Минфин будет отслеживать реальные доходы бизнеса
Деньги в кассахВ министерстве финансов заявили, что с 1 января контрольно-кассовые аппараты должны использовать все предприниматели страны, имеющие дела с наличным расчетом, это порядка 500 тысяч налогоплательщиков. Те, кто проигнорирует необходимость установки аппаратов, вначале получат предупреждение, а потом их обяжут выплатить штраф в размере 15 МРП. Депутаты требовали перенести срок введения меры на три года, поскольку МСБ в стране понесет серьезные расходы, однако в Минфине настроены решительно.
Хотя работа по внедрению онлайн контрольно-кассовых машин (ККМ) в стране началась в 2015 году, предприятия, осуществляющие деятельность на территории открытых рынков, подключились к онлайн-системе только в этом году. В итоге количество зарегистрированных касс составило 535 тыс., из них онлайн-ККМ – 505 тыс. За счет этого из теневого оборота вывели порядка 28 млрд тенге. И эта сумма может существенно вырасти, когда подключатся оставшиеся предприятия.
«ККМ – не единственный механизм, который может позволить вывести доходы из теневого оборота. В целом цифровизация, таможенное администрирование, внедрение электронных счетов-фактур, блокчейн позволят до 2025 года дополнительно получить порядка 4,5 трлн тенге», – сообщил вице-министр финансов Руслан Енсебаев в правительстве. Вместе с тем в Минфине уверяют, что внедрение онлайн ККМ выгодно всем участникам рынка.
«Внедрение онлайн ККМ сделали максимально удобным для налогоплательщиков благодаря автоматизации регистрации, где исключаются контакты с органами государственных доходов, а также снижению количества налоговых проверок. Для потребителей – это защита их прав, а для государства – увеличение налоговых поступлений в бюджет и улучшение налогового администрирования», – заверил Руслан Енсебаев.
При этом ключевое преимущество онлайн ККМ для предпринимателей в том, что можно контролировать свой бизнес, находясь в других городах или же вообще не выходя из дома.
«Так, через личный кабинет на сайте оператора фискальных данных (ОФД) имеется возможность получить полную информацию по работе с онлайн ККМ, начиная с самого первого чека и первого Z-отчета. В случае возврата суммы для онлайн ККМ нет необходимости обращаться в органы госдоходов для составления акта, так как информация передается автоматически на сервер ОФД, которая в свою очередь передается в информационную систему комитета госдоходов (КГД)», – уточнил он.
Наряду с этим замглавы минфина добавил, что для налогоплательщиков при внедрении онлайн ККМ существенно упрощена процедура регистрации.
«Предпринимателю больше не требуется подавать налоговое заявление в явочном порядке в органы государственных доходов, сведения онлайн ККМ передаются через сайт ОФД в электронном виде. Результат оказания данной услуги получает через личный кабинет ОФД, процесс занимает всего один день (ранее пять дней)», – отметил Руслан Енсебаев.
В то же время в ведомстве предупреждают, что перевод всех расчетов в торговле и сфере услуг на онлайн ККМ завершится в течение 2019 года, в противном случае предпринимателей начнут штрафовать. С 1 января 2020 года использовать онлайн ККМ должны субъекты бизнеса, осуществляющие деятельность на основе патента, и плательщики единого земельного налога. Это порядка 500 тыс. налогоплательщиков. «Размеры штрафов мы сейчас прорабатываем, там очень небольшие размеры. Но мы сразу не штрафуем – сначала делается предупреждение, потом порядка 15 МРП штраф», – сообщил Руслан Енсебаев.
При этом в Минфине хотят разобраться и с популярным банковским приложением Kaspi Gold, которое активно используют для оплаты товаров и услуг. Поначалу приложение даже хотели закрыть, однако поняли, что это плохо скажется на экономике.
«Сегодня платежи по Kaspi Gold – это очень популярный механизм. С точки зрения Закона о платежных системах он соответствует требованиям, но с точки зрения Налогового кодекса и фискализации не совсем соответствует. Эти операции не фискализируются. Мы думали запретить такой механизм, но в целом это может не очень положительно сказаться на нашей экономике», – заметил Руслан Енсебаев.
«Мы переводим людей из кеша, из непрозрачной системы. Казахстан сейчас по этому показателю является одной из самых развитых стран по динамике развития безналичных платежей, поэтому мы приняли такое решение (не запрещать платежи с карты Kaspi Gold.), чтобы сохранить тренд. Это очень важно. Рост на 10% безналичных платежей дает прирост в 1% ВВП. Мы хотим эту динамику сохранить, но сделать ее более правильно, цивилизованно», – добавил он.
Как оказалось, ситуацию уже обсуждали с Нацбанком и с банками второго уровня. В итоге к 2021 году Kaspi разработает своё решение, которое будет соответствовать Налоговому кодексу.
«Об этом говорил и Михаил Ломтадзе, руководитель банка. В скором времени будет создан и бесплатно распространен удобный инструмент, который, по сути, в будущем заменит P2P-платежи (от клиента к клиенту)», – заверил Руслан Енсебаев.
- Руслан, уточните, представителей какого вида бизнеса в первую очередь коснется ваше нововведение?
- Это касается всех представителей МСБ, которые используют в своей деятельности операции с наличными платежами. Если говорить про средний бизнес, то это могут быть крупные торговые центры, автозаправочные станции, где есть свои магазины, ретейлеры, занимающиеся розничной торговлей. Иными словами, все предприятия, которые принимают наличные платежи.
- Ранее сообщалось о передаче с 2020 года корпоративного подоходного налога от МСБ в местные бюджеты. Насколько это полезное решение?
- Наши предприниматели часто жалуются, что государство не создает условия для ведения бизнеса, однако никто не говорит о тех нарушениях, которые происходят в регионах. Сегодня предприятия, которые получают прибыль, вообще нигде не зарегистрированы. При этом местные исполнительные органы знают об этом, но ничего не делают, поскольку не получают налоги. Поэтому принято решение передать КПН на нижний местный уровень, чтобы акиматы могли выявлять, регистрировать бизнес и тем самым развивать собственные регионы.
- Насколько известно, посчитать реальный доход любого предприятия налоговикам уже стало гораздо проще. За счет других госорганов, предоставляющих свои сведения, не так ли?
- У нас есть пилотный проект, так называемая интеграция с базами данных третьих лиц, где мы увидели, что, допустим, предприятие, занимающееся мойкой машин, показывает, что в день они моют две машины. Анализируя, сколько электричества или воды потребляет эта автомойка или воды, мы видим, что там совсем другой оборот. И эта информация тоже нам полезна для определенных выводов.
Кроме этого, вице-министр финансов добавил, что со следующего года в пилотном режиме стартует проект «налоговый бонус». Он подразумевает возврат части средств после того, как покупатели совершат покупку с обязательной выдачей фискальных чеков. Пока предварительный бонус составит 0,5%, который будет начисляться в так называемый личный кабинет налогоплательщика.
«Мы пока прорабатываем данный вопрос. Мировая практика показывает, что это хороший действенный механизм. Мы сейчас планируем на следующий год сделать это как пилотный проект и, возможно, с 2021 года масштабировать данное решение», – уточнил Руслан Енсебаев.
В заключение в Минфине сообщили, что в настоящее время в сенате прорабатываются нормы по освобождению налогоплательщиков малого и микробизнеса на три года от уплаты индивидуального подоходного налога.
«Предприниматели практически не будут платить налоги, но обязаны соответствовать требованиям использования ККМ, чтобы мы видели реальные обороты. Мы все должны понимать важность этого вопроса, создаются идеальные условия для бизнеса, но при этом бизнес должен быть добропорядочным и честным», – подчеркнул замглавы Минфина.
Между тем, в мажилисе выступают категорически против введения онлайн-касс, которые будут обдирать малый бизнес в стране.
«Я не вижу смысла введения онлайн-касс, если мы все равно отменили налог на доходы. Основная цель была вывести из тени МСБ. Получается, мы одной рукой даем каникулы на подоходный налог, а другой вводим дополнительные затраты с учетом ККМ. К тому же о каких онлайн-кассах можно говорить, когда далеко не везде в стране проведен широкополосный интернет! То есть данный закон технически не может исполняться», – рассказала по телефону депутат фракции «Акжол» Дания Еспаева.
По ее словам, планируемые изменения приведут к значительному увеличению неэффективной административной нагрузки на малый бизнес. Помимо стоимости самого оборудования, затрат на ведение учета с применением ККМ, комиссии банков за оплату всех отчислений, а также комиссии POS-терминалов и их обслуживание, расходы составят до 30% прежней прибыли малого бизнеса.
«Смысл освобождать от налогообложения предпринимателей, когда мы забираем 30% чистой прибыли этого малого бизнеса. При этом сами затраты пойдут не в доход бюджета, а частным компаниям, банкам и провайдерам», – отметила она.
Сегодня во фракции «Акжол» просят министерство финансов сохранить действие патентов для индивидуальных предпринимателей, работающих в специальном налоговом режиме, и отложить обязательное введение контрольно-кассовых аппаратов до 2023 года.
В свою очередь в Минфине говорят, что проводят работу по созданию конкурентной среды. Если раньше работал лишь один оператор – АО «Казахтелеком», то сегодня функции операторов фискальных данных переданы также АО «Транстелеком» и ТОО «Кар-Тел», тем самым субъектам предпринимательства предоставляется выбор оператора для передачи данных онлайн ККМ.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.