Порт в азиатский мир лежит через Малайзию
Что будет способствовать росту экономического взаимодействия Казахстана и МалайзииНа днях в Алматы прошла бизнес-конференция, организованная посольством Малайзии в Казахстане, Корпорацией развития внешней торговли Малайзии (MATRADE) совместно с Палатой предпринимателей «Атамекен», на тему расширения торговых связей. Во время диалога b2b представители ведущих малазийских компаний познакомились со спецификой ведения местного бизнеса в части расширения торговли и наращивания инвестиционных возможностей в регионе. Вместе с тем текущая статистика двусторонних торговых отношений между Малайзией и Казахстаном составляет всего 3-4% от мирового товарооборота. О том, что будет способствовать росту экономического взаимодействия двух стран и каких результатов сотрудничества удалось достичь за последний год корреспонденту «Капитал.kz» в эксклюзивном интервью рассказали заместитель генерального директора MATRADE Мохд Мустафа Абдул Азиз и посол Малайзии в Казахстане Дато’ Саид Бакри.
- Интересно было бы узнать, как выглядит Казахстан глазами Малайзии, в частности со стороны бизнес-партнерства?
Мохд Мустафа Абдул Азиз:
- Следует отметить, что Казахстан и Малайзия поддерживают тесные двусторонние связи, начиная с 1992 года. И сегодня ваша страна не перестает быть для нас сильным партнером с быстрорастущей экономикой.
На серьезность наших отношений указывает и открытие офиса малазийского государственного агентства MATRADE в 2015 году, которое отвечает за продвижение экспорта продукции и услуг, произведенных в Малайзии. Более того, в рамках сотрудничества мы проводим индивидуальные бизнес-встречи между зарубежными импортерами и малазийскими экспортерами, а также организуем приезд иностранных торговых миссий и отдельных иностранных импортеров в Малайзию. За последний год наше госагентство привело на казахстанский рынок более сотни малазийских компаний.
В 2018 году Казахстан стал для Малайзии 92 крупнейшим торговым пунктом назначения, 85 крупнейшим экспортером, 105 крупнейшим импортером.
Дато’ Саид Бакри:
- До настоящего момента от наших предпринимателей были только хорошие отклики о Казахстане. Но мы хотим видеть также и казахстанские компании в нашем регионе, чтобы они имели возможность использовать Малайзию как порт, в том числе как выход на другие азиатские страны. Пока от Казахстана подобных предложений не поступало. Тем не менее все зависит от инициатив обеих сторон.
- Вы можете выделить приоритеты во взаимном сотрудничестве Казахстана и Малайзии?
Мохд Мустафа Абдул Азиз:
- Наше сотрудничество мы рассматриваем в трех направлениях: первое – это, конечно же, услуги и сервис малазийских компаний, второе – инвестиции в экономику Казахстана и третий момент, как уже было сказано, чтобы казахстанские предприниматели тоже рассмотрели возможность для продвижения своих продуктов и услуг на малазийском рынке.
- Если говорить в цифрах о результатах и перспективах торгово-экономического взаимодействия между Казахстаном и Малайзией?
Мохд Мустафа Абдул Азиз:
- Да, если говорить о товарообороте между Малайзией и Казахстаном, то в 2018 году он увеличился на 17,5% и вырос до $98,7 млн.
Что касается объема экспорта в Казахстан, он увеличился за прошлый год на 21,1% и составил $89,6 млн. Однако импорт сократился до $9,1 млн или на 8,6% по сравнению с 2017 годом.
В то время как за январь-август 2019 года общий торговый оборот с Казахстаном снизился на 38,5%, до $43,9 млн, в том числе экспорт на 37,7%, до $41,3 млн, импорт на 48,7%, до $2,5 млн по сравнению с тем же периодом 2018 года, то есть за восемь месяцев.
Тем не менее мы твердо верим, что есть много возможностей для расширения и наращивания существующих торговых отношений между обеими странами.
- Расскажите, из чего состоит экспорт и импорт товаров и услуг, и если можно, то в долевых соотношениях?
Мохд Мустафа Абдул Азиз:
- Основной экспорт в Казахстан в 2018 году состоял из таких товаров, как сельско-хозяйственные продукты на основе пальм, в долевом соотношении это 22,6%, кофейные продукты - 22%, электрические товары (например, микроволновые печи, жаровни, кассовые регистраторы, рентген- оборудования) - 13,4%, промышленные продукты на основе пальм - 10,8%, обработанная пища (то есть экстракт чая и мате, эссенции и концентраты) – 7%.
Если говорить об импортируемых товарах из Казахстана в прошлом году были: выделка из металла (цинковые слитки, стержни, профили и провода) - 85,4%, железо и стальная продукция (Ферро Хрониум)- 8,5%, химия и химическая продукция -3,3%, машины, оборудования и их части (части бурильных и тонущих машин) - 1,4%, оптические и научные оборудования (для измерения давления) – 0,8%.
- Вы упомянули об инвестициях. На какую сумму и в какие отрасли инвестировала Малайзия в экономику Казахстана за последний год?
Мохд Мустафа Абдул Азиз:
- В 2018 году 8 малазийских компаний произвели инвестиции в Казахстан на общую сумму $500 млн, это коснулось таких отраслей, как нефтегазовый сектор, образование, архитектура, строительство (в частности цементного завода), телекоммуникации, финансовый сектор (исламский банкинг).
Дато’ Саид Бакри:
- Сейчас наибольшая доля инвестиций Малайзии приходится на нефтегазовую промышленность, но в будущем мы рассматриваем увеличение доли финансирования в строительство и архитектуру. Кроме того, наши специалисты могут работать с казахстанскими компаниями по проектам возведения иконических, знаковых строений. Вы, наверное, знаете, что стальная конструкция самого высокого здания в мире Бурж Аль-Халифа, расположенного в Дубае, была построена нашей малазийской компанией.
- Тогда хотелось бы узнать, насколько прирастут малазийские инвестиции в следующем году?
Мохд Мустафа Абдул Азиз:
- Я бы не хотел спекулировать цифрами относительно инвестиций на следующий год или дальше, но могу сказать, что потенциал Казахстана в плане инвестиционной привлекательности очень большой. В ближайшие годы я прогнозирую прирост малазийских инвестиций в вашу экономику в среднем на 5%.
- Какие соглашения уже были достигнуты Казахстаном и Малайзией на государственном уровне? Коснулось ли это налоговых льгот между двумя странами?
Дато’ Саид Бакри:
- Касательно торговых отношений и налоговых льгот пока не было подписано никаких соглашений на уровне государства, но, возможно, в процессе переговоров стороны договорятся об этом.
Мохд Мустафа Абдул Азиз:
- Именно поэтому задача MATRADE и посольства Малайзии на правительственном международном уровне упростить дальнейшее сотрудничество между нашими странами и создать благоприятные условия и базу для совместной работы.
Дато’ Саид Бакри:
- Но были подписаны соглашения об упрощении передвижения наших граждан. Например, сейчас мы достигли безвизового режима между двумя странами, что уже само по себе способствует улучшению торговых отношений.
У нас есть данные, что за прошлый год почти 14 тыс. казахстанцев посетили Малайзию в туристических целях, в то время как в 2017 году их было порядка 12,5 тыс. Кроме того, мы уверены, что каждый год это количество будет только расти. То же самое касается и малазийских граждан, желающих посетить Казахстан.
К тому же на сегодняшний день совершаются прямые перелеты в Куала-Лумпур из Нур-Султана и Алматы три раза в неделю. Вместе с тем ежегодно увеличивается и количество казахстанских студентов, обучающихся в малазийских вузах.
- Как известно, Малайзия является мировым лидером в области регулирования халал-индустрии. На ваш взгляд, есть ли потенциал для развития этого направления у нас в Казахстане?
Мохд Мустафа Абдул Азиз:
- Разумеется. В Казахстане это может охватить очень большой сектор, особенно в производстве мясных продуктов. Но нужно отметить, что халал это не только еда, это еще и медицинские препараты, косметика и многое другое.
В свою очередь у Малайзии, как вы правильно отметили, есть обширные знания и опыт в халал-индустрии, которыми мы всегда готовы делиться с вашей страной. Например, сейчас мы участвуем совместно с Правительством Казахстана в разработке нормативных документов по данному вопросу.
Помимо этого, я бы хотел обратить внимание казахстанских производителей на международную выставку MIHAS, которую ежегодно устраивает MATRADE в Куала-Лумпуре. В следующем году она пройдет 1-4 апреля. Эта выставка является отличной платформой как для производителей, поставщиков, так и дистрибьюторов халал-продукции со всего мира.
За последние 15 лет MIHAS привлекла в общей сложности 4 382 международных покупателя из более чем 50 стран, организовала площадку для деловых встреч с почти 7 400 малазийскими компаниями. Между ними в свою очередь было организовано порядка 54 тыс. бизнес-встреч, которые принесли фактические и потенциальные продажи на сумму более $4 млрд.
Также с момента создания выставку посетили около 400 тыс. предпринимателей из разных стран.
Кроме того, если говорить в целом о мировой исламской экономике, то в 2017 году она оценивалась в $4,5 трлн, а к 2023 году ожидается ее рост до $6,8 трлн. Это огромный перспективный рынок и у вашей страны есть высокий потенциал на нем.
- Не рассматривало ли руководство вашей страны возможность участия в едином интеграционном союзе с Казахстаном?
Дато’ Саид Бакри:
- По географическому расположению Малайзия находится в АСЕАН, а Казахстан в ЕАЭС. Сейчас, насколько мне известно, эти два интеграционных союза ведут переговоры о некоторых видах сотрудничества. Что касается создания в будущем какого-то единого союза с Казахстаном, такой возможности я не исключаю, но пока вопрос остается открытым.
- Если говорить о Центральной Азии в целом, каким государствам Малайзия отдает приоритет в плане инвестиций и дальнейшего сотрудничества?
Дато’ Саид Бакри:
- На первом месте у нас стоит Казахстан, на втором Узбекистан, остальные страны Центрально-Азиатского региона нас также привлекают, но в меньшей степени. Однако у каждого государства есть свои сильные и слабые стороны.
Что касается Казахстана, то мы считаем, что реформы, проводимые вашим правительством, открывают большие возможности для экономического роста, поэтому мы видим вашу страну лидером Центрально-Азиатского региона.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.