Как ЕС и ЕАЭС хотят сотрудничать?
От конкуренции до взаимодействияСогласно статистическим данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), Евросоюз и Евразийский экономический союз в 2018 году стали самыми крупными торговыми, инвестиционными и технологическими партнерами. Так, в прошлом году общий товарооборот с ЕС вырос на 20%, а экспорт – на 29%.
Мнение о том, что взаимодействие двух объединений необходимо поднять на новый уровень вновь были озвучено на заседании рабочей группы по созданию единого экономического пространства «от Лиссабона до Владивостока» и на 27-м заседании «Берлинского Евразийского клуба». Об этом в частности говорил и член коллегии (министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Жаксылыков. Он отметил, что «в условиях смены мировой экономической архитектуры» настало время придания исключительного значения активному развитию сотрудничества между двумя влиятельными структурами.
Вопрос взаимодействия со странами постсоветского пространства поднимался на разных этапах развития европейской интеграции, однако практика показала, что за счет взаимодействия на уровне «ЕС – национальное государство» нельзя добиться каких-либо полномасштабных результатов. Вследствие этого страны евразийского пространства почувствовали возникновение объективной необходимости создания объединения, равнозначного по статусу Евросоюзу. Казалось, что с появлением ЕАЭС настанет подходящий момент, начнется развитие полноценного сотрудничества, но множество геоэкономических интересов каждый раз приводило к застою.
Тем не менее на сегодняшний день по-прежнему сохраняются объективные факторы географической близости и экономической взаимозависимости, дающие основания предположить, что отношения поднимутся на новый качественный уровень. Но остается открытым вопрос: на каких основаниях и в каких экономических условиях будут развиваться отношения?
Большая Европа – большая Евразия: быть или не быть?
Экспертные оценки международной аудиторской компании PwC, освещенные в прогнозе развития мировой экономики до 2050 года, говорят о том, что в ближайшие несколько десятилетий продолжится перестановка сил. Так, постепенно промышленно развитые регионы – Северная Америка, Западная Европа и Япония – утратят лидерские позиции.
Понимание тренда увеличения роста дисбалансов в международно-финансовой, энергетической, коммуникационной и прочих сферах позволяет говорить о том, что мир находится на пороге нового экономического переустройства. Очевидно, в этих условиях страны-одиночки имеют меньше шансов на эффективное участие в мировых процессах, тогда как страны, выступающие совместно со своими партнерами в формате общих интеграционных проектов, получают новые возможности для повышения эффективности своей торгово-экономической деятельности.
О возможности более тесного политико-экономического сотрудничества Европы и Евразии писали и говорили еще с начала ХХ века. В 1959 году президентом Франции Шарлем де Голлем было введено в оборот выражение «Европа от Атлантики до Урала», подразумевавшее некое сближение Франции, ФРГ, стран Совета экономической взаимопомощи и Советского Союза. В 80-е годы советский лидер Михаил Горбачев часто выступал с идеей «общего европейского дома», намекая на всестороннее развитие интеграционных отношений. Но так как в конце 80-х и в 90-е бывшие республики СССР на несколько десятилетий были практически вытеснены на периферию мировой экономической системы, об идее создания «континентального блока» на основе Европы и континентальной Евразии можно было надолго забыть.
С середины 2000-х президентом России Владимиром Путиным неоднократно озвучивалась концепция «интеграции интеграций». В целом идея создания континентального блока от Лиссабона до Владивостока нашла поддержку первого президента РК Нурсултана Назарбаева и президента Беларуси Александра Лукашенко. Тогда речь шла об укреплении ЕАЭС, для того чтобы потом объединиться с Европой на равных началах. Предполагалось, что новый континентальный блок в XXI веке будет представлен в виде двух центров силы: Париж-Берлин, Москва-Нур-Султан.
В 2014 году на саммите ЕС – Россия был запущен процесс рассмотрения идеи о зоне свободной торговли с Евросоюзом. Однако, помнится, что из-за наступившего украинского кризиса были внесены серьезные коррективы в планы сторон. Затем фактически все достижения предшествующего сотрудничества были сведены к нулю, так как последовала санкционная политика против России. Тогда, к большому сожалению, европейско-евразийское сотрудничество, не доходя до нового уровня, зашло в тупик. После продолжать развитие отношений было возможно только в формате двусторонних связей.
Начнем в алфавитном порядке
Партнерство и сотрудничество между ЕС и Арменией было подписано в далеком 1996 году. На современном этапе интеграционная стратегия страны может быть охарактеризована как подход поддерживания связей как с ЕС, так и участия в интеграции ЕАЭС. Примечательно, что со стороны ЕС сразу же после вступления Армении в ЕАЭС была предоставлена финансовая помощь (78 млн евро). По данным Национального статистического комитета РА, в 2018 году товарооборот между Арменией и ЕС вырос на целых 19%.
Двусторонние отношения между Беларусью и ЕС в разные периоды представлялись по-разному. Хотя в 1992 году отношения были установлены с позитивным настроем, впоследствии вплоть до недавнего времени они носили исключительно напряженный характер. Как ни странно, именно усиление интеграционных процессов в рамках ЕАЭС оживило интерес Евросоюза к Беларуси. На данном этапе ЕС занимает уверенное второе место в структуре товарооборота страны. На долю европейских стран приходится более 27% экспорта из Беларуси и 20% импорта.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Кыргызстаном и ЕС было подписано в 1995 году. Став членом ЕАЭС, Кыргызстан продолжает активное двустороннее сотрудничество с ЕС. Согласно статистике ЕС, общий товарооборот в 2018 году по сравнению с прошлым годом вырос почти в три раза. Также не прекращается финансовая поддержка КР со стороны ЕС, рассчитанная до 2020 года.
В целом необходимо отметить, что в случае с Кыргызстаном его интеграционный вектор во многом продолжает определяться личностью политического лидера республики.
Касательно России на сегодняшний день наблюдается широкое сотрудничество и товарообмен с Евросоюзом, несмотря на имеющийся политико-экономический кризис. Так, по данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2018 году объем оборота внешней торговли между Россией и ЕС вырос более чем на 19%. Отмечается, что экспорт в ЕС увеличился на 28%, а импорт в Россию – почти на 3%. В целом доля ЕС в общем торговом обороте России выросла в годовом выражении до 43%.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Казахстаном подписано в 1995 году. С тех пор ЕС для РК – один из важнейших экономических партнеров. Так, в совокупности Евросоюз является вторым крупнейшим торговым партнером Казахстана после России, по официальным данным, за 2018 год товарооборот составил около 49% от общего объема. Кроме того, РК в обороте ЕС – основной партнер в Центральной Азии.
Также важно отметить, что так как до сих пор Беларусь и Россия, несмотря на все успехи в отношениях с ЕС, в той или иной степени находятся под санкциями, а Армения и Кыргызстан в силу малого объема экономик не могут претендовать на позиции в ЕАЭС, то на данный момент Казахстан является неким медиатором между двумя блоками.
Таким образом, как нетрудно заметить, именно система двусторонних связей, оформленная еще в середине 1990-х годов, определяет современный этап сотрудничества ЕС и стран ЕАЭС.
В одном поясе, на одном пути
Как известно, в сентябре 2013 года председателем КНР Си Цзиньпином в Нур-Султане было объявлено о начале реализации китайского проекта «Один пояс, один путь». По задумке, сухопутный «экономический пояс» должен будет целиком объединить страны на евразийском континенте. По факту предложенная Поднебесной идея является не просто проектом классической интеграционной структуры, это проект тысячелетия, который включает себя сотню, а то и тысячу проектов в разных сферах, охватывает различные страны от берегов Тихого океана до берегов Балтийского и Средиземного морей.
Официальный план действий, который был представлен в марте 2015 года, провозглашает, что проект объединит Китай, страны Центральной Азии, Россию и Европу. Парадоксально, но факт: китайский проект создал объективные предпосылки для будущей экономической интеграции ЕС и ЕАЭС, но совершенно в иных условиях и на иных основаниях. Скорее всего, в ближайшей перспективе отношения между ЕС и ЕАЭС все же будут развиваться на уровень выше, чем сейчас.
Однако европейские и евразийские партнеры теперь должны признать тот факт, что это уже будет происходить совершенно на других условиях. А именно рамки проекта воссоздания Великого шелкового пути будут направлены не на создание торгово-экономического блока от Лиссабона до Владивостока, как ожидалось, а Большого торгово-транзитного коридора от Лиссабона до Шанхая.
Арсен Малтабаров, магистр социальных знаний (мировая экономика)
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.