанских властей масштабные инфраструктурные проекты, но нужны опять же вложения.

На начало 2019 года ЕБРР выделил около 8,3 млрд евро, причем 50% финансирования было направлено в частный сектор Казахстана. В последние два года он активно инвестировал в инфраструктуру, транспорт, электроэнергию и коммунальные услуги.  Важно отметить, что из кредитного портфеля ЕБРР 51% инвестируется в энергетический сектор, 35% направляется на инфраструктурные проекты, 9% – в промышленность, торговлю и сельское хозяйство, и только 5% – на финансовые учреждения. Также стоит отметить, что вливания по 262 проектам на сумму 2 млрд евро получили проекты в сфере зеленой экономики.

Вложение иностранных средств в инфраструктуру в целом может стать импульсом для роста, так как подобные проекты эффективны и окупаются. Но может ли инфраструктура стать драйвером экономического роста? Нужно четко знать, сколько, куда и зачем инвестировать. Часто инфраструктурные проекты не воспринимаются в качестве созидательного инструмента. Опять же все это происходит, когда инфраструктура становится неэффективной. Бюджет в таком случае вынужден тратить больше денег на ее поддержание, а фискальное бремя приводит к макроэкономическим рискам.

Поэтому Казахстану, как и любой другой стране, полезно устанавливать конкретные количественные показатели. Банкам развития, в том числе ЕБРР, важно понимать, что используемые показатели можно потом проверить на исполнение. То есть оценка рейтинговым агентством или банком ставится по достижению ключевых целей проектов и программ.

Потемкинские деревни в прошлом

Для Казахстана вхождение в тридцатку крупнейших экономик мира в предстоящие десятилетия – главная задача. Для этого государством прилагаются огромные усилия в форме реализации национальных проектов и всевозможных госпрограмм. Что подтверждается ЕБРР.

Сегодня Казахстан – 34-й в рейтинге самых конкурентоспособных экономик мира, и в обозримой перспективе, скорее всего, останется в третьей десятке.

Что касается процентов роста, то возникает закономерный вопрос: а реалистично ли считать, что экономика Казахстана и дальше будет расти быстрыми темпами, в отличие от мировой? В настоящее время прогноз мировой экономики на уровне 3,5-4% в год, а прогноз роста казахстанской – по оценкам ЕБРР и МВФ – 3,8-3,9% в год, тогда как АБР прогнозирует рост ВВП до 3,3% в 2019 году и 3,3% в 2020-м. По данным АБР, промышленность должна вырасти на 4,3% в 2019 году, поскольку государственные инвестиции в сектор обрабатывающей промышленности и коммунальных услуг будут частично уравновешивать ограниченный прирост добычи нефти, который, как ожидается, сократится в первой половине года. Официальный прогноз Правительства РК, заложенный в том числе в бюджет, подразумевает рост ВВП в следующем году выше 4%. В последующие годы правительство прогнозирует более высокие темпы – 4,1% к началу 2021 года и 4,7% в 2024 году. Понятно, что даже 4% роста казахстанской экономики – выше среднемировых 3,5%.

Если государство стремится к быстрому росту, нужно заняться показателями ЕБРР: активно приступить к улучшению инвестиционного климата, к защите прав собственности, инвестированию в человеческий капитал и так далее.

Арсен Малтабаров, магистр социальных знаний (мировая экономика)

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤