Экспертиза экономической обоснованности цен на лекарства усилена
До введения новых правил регулирование цен осуществлялось только для государственных закупокНовое ценообразование на лекарственные препараты в стране, которое принято более полугода назад, не дает оснований разработчикам ожидать сокращения количества аптек. Кроме того, именно референтный механизм призван снизить социальные риски, связанные с завышением цен на лекарственные средства. Какие отношения могут сложиться у казахстанских закупщиков с иностранными производителями и кто будет контролировать исполнение новых требований аптекарями, корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказала Людмила Бюрабекова, председатель Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг министерства здравоохранения.
- Людмила Витальевна, на сегодня по новому референтному ценообразованию на лекарственные средства все еще остаются вопросы. Например, чем он отличается от прежнего механизма?
- До введения новых Правил регулирования цен на лекарственные средства в 2019 году согласно приказу и.о. министра здравоохранения станы от 19 апреля 2019 года «Об утверждении Правил регулирования цен на лекарственные средства» формирование цен на них осуществлялось только для Гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и Обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). Новыми Правилами установлен механизм ценообразования для оптовой и розничной реализации лекарственных средств, а также в рамках ГОБМП и ОСМС. Кроме того, методика референтного ценообразования является неотъемлемой частью ценовой политики государства с 2015 года.
- Наверняка есть нюансы, которые учитывались при формировании новой системы. В чем они заключаются?
- Регулирование ценообразования формируется на 4 уровнях: на уровне производителя, оптовых продаж, розничных продаж, а также закупа в рамках ГОБМП и системе ОСМС. Механизм регулирования цен предусматривает установление предельных цен путем сравнительного анализа цены производителя с ценами одного и того же производителя лекарственного средства с одним и тем же активным веществом. Включая в том числе учет лекарственных форм, концентрации и дозировки в референтных странах, а также учета ввозных цен, сопутствующих расходов (транспортные, таможенные, маркетинговые расходы и расходы на оценку безопасности и качества) и соответствующих наценок по регрессивной шкале. Отмечу, что принятыми новыми правилами усилена экспертиза экономической обоснованности цен на лекарства путем реферирования цен возмещения и оценки фармаэкономических данных, а также создание реестра предельных цен для обеспечения доступности информации о ценах для всех заинтересованных лиц.
- Почему системе ценообразования потребовалась совершенствование?
- Совершенствование механизма регулирования цен направлено на обеспечение доступности лекарственных средств населению страны, в т.ч. уязвимых категорий населения; применение только эффективных и безопасных лекарств; сдерживание роста расходов государства и населения на лекарственные средства. До введения новых Правил регулирования цен на лекарственные средства в 2019 году формирование цен на лекарственные средства осуществлялось только для государственных закупок, в то время как розничные цены не регулировались.
Предельная цена при государственных закупках формировалась на основе зарегистрированной цены иностранного или отечественного производителя с учетом регрессивной шкалы оптовой наценки, с последующим утверждением уполномоченным органом. Кроме того, ранее не учитывались данные оценок фактических поставок, был большой список референтных стран, которые по экономическим показателям отличались от Казахстана, а сложный и непрозрачный процесс регистрации цен приводил к затягиванию процедуры на месяцы.
- Референтный подход сказажется на социально уязвимых слоях населения?
- Новые механизмы ценообразования, напротив, призваны снизить социальные риски, связанные с завышением цен на лекарственные средства. Регулирование цен на лекарственные средства повысит экономическую доступность для населения. То есть установление предельных цен согласно принятым Правилам позволит не допускать значительного разброса и разницы цен на одно и то же лекарственное средство как в регионах, так и между розничными аптеками независимо от волатильности курса тенге и сезонности продаж. Кроме того, регулирование цен на лекарственные средства повысит экономическую доступность для населения и закрепит ответственность участников фармацевтического рынка.
- За что в ценообразовании несет ответственность Минздрав?
- Министерство здравоохранения Республики Казахстан является уполномоченным органом в области здравоохранения, осуществляющим государственное регулирование цен на лекарственные средства. Уполномоченный орган не чаще одного раза в полугодие не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным полугодием, утверждает предельные цены на торговое наименование лекарственного средства для розничной и оптовой реализации. А также утверждает предельную цену на торговое наименование лекарственного средства в рамках ГОБМП и (или) в системе ОСМС, предельную цену на международное непатентованное наименование лекарственного средства в рамках ГОБМП и (или) в системе ОСМС. К тому же на постоянной основе ведет учет и систематизацию информации о предельных ценах в электронном виде, в хронологическом порядке, с учетом внесенных изменений и сохранением предыдущих версий, с предоставлением возможности открытого доступа к данным сведениям в электронном формате.
- Кто будет контролировать исполнение требований аптекарями? Как скажется новое ценообразование на закупе у зарубежных поставщиков?
- Контрольная функция закреплена за Комитетом контроля качества и безопасности товаров и услуг Министерства здравоохранения Республики Казахстан. За превышение установленных предельных цен на лекарственные средства предусмотрена административная ответственность по стать 426 Кодекса РК об административных правонарушениях. Что касается зарубежных поставщиков, то закуп лекарственных средств и медицинских изделий осуществляется СК-Фармацией в соответствии с постановлением Правительства "Об утверждении Правил организации и проведения закупа лекарственных средств, профилактических препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, фармацевтических услуг по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования". Каких-либо преференций по отношению к иностранным поставщикам нет. Закуп осуществляется по наименьшей цене через тендерные процедуры или прямые договоры.
- Как будет проводиться регулирование цены на лекарства от иностранных производителей в случае скачков курса валют?
- Согласно текущей редакции Правил иностранные производители имеют возможность регистрировать цены на лекарственные средства один раз в полугодие, а в случае скачков валюты производители имеют право перерегистрировать цену посредством подачи документов для последующего утверждения цены в следующем полугодии.
- Может ли новое ценообразование спровоцировать сокращение аптек?
- Нет оснований предполагать, что новое ценообразование может привести к сокращению количества аптек. Так, по данным Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Министерства здравоохранения РК, в целом по стране работают около 8 тысяч объектов фармацевтической деятельности по розничной реализации. Количество лицензий на фармацевтическую деятельность в динамике не отличается от ежегодных цифр, факты закрытия аптек практически не связаны с внедрением регулирования цен на лекарственные препарат.
- Опыт каких стран мира использовался при разработке ценообразования?
- Текущий механизм ценообразования учитывает международный опыт различных стран, в частности Турции, Германии, Греции, Италии и др., и, как показывает анализ рынков данных стран, обеспечивает открытость и прозрачность формирования ценообразования на лекарства.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.