Индустриальные сложности Казахстана
Сколько потратить на стимулирование обрабатывающей промышленности?В индустриальной политике Казахстан придерживается безальтернативного курса на развитие несырьевых секторов экономики, не зависящих от конъюнктуры мировых рынков. В связи с этим начиная с 2010 года последовательно реализуется новая проактивная индустриальная политика, направленная на создание высокопроизводительной и экспортно ориентированной обрабатывающей промышленности.
За годы индустриализации достигнуты опережающие темпы роста выпуска продукции обрабатывающей промышленности: в 1,3 раза выросла производительность труда, в 2,1 раза увеличился приток инвестиций в основной капитал предприятий обрабатывающей отрасли. Но необходимо признать, что этого недостаточно, так как отечественная обрабатывающая промышленность не стала драйвером экономического роста (доля обрабатывающей промышленности в 2018 году составила 11,4% ВВП), а объем производства до сих пор не достиг уровня 1990 года (94,5%), тогда как вся промышленность выросла на 36%, а горнодобывающая – в 2,6 раза.
Основа международной конкурентоспособности – это способность экспортировать сложную обработанную продукцию. Казахстан на глобальном рынке представлен в основном сырьевыми и промежуточными товарами, цены на которые в будущем будут только снижаться: согласно прогнозу Всемирного банка, в 2030 году средняя цена на нефть будет ниже уровня 2018 года на 17%, меди – на 13%, железной руды – на 19%, свинца – на 24%, цинка – на 30%. И данный прогноз подтверждается текущими трендами: продолжающимися торговыми войнами между Китаем и США, что приводит к сокращению спроса на нефть; несогласованностью действий членов ОПЕК; ростом объемов производства сланцевой нефти; новыми технологиями повторного использования металлолома (Circular Economy); ужесточением экологической политики странами мира в отношении грязного производства.
В среднесрочной перспективе мировой спрос на сырье будет только снижаться, так как технологии способствуют сокращению материалоемкости и энергоемкости на единицу продукции. Будущее за готовыми товарами, а точнее – за уникальными. Страны мира готовы дальше наращивать экспорт своей обрабатывающей промышленности. А иного пути у Казахстана нет, кроме развития обрабатывающей промышленности.
Как показывает мировой опыт, начиная с первой промышленной революции в Великобритании и США во время Великой депрессии, страны поддерживали отрасли экономики, направленные на удовлетворение внутреннего спроса, прибегая к жесткому протекционизму. Э.Райнерт в бестселлере «Как богатые страны стали богатыми и почему бедные страны остаются бедными» показывает, что богатые страны стали богатыми благодаря сочетанию государственного вмешательства, протекционизма и стратегических инвестиций, а не благодаря свободной торговле, декларируемой ВТО.
В условиях ВТО протекционизм в отношении готовых товаров запрещен (кроме сельхозтоваров), но страны маскируют государственную поддержку различными способами. Причем нет отличий в мерах поддержки между развитыми и развивающимися странами, разница только в суммах. Меры и инструменты аналогичны: льготные кредиты, налоговые преференции, субсидирование закупки сырья, консультационная поддержка, стимулирование НИОКР и ИКТ.
Государствам сложно напрямую оказывать поддержку отечественному производителю в условиях нагнетания международной конкуренции и необходимости выполнения условий международных договоров. Но события последнего времени показывают, что в международной торговле акселерируются центробежные тенденции регионализации (МЕРКОСУР, НАФТА, ЕАЭС), торговых войн (Китай и США), санкций. Данные тенденции идут вразрез с политикой ВТО.
Страны ищут способы защиты собственных рынков, поддержки местных производителей, малого и среднего бизнеса. Они пытаются выполнять нормы ВТО, но когда рынки развивающихся стран открыты, а институты слабы, то они заведомо в проигрышной ситуации. Развитые страны в силу своего технологического превосходства будут дальше наращивать отрыв от развивающихся стран, которые вынуждены быть всегда в роли догоняющих. А политика ВТО дальше будет способствовать этому отрыву.
Например, России, попавшей в 2014 году под санкции, ничего не оставалось как сделать промышленную и торговую политики протекционистскими: импортозамещение и поддержка экспорта. Создана инфраструктура поддержки экспорта (Российский экспортный центр, Фонд развития промышленности), где экспортерам предоставляются эксклюзивные инструменты и доступ к дешевым ресурсам. На официальном сайте статистического ведомства России ведется учет по 28 товарам импортозамещения, рост производства которых по некоторым позициям в 2018 году по сравнению с 2014 годом (до введения санкций) исчисляется в 1,5-2-кратном размере.
Государственная поддержка обрабатывающей промышленности Казахстана осуществляется в соответствии с нормами Предпринимательского кодекса. Но, как показал опыт предыдущих двух пятилеток индустриализации, финансирование мер государственной поддержки не смогло покрыть всех потребностей предприятий. Очевидно, что ни у одного государства в мире не хватит ресурсов. На реализацию мероприятий ГПИИР 2.0 (2015-2019 годы) было выделено более 800 млрд тенге, что явно не соотносится с масштабом и ролью обрабатывающей промышленности в экономике страны. Например, на финансирование государственной программы «Нұрлы жол» выделено 4,6 трлн тенге, тогда как доля транспорта в ВВП составляет 8,2% (2018 г.); на реализацию государственной программы развития АПК выделено 3,1 трлн тенге, а доля сельского хозяйства составляет только 4,3% от ВВП. Проведя аналогию, можно понять, сколько необходимо средств для стимулирования обрабатывающей промышленности при ее доле в 11,4% от ВВП!
Основным видами промышленности являются добыча, обработка и энергетика. Продукцию добывающих отраслей и энергетики, доля которых в структуре промышленного производства составляет более 62%, потребители прямо не используют. Продукцию горнодобывающей промышленности составляют биржевые товары, которые полностью экспортируются на мировые товарные рынки. Продукция энергетики по определению – это неторгуемые товары, производимые естественными монополиями. Обрабатывающая промышленность – это высококонкурентная отрасль, где прибыль зависит от эффекта масштаба. Чтобы получить в обрабатывающей промышленности уровень прибыли как в горнодобывающей промышленности, необходимы аналогичные условия, в том числе сопоставимый объем инвестиций. В 2018 году в среднем на одно активно действующее предприятие обрабатывающей промышленности приходился 151 млн тенге инвестиций в основной капитал, что в 25 раз меньше объема среднестатистического предприятия горнодобывающей промышленности. Причем в общем объеме инвестиций в основной капитал доля обрабатывающей промышленности составила 19%, тогда как горнодобывающей промышленности – 68,6%.
Во-первых, данная разница объясняется стоимостью технологического цикла и объемом исторических инвестиций, которые были выше в отечественной горнодобывающей промышленности, чем в обрабатывающей. Это досталось от аграрно-сырьевой специализации Казахстана во времена СССР. Исторически в Казахстан цена входа в горнодобывающую промышленность выше, чем в обрабатывающую отрасль.
Во-вторых, казахстанская обрабатывающая промышленность менее привлекательна для инвестирования по причине невысокой эффективности на вложенные средства: за 2015-2018 годы средний уровень рентабельности обрабатывающей промышленности составил 11,1%, тогда как в горнодобывающей промышленности – 41,1%. Вследствие чего банки увеличивают цену кредитных ресурсов для обрабатывающей промышленности: средняя ставка по кредитам за 2015-2018 годы для обрабатывающей промышленности составила 13,8%, а для горнодобывающей – 9,4%. Предприятия обрабатывающей промышленности больше всего нуждаются в финансовых средствах: доля обрабатывающей промышленности в выданных кредитах в 2018 году составила 11%, тогда как горнодобывающей – 3%. Причем тенденция текущего года носит угрожающий характер: за 7 месяцев 2019 года в структуре инвестиций в основной капитал доля кредитов банков составила только 7%, тогда как год назад она достигала 46%!
Таким образом, отсутствие привлекательности предприятий обрабатывающей промышленности делает их недоступными в качестве объекта инвестирования, а также для кредитов банков, что не может способствовать повышению их конкурентоспособности.
Как показывает опыт 10 стран мира, успешно увеличивших долю обработанного экспорта, для стимулирования обрабатывающей промышленности нужны значительные средства государства, частного сектора, и они должны выделяться в значительном и полном объеме. Государства предпринимают беспрецедентные меры поддержки предприятий приоритетных секторов, не ожидая от них немедленной отдачи, так как целью данных мер является создание критической массы предприятий в таргетном секторе, затем государственные инвестиции создают мультипликативный эффект для роста частных инвестиций. К сожалению, предыдущие пятилетки ГПИИР не смогли дать значительного мультипликативного эффекта, в том числе и по причине незначительности выделенных государственных средств.
В прошлом году утверждена «Концепция индустриально-инновационного развития на 2020-2025 годы» (ГПИИР 3.0), которая в текущем году должна быть утверждена уже как государственная программа. Целью ГПИИР 3.0 является стимулирование международной конкурентоспособности обрабатывающей промышленности. Основной акцент ГПИИР 3.0 переносится с отраслей на микроэкономический аспект, то есть предприятия. А именно стимулирование предприятий, чтобы они становились конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках. Это должно быть реализовано путем наращивания критической массы предприятий и взращивания конкурентоспособных экспортеров. Поэтому реализация ГПИИР 3.0 для достижения двукратного роста экспорта обрабатывающей промышленности и роста производительности труда потребует значительного финансирования.
От полного финансирования ГПИИР 3.0 зависит конкурентоспособность экономики Казахстана в целом, ведь глобализация и нарастающая глобальная конкуренция не оставляют иного пути, кроме роста обрабатывающей промышленности.
Жаныбек Айгазин, директор Центра исследований прикладной экономики