Димаш Досанов: Мы делаем то, что экономически целесообразно
Генеральный директор АО «КазТрансОйл» рассказал о результатах работы компании и прокомментировал актуальные вопросыДоставить нефть на НПЗ, обеспечить экспорт казахстанского сырья и увеличить транзит через территорию Казахстана – основная задача АО «КазТрансОйл». В 2012 году компания получила статус национального оператора по магистральному нефтепроводу и стала первым участником «Народного IPO». Что сегодня происходит с акциями «КазТрансОйла», куда компания направляет свои инвестиции и как поддерживает молодых специалистов, рассказал генеральный директор АО «КазТрансОйл» Димаш Досанов.
- Димаш Габитович, недавно были опубликованы итоги производственной деятельности компании за 9 месяцев. Каких результатов вы ожидаете до конца года?
- По итогам 9 месяцев наша компания перевыполнила плановые показатели по грузообороту и объемам транспортировки нефти. Консолидированный грузооборот нефти составил 34,3 млрд тонно-километров (на 793 млн тонно-километров больше планового показателя). Объем транспортировки нефти отдельно по системе нефтепроводов «КазТрансОйл» сложился на уровне 33,3 млн тонн (на 375 тыс. тонн больше плана), грузооборот составил 28,3 млрд тонно-километров (на 527 млн тонно-километров больше плана).
По сравнению с фактическими показателями прошлого года наблюдается снижение, это связано с уменьшением сдачи нефти со стороны наших грузоотправителей, в частности, кумкольской группы месторождений. При этом нужно учитывать факторы, которые не зависят от деятельности компании. Поставки нефти по нашей системе магистральных нефтепроводов ведутся по графикам, утверждаемым Министерством энергетики РК.
«КазТрансОйл» предоставляет равный доступ грузоотправителям к своей системе нефтепроводов. В то же время с некоторыми партнерами, которые транспортируют свои объемы по нефтепроводу КТК, мы имеем договоры на гарантированные объемы прокачки нефти по нашей системе нефтепроводов по принципу «ship or pay». И это правильно, грузоотправители должны иметь альтернативные маршруты поставок нефти.
Что касается финансовых результатов, то итоги за 9 месяцев еще не подведены. По состоянию на 31 июля 2019 года по группе компаний АО «КазТрансОйл» была проведена очередная переоценка активов. Эта процедура проводится один раз в три года в соответствии с требованиями учетной политики всей группы компаний и Международными стандартами финансовой отчетности. Последний раз переоценка проходила у нас в 2016 году. Если вкратце – стоимость активов определяется на основании отчетов независимых оценщиков. Сейчас результаты независимой оценки находятся на согласовании с внешним аудитором. Ее итоги будут отражены в консолидированной финансовой отчетности компании за 9 месяцев 2019 года.
- А чем вы можете объяснить снижение котировок акций компании в этом году?
- Наши акции растут в преддверии выплаты дивидендов: пик котировок достигается примерно в феврале-мае каждого года, за которым следует снижение после выплаты дивидендов. К большому сожалению, с 2014 года постдивидендное снижение котировок усиливается внешними факторами, которые негативно влияют на настроения части инвесторов. В этом году существенное влияние оказала эмоциональная реакция рынка на размер дивиденда за 2018 год и изменение курса национальной валюты.
Надо учитывать, что с момента IPO «КазТрансОйл» является одной из немногих компаний из представительского списка индекса KASE, которая стабильно выплачивает дивиденды. За это время компания выплатила акционерам порядка 330 млрд тенге. Суммарный размер дивидендов в расчете на одну акцию составляет 857 тенге, то есть 118% к цене размещения. За последние четыре года «КазТрансОйл» выплачивал дивиденды, превышающие чистую прибыль. В этот раз ожидания миноритарных акционеров не совпали с реальностью.
Если оценивать компанию по показателю совокупного дохода акционеров (total shareholder return – TSR), то очевидно, что «КазТрансОйл» обеспечивает своим акционерам более чем привлекательную доходность. За весь период с даты проведения IPO средняя доходность акционеров превышает 22%.
- То есть акции недооценены?
- Уровень текущих котировок не соответствует фундаментальным показателям компании и мультипликаторам, используемым для оценки публичных компаний. И это не только мое мнение. Оценки и рекомендации аналитиков фондового рынка подтверждают высокий потенциал роста котировок акций «КазТрансОйла». Об этом же свидетельствует готовность инвесторов покупать бумаги на текущих уровнях. В сентябре, например, доля торгов акциями «КазТрансОйла» составила почти 10% от всего объема торгов всеми акциями на KASE. И это при том, что в обращении находится 138 наименований акций.
Очевидно, что котировки акций «КазТрансОйла» завершают очередной цикл снижения и в ближайшее время должны перейти к росту, что подтверждается динамикой торгов в октябре.
- Вы говорили о капитальных затратах. Во что вы инвестируете – в улучшение инфраструктуры, технологии, IT?
- Мы инвестируем в свою основную деятельность – поддержание надежности трубопроводов, потому что можем вкладывать только в то, что действительно необходимо. Поскольку «КазТрансОйл» является субъектом естественных монополий, нашу инвестиционную деятельность контролирует Комитет по регулированию естественных монополий (КРЕМ). Задача курирующих органов – регулировать тарифы, наша задача – обеспечить надежную транспортировку нефти. В своей инвестиционной программе мы предусматриваем первоочередные инвестиции и учитываем их влияние на уровень тарифов. Заявку на утверждение инвестиционной программы рассматривают и согласовывают Министерство энергетики и КРЕМ.
Компания активно инвестирует в строительство новых и расширение действующих объектов, реконструкцию и модернизацию. Сейчас мы ведем строительно-монтажные работы по замене трубы на участках магистрального нефтепровода «Прорва-Кульсары», завершить их планируется до конца этого года. Также в этом году начнутся работы по замене отдельных участков линейной части экспортного нефтепровода «Узень-Атырау-Самара» общей протяженностью 31 км. Завершить ремонт планируем в следующем году.
Большая работа проводится на нефтеперекачивающих станциях. В этом году мы начали реконструкцию системы электроснабжения и автоматики на НПС «Степное», реконструируем системы частотного регулирования магистральных насосных агрегатов ГНПС «Кумколь». Начато строительство магистральной насосной станции на ГНПС «Узень» и подпорной насосной на НПС «Жетыбай», проводятся работы по модернизации производственно-технологической связи и систем автоматизации.
До конца нынешнего года планируется завершить строительство водовода «Кульсары-Тенгиз». Новый водовод протяженностью 104,2 км и пропускной способностью 13,2 тыс. кубометров в сутки предназначен для поставки технической воды для производственных и технических нужд ТОО «Тенгизшевройл». В результате будет обеспечена подача воды в объеме, необходимом для предстоящего расширения производства ТОО «Тенгизшевройл». Проект полностью финансируется ТШО.
Кроме того, группа компаний «КазТрансОйл» завершает реконструкцию двух водонасосных станций, проводит замену 56 км участка магистрального водовода «Астрахань-Мангышлак». В результате объем подачи воды по водоводу вырастет с 95 до 125 тысяч кубометров воды в сутки. Это означает, что ситуация с водоснабжением для жителей Атырауской и Мангистауской областей, нефтедобывающих, промышленных предприятий и сельхозпроизводителей региона значительно улучшится.
- Один из крупнейших проектов «КазТрансОйла» предусматривает расширение мощности нефтепровода Кенкияк-Атырау. Недавно президент страны поручил завершить его строительство в кратчайшие сроки. Как продвигается работа?
- Проект по реверсированию прокачки нефти по нефтепроводу «Кенкияк-Атырау» является частью второго этапа строительства и развития системы нефтепроводов Казахстан-Китай. В рамках проекта в 2016 году мы завершили реконструкцию нефтеперекачивающей станции имени Шманова (Атырауская область). В июле 2018 года – реконструкцию станции «Кенкияк» (Актюбинская область) и в конце этого же года наша совместно-контролируемая компания ТОО «МунайТас» приступила к реализации проекта реверса нефтепровода «Кенкияк-Атырау». Цель проекта – увеличить пропускную способность «Кенкияк-Атырау» до 6 млн тонн в год и обеспечить поставки западно-казахстанской нефти по системе Казахстан – Китай на ПНХЗ и ПКОП и на экспорт в КНР. Сейчас трубопровод дает возможность качать нефть в направлении Атырау, и 1 млн тонн – в реверсном режиме в направлении Кенкияка. После завершения проекта реверса мы сможем транспортировать нефть в сторону Кенкияка до 6 млн тонн.
Этот проект находится в активной фазе реализации. Ввод его в эксплуатацию ожидается во втором полугодии 2020 года, скорее всего, это будет октябрь-ноябрь. Проект непростой, очень много расчетов надо было сделать, с учетом реологических особенностей нефти западных месторождений. Но мы всецело понимаем его важность и поставленные задачи выполним.
- В прошлом году «КазТрансОйл» объявил о централизации управления потоками нефти. Как планируете дальше развивать цифровой потенциал?
- Инфраструктура трубопроводного транспорта состоит из труб, насосных станций, резервуаров и сопутствующих коммуникаций. В прошлом году мы завершили проект дистанционного управления потоками нефти по всей системе нефтепроводов в Главном диспетчерском управлении (ГДУ) в Нур-Султане. Для этого мы прошли большой путь продолжительностью свыше 10 лет. Управление поэтапно централизовали сначала в районных управлениях, после – в двух филиалах, а в прошлом году – в Нур-Султане. Проект также предусматривает интеграцию данных с системами автоматизации магистральных нефтепроводов «Кенкияк-Атырау», «Кенкияк-Кумколь», «Атасу-Алашанькоу». Диспетчеры ГДУ контролируют и управляют работой 35 нефтеперекачивающих станций, 5 станций подогрева нефти, объектами линейной части магистральных нефтепроводов на протяжении более 5378 км. В результате мы смогли повысить уровень производственной безопасности, увеличить надежность управления оборудованием.
Кроме того, в свое время в компании разработали и внедрили информационную систему «Тасымалдау». Ежемесячно сотрудникам «КазТрансОйла» приходилось обрабатывать порядка 1700 документов. Теперь этот процесс автоматизирован, система позволяет оперативно взаимодействовать с грузоотправителями, получать документы и регистрировать их в системе электронного документооборота нашей компании. Кроме того, грузоотправители оперативно, в режиме 24/7, получают всю информацию – предоплатные счета, маршрутные поручения, уведомления по тарифам, потерям и так далее. В рамках договоров по транспортной экспедиции «Тасымалдау» предоставляет документы в порты Усть-Луга и Новороссийск. В перспективе планируется использовать «Тасымалдау» для ведения учета погрузки и разгрузки казахстанской нефти в морских портах Махачкала, Новороссийск и Усть-Луга. Таким же образом планируем выстроить взаимосвязь с НПЗ по принципу грузоотправители – «КазТрансОйл» – НПЗ, чтобы обмениваться информацией по приему нефти.
Что касается цифровизации других процессов, то в первую очередь мы ставим перед собой вопрос об экономической и производственной эффективности. Можно автоматизировать все процессы, вплоть до простейших, но есть ли в этом необходимость? Мы делаем то, что экономически целесообразно. Одним из моих ключевых показателей деятельности как руководителя компании является прибыльность, поэтому все проекты оцениваются в первую очередь с точки зрения экономической эффективности.
- Чем завершился вопрос по компенсации за загрязненную нефть и какова роль «КазТрансОйла» в этом процессе?
- Свыше 90% экспортируемой казахстанской нефти сегодня проходит через территорию России. ПАО «Транснефть», российский оператор нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, один из наших важнейших партнеров. Через систему КТО казахстанская нефть идет по «Атырау-Самара» и далее в порты Новороссийск и Усть-Луга. Там загружается в танкеры и уходит по морю на экспорт.
Теперь о ситуации с загрязнением нефти. Нефть казахстанских грузоотправителей, которую мы транспортировали по «Атырау-Самара», была загрязнена хлорорганикой в порту Усть-Луга при наливе в танкеры. Такая ситуация произошла впервые на Евразийском пространстве. Российские коллеги отреагировали очень быстро и профессионально. Подтвердили, что загрязнение произошло на территории России и ущерб будет возмещен. В этом вопросе с президентом ПАО «Транснефть» Николаем Токаревым мы достигли взаимопонимания во время переговоров весной в Санкт-Петербурге, в рамках заседания Международной ассоциации транспортировщиков нефти. В беседе Николай Петрович заверил, что ущерб будет возмещен.
Документально подтверждено загрязнение хлорорганикой около 699 тыс. тонн нефти, принадлежащей 38 казахстанским нефтяным компаниям. В рамках урегулирования данного инцидента в настоящее время акционерным обществом «КазТрансОйл», выступающим от имени данных компаний, проводится работа по подписанию соответствующих соглашений с ПАО «Транснефть» и АО «Транснефть-Дружба».
- Вы сказали, что это был первый случай на Евразийском пространстве. Какие меры принимаете, чтобы такие инциденты не повторялись?
- Если говорить о нефтепроводах КТО, то система контроля функционирует надежно. Однако, как это принято в международной практике управления рисками, каждый негативный случай независимо от того, где он происходит, анализируется на предмет возможности возникновения такой ситуации в будущем.
Чтобы вы понимали, «КазТрансОйл» не использует хлорорганические соединения при транспортировке нефти. При этом в процессе нефтедобычи и подготовки нефти применяются реагенты, которые могут содержать хлорорганические вещества. Поэтому после инцидента в системе магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть» мы провели встречу с грузоотправителями и договорились о том, что они будут обеспечивать постоянный контроль использования реагентов на месторождениях и оснастят свои лаборатории необходимым оборудованием для анализа качества нефти.
Мы в свою очередь тоже усилили контроль за качеством транспортируемой нефти и дополнительно оснащаем собственные химические лаборатории на всех приемо-сдаточных пунктах приборами и реактивами для ежедневного отслеживания показателя массовой доли органических хлоридов, при необходимости.
- Какие перспективы у транзита российской нефти в узбекском направлении? Были ведь планы по строительству нефтепровода Шымкент-Джизак?
- Два года назад было подписано рамочное соглашение между правительствами Казахстана и Узбекистана о сотрудничестве в сфере энергетики, в котором было оговорено развитие транзита российской нефти в Узбекистан через территорию Казахстана. По итогам 2017 года в направлении Узбекистана было транспортировано порядка 68 тыс. тонн, в первом квартале 2018 года – 36 тыс. тонн. Больше с того времени поставок нефти не осуществлялось.
Если говорить о строительстве нефтепровода, то для этого нужны расчеты эффективности и технико-экономическое обоснование. Мы не можем инвестировать миллиарды тенге в трубопровод и прокачать по нему всего 30 тыс. тонн. С нашей стороны подготовлены предварительные технические оценки вариантов строительства нефтепровода «Шымкент-Джизак». Но принять решение о строительстве мы сможем только после достижения предметных договоренностей между поставщиками (Россией) и покупателями (Узбекистаном) нефти, которые станут гарантией долгосрочной загрузки нового нефтепровода.
Другое дело – транзит российской нефти в Китай. Еще в 2013 году КТО и Роснефть договорились о транспортировке нефти в направлении Китая по маршруту Прииртышск – Атасу – Алашанькоу в объеме 7 млн тонн в год, начиная с 2014 года. Позже, в декабре 2016 года, компании договорились об увеличении вплоть до конца 2023 года объема транзита российской нефти до 10 млн тонн в год. Сегодня совместно с российской и китайской сторонами рассматривается возможность увеличения транзита на 3 млн тонн свыше нынешних 10 млн тонн в год.
Для КТО транзит – важный источник повышения доходности, и компания активно отстаивает свои позиции, в том числе тарифы. На 2017-2018 годы стоимость транспортировки российской нефти в Китай была увеличена до $11,36 за тонну. Ранее цена составляла $9,8 за тонну. С 2019 года, вплоть до 2023, российская нефть будет транспортироваться по цене $15 за тонну.
- Каким вы видите будущее компании, учитывая истощение зрелых месторождений?
- Вы правы, в последние годы в Казахстане наблюдается сокращение добычи нефти на месторождениях, составляющих традиционную ресурсную базу КазТрансОйла», что связано с их естественным истощением. Эта ситуация сложилась не сегодня, мы прогнозировали возможное снижение объемов транспортировки нефти. В таких условиях, когда есть технические возможности, но недостаточно нефти для транспортировки, мы диверсифицируем источники дохода и ищем дополнительные ресурсы для загрузки своей системы нефтепроводов. С одной стороны, компания обеспечивает основной объем поставок сырья на отечественные НПЗ и транспортировку по 5 экспортным направлениям, с другой – мы развиваем транзит и стремимся монетизировать свой опыт и экспертизу в сфере трубопроводного транспорта. Все крупные магистральные нефтепроводы, проходящие по территории Казахстана, принадлежащие ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод», ТОО «МунайТас», компании «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.», АО «Тургай Петролеум» и АО КТК-К, обслуживаются КТО. В частности, доходы от операторской деятельности по итогам первого полугодия – 8,3 млрд тенге, что на 54% выше аналогичного показателя за 6 месяцев 2018 года. К слову, наши партнеры высоко оценивают качество оказываемых компанией услуг. Недавно КПО завершил крупнейший в своей истории капитальный ремонт на всех объектах компании. Совместно с нашими специалистами были успешно проведены работы на экспортном трубопроводе КАТС КПО и нефтеперекачивающих станциях «Терминал Атырау» и «Большой Чаган». Работы проводились в рамках нового трехлетнего контракта, заключенного между КПО и КТО на 2019-2021 годы. Руководство КПО высоко оценило качество и уровень проведенных нашими специалистами работ.
Для повышения конкурентоспособности наших экспортных направлений с начала 2017 года реализована новая схема транспортировки казахстанской нефти с сохранением качества по маршруту Атырау-Самара-Новороссийск. Существующая техническая возможность ПАО «Транснефть» по транспортировке казахстанской малосернистой нефти по данному маршруту составляет до 1 млн тонн в год. Совместно с «Транснефтью» мы продолжаем работу по увеличению технической возможности транспортировки в этом направлении.
Несмотря на снижение объемов добычи нефти на зрелых и выработанных месторождениях, рост потребности отечественной экономики в энергоносителях и сырье для глубокой переработки предполагает исключение сценария дефицита нефти на внутреннем рынке. Имеющийся положительный баланс нефти в Казахстане позволяет быть уверенными, что отечественные НПЗ будут загружены сырьем в необходимом объеме. Запускаемая правительством программа развития геологоразведочных работ в долгосрочной перспективе обеспечит прирост извлекаемых запасов нефти и, соответственно, повысит востребованность нефтетранспортной инфраструктуры.
- Хотелось бы еще поговорить о Батумском нефтяном терминале. Транзит нефти здесь снизился. Как будет развиваться терминал?
- Батумский нефтяной терминал (БНТ) приобретали для диверсификации экспортных направлений. Но ситуация на рынках вносит свои коррективы, по отдельным международным коридорам грузооборот сокращается, это затронуло и Батумский нефтяной терминал. К сожалению, сейчас казахстанские грузоотправители не используют БНТ для транспортировки нефти. Но в долгосрочной перспективе возможен рост спроса, с учетом высокой вероятности увеличения добычи в нашей стране и других прикаспийских государствах. Потенциальный рост добычи на Кашагане и Тенгизе также не исключает возможности экспорта через Батуми.
Тем не менее менеджмент БНТ рассматривает варианты диверсификации деятельности, и уже есть результаты. В марте прошлого года заключен договор с ТШО по перевалке казахстанского сжиженного газа. В конце 2018 года Батумский морской порт (БМП) подписал соглашение с компанией «Wondernet Express Investment Group LLC» о строительстве на территории порта терминала и крытого склада для перевалки минеральных удобрений. Строительство будут вести за счет компании «Wondernet Express Investment Group LLC», которая в дальнейшем будет оперировать и управлять терминалом. При этом БМП будет получать оплату за аренду территории, перевалку груза, а также портовые сборы за обслуживание судов.
Также привлечены новые грузоотправители по перевалке темных нефтепродуктов туркменского происхождения. Ведется работа по привлечению других видов грузов.
- 2020 год в компании «КазТрансОйл» объявлен годом безопасности. Такие инициативы помогают в действительности снизить уровень травматизма на производстве?
- Безопасный труд, сохранность жизни и здоровья людей являются безоговорочными приоритетами нашей компании. Когда три года назад я пришел в компанию, то сразу поставил цель – привить каждому работнику культуру безопасности. Это работа не одного года, ее нужно вести постоянно. Я начал с себя и топ-менеджмента, в начале прошлого года руководители компании подписали Личные Приверженности в вопросах безопасности труда. Эти документы были каскадированы по всем уровням, вплоть до линейного. На ежегодной основе стали проводить форумы по HSE. Это все сделано для внедрения еще более осознанного отношения работников к вопросам безопасности.
За последние три года мы внедрили практику тестирования персонала на знание основ культуры безопасности. На регулярной основе проводятся «минутки по ТБ», инструктажи, тренинги, встречи и собрания в трудовых коллективах по вопросам HSE. Каждый сотрудник «КазТрансОйла», а также работники подрядных организаций, имеют возможность вносить предложения по улучшению состояния безопасности и охраны труда. Свои конструктивные идеи они направляют на корпоративный электронный почтовый ящик. Также работники могут заполнить карточку безопасности «Қорғау». По всем обстоятельствам, требующим немедленного вмешательства, проводится соответствующая работа.
Все это позволяет снизить до минимальных значений количество несчастных случаев, связанных с производством. Конечно, мы стремимся свести их к нулю. В 2017 году было зарегистрировано 3 случая, в 2018 году – 2, в текущем году произошло 2 несчастных случая. Ни один факт мы не скрываем, проводится анализ, выясняются причины. Своевременно проводятся корректирующие и предупреждающие действия. Работникам разъясняется необходимость обязательного применения всех необходимых средств индивидуальной защиты, ремней безопасности, установленного регламента проведения работ.
Культура безопасности труда в нашей компании универсальна для всех, единых правил и принципов придерживаются топ-менеджеры, руководители различного уровня, производственный персонал. Это же является обязательным условием и в работе с подрядчиками. Одновременно мы стремимся постоянно обогащать и совершенствовать эту сферу, внедрять лучшие мировые практики и извлекать уроки из собственного опыта. В этих целях в АО «КазТрансОйл» 2020 год объявлен Годом безопасности. Мы планируем провести ряд ключевых мероприятий, направленных на улучшение условий труда и качества спецодежды, усиление контроля за транспортной безопасностью, повышение квалификации работников HSE в соответствии с международными стандартами IOSH и NEBOSH. Планируем провести оценку производственных рисков методом HAZOP, продолжим развивать экологическую безопасность нашей деятельности и ресурсосбережение. Все это вкупе, я уверен, позволит нам перейти на качественно новый уровень управления безопасностью и охраной труда в компании.
- Объекты вашей компании расположены практически во всех регионах страны. Какие социальные проекты в этих областях вы реализуете?
- За всю историю «КазТрансОйла» было реализовано много социальных проектов. «КазТрансОйл» как одна из системообразующих компаний осознает свою ответственность в формировании благоприятной среды, в которой она ведет свою деятельность, в том числе в сфере обеспечения экологической безопасности производства, развития кадрового потенциала и создания благоприятных условий и безопасности труда, конструктивных отношений с партнерами и другими участниками рынка, содействие благополучию жителей территорий ее присутствия и общества в целом.
Развитие кадрового потенциала не может ограничиваться только развитием имеющегося персонала. Компании должны думать о будущем. Уже сейчас мы готовим новую смену нефтепроводчиков. В этом году в рамках Года молодежи в Казахстане запустили совместно с Министерством образования и науки проект по оплачиваемой практике на наших объектах. В течение всего лета в 12 регионах страны на наших производственных подразделениях практику прошли 420 ребят из 11 профильных вузов и 10 колледжей. Проект рассчитан на 5 лет. Ребята получили практические знания и неплохую стипендию. Практиканты, которые достигли успехов в учебе и показали наилучшие результаты во время практики, после получения диплома смогут участвовать в конкурсе на занятие вакантных должностей в подразделениях «КазТрансОйла».
Также мы участвуем в реализации государственных программ и проектов. В прошлом году по поручению Елбасы и в рамках постановления Правительства РК компания направила на строительство многофункционального конгресс-холла в Туркестане 2,2 млрд тенге. Спонсорскую помощь для строительства этого объекта оказали и другие национальные компании и организации. Мы внимательно следим за ходом строительства. Сегодня уже полностью готов фундамент здания, ведутся каркасно-монолитные работы.
Компания заботится о состоянии окружающей среды. В 2017 году работники АО «КазТрансОйл» посадили в регионах Казахстана свыше 2000 деревьев, кустарников и цветов. Места посадки деревьев в разных городах страны получили названия «Аллеи нефтепроводчиков». Продолжается работа по рекультивации нарушенных земель, мы ликвидируем последствия аварий, произошедших на магистральных нефтепроводах в 60-70-х годах прошлого столетия. В этом году наши сотрудники поддержали акцию #BirgeTazaQazaqstan и высадили 150 хвойных деревьев. Отмечу, что работа по охране окружающей среды ведется у нас на постоянной основе, во всех подразделениях действует концепция «Зеленый офис».
В своей повседневной деятельности компания придерживается принципов устойчивого развития, тем самым содействует благополучию и процветанию общества.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.