Что меняется в мировой торговле

Сфера услуг растет быстрее всего

В III квартале текущего года Всемирная торговая организация зафиксировала продолжающееся снижение темпов роста мировой торговли. Замедление происходит на фоне усиления напряжения в торговых отношениях между крупнейшими экономиками мира. При этом эксперты Глобального института McKinsey еще в начале года обнаружили тенденцию к снижению темпов мирового товарооборота в своем исследовании «Глобализация в переходный период» (Globalisation in transition). Какие еще тренды приводятся в исследовании, а также что это может означать для Казахстана – расскажем в данном материале.

Развитию глобальных цепочек добавленной стоимости присущи шесть основных тенденций.

1. Интенсивность мирового товарооборота снижается

Иными словами, меньшая доля товаров торгуется за рубежом. Если с 1995 по 2007 годы глобальная торговля товарами росла очень высокими темпами, то в последнее время этот показатель понизился. Торговля по-прежнему растет в абсолютном выражении, но доля продукции, перемещаемой через границы как процент от общего выпуска продукции, упала с 28,1% в 2007 году до 22,5% в 2017 году.

В период с 1990 по 2007 годы объемы мировой торговли росли в 2,1 раза быстрее, чем реальный ВВП, а с 2011 года они опережают рост ВВП лишь в 1,1 раза.

Снижение интенсивности торговли товарами во многом обусловленно ростом числа потребителей в развивающихся странах. Китай, например, потребляет все большую долю внутреннего производства электроники, компьютеров, текстиля, оборудования, автомобилей и др., что ведет к снижению доли экспорта. В 2007 году доля развивающихся стран в мировом потреблении составляла лишь 26%, тогда как в 2017 году этот показатель вырос до 38%, а к 2030 году прогнозируется, что вырастет до 51%.

2. Больший рост торговли услугами в сравнении с ростом торговли товарами

Глобальная торговля в сфере услуг растет на 60% быстрее, чем торговля товарами. Некоторые отрасли, такие как телекоммуникационные и IT-услуги, бизнес-услуги и оплата за интеллектуальную собственность, растут в два-три раза быстрее.

На услуги в традиционном понимании (транспорт, финансовые услуги, телекоммуникации и др.) приходится 30% стоимости всего экспорта. При этом есть основания считать, что доля услуг в экспорте еще выше, так как часть услуг остается неучтенной. Во-первых, это те услуги, которые создают примерно одну треть стоимости проданных промышленных товаров: исследования, разработки, продажи и маркетинг, финансы и человеческие ресурсы. Во-вторых, представляют огромную ценность, но часто остаются неучтенными нематериальные активы, которые транснациональные компании передают своим филиалам по всему миру, такие как программное обеспечение, брендинг, дизайн и другая интеллектуальная собственность, разработанная в головном офисе. Наконец, торговая статистика не отслеживает растущие трансграничные потоки бесплатных цифровых услуг, включая электронную почту, видеоконференции и социальные сети.

3. Снижение важности фактора дешевой рабочей силы

В настоящее время значимость дешевой рабочей силы во многих цепочках создания стоимости серьезно уменьшилась. Еще в 2005 году основным фактором роста торговли трудоемкой продукцией была диспропорция уровня оплаты труда между странами. К 2017 году произошло ощутимое смещение акцентов в мировой торговле от стран с низкими ставками оплаты труда к странам с более высокими ставками оплаты труда.

Вопреки распространенному мнению, сегодня только 18% торговли товарами основано на низких затратах на рабочую силу (определяется как экспорт из стран, ВВП на душу населения которых составляет не более 1/5 ВВП страны-импортера). Компании принимают решения о том, где базировать производство, исходя из иных факторов, таких как доступ к квалифицированной рабочей силе или природным ресурсам, качество инфраструктуры и т.д. Все более важными факторами становятся скорость вывода товара на рынок и близость к потребителям.

4. Растущее значение НИОКР и инноваций

Практически все глобальные цепочки создания стоимости в мире становятся более наукоемкими. Доля стоимости нематериальных активов, таких как программное обеспечение, дизайн и НИОКР, в общей стоимости физических товаров становится все более значимой. Рост доли нематериальных активов в общем объеме доходов увеличился с 5,4% в 2000 до 13,1% в 2016 году.

Эта тенденция наиболее очевидна в инновационных отраслях: оборудование, электроника, IT-услуги, фармацевтика, машиностроение и др. К примеру, в стоимости смартфонов доля НИОКР, программного обеспечения и розничной наценки может превышать 60%, оставляя лишь менее 40% собственно деталям и сборке изделия. Программное обеспечение автомобиля сейчас составляет более 10% его стоимости, а к 2030 году может уже превышать 30%.

5. Торговля приобретает выраженный региональный характер

Более половины товарооборота в странах Евросоюза и Азиатско-Тихоокеанского бассейна сосредоточено внутри этих регионов. Почему все больше компаний предпочитают вести свою торговую деятельность внутри регионов? Для того чтобы построить более тесные отношения с поставщиками, увеличить скорость вывода новой продукции на рынок и максимально приблизиться к заказчикам и потенциальным клиентам.

Тренд на регионализацию наиболее очевиден в глобальных цепочках создания стоимости инновационных продуктов и решений, учитывая необходимость тесной интеграции многих поставщиков для своевременного соблюдения последовательности операций. Эта тенденция может ускориться и в других цепочках создания стоимости, поскольку автоматизация снижает важность фактора стоимости рабочей силы и повышает важность скорости выхода на рынок при принятии компанией решений о том, где производить товары.

6. Преобразование глобальных цепочек создания стоимости за счет развития технологий

Цифровые платформы объединяют мир: согласно прогнозам, к 2020 году объем международной электронной торговли в формате B2C вырастет до $1 трлн. Основным двигателем глобализации стали цифровые технологии. С 2005 года трансграничный обмен потоками данных вырос в 148 раз.

Это потенциально окажет серьезное влияние на дальнейшее развитие глобальных цепочек создания стоимости вследствие:

- уменьшения транзакционных издержек бизнеса ввиду таких явлений, как интернет вещей, электронная коммерция, блокчейн и др.;

- изменения технологий производства благодаря искусственному интеллекту, автоматизации, 3D-печати и др.;

- внедрения новых товаров, таких как электрический транспорт, возобновляемые источники энергии, цифровые товары и т.д.

С учетом этих тенденций меняются и стратегии развития компаний во всем мире. Крупные игроки понимают, что надо адаптироваться, а лидирующие уже тестируют новые подходы. На примере Adidas Speedfactory можно проследить, как трансформируется рынок. Автоматизированное производство на заводах в Германии и США пришло на замену ручному труду в Индонезии. На этих заводах количество рабочих сократилось более чем на 95%, при этом в 3 раза ускорился темп вывода новой продукции на рынок. В ближайшие несколько лет бренд планирует произвести 1 млн пар спортивной обуви Futurecraft 4D.

Тренды развития мирового торгового оборота не обойдут стороной и Казахстан. Чтобы эффективно встроиться в трансформировавшиеся глобальные торговые потоки, Казахстану стоит обратить внимание на следующее:

1. Укрепление региональных торговых связей и инфраструктуры.

Речь идет об устранении нетарифных торговых барьеров с основными региональными партнерами, такими как Китай, Россия, Узбекистан. Также имеет смысл рассмотреть поддержку инвестиций в инфраструктуру, ориентированную на экспорт, посредством эффективных схем ГЧП (например, складское хранение, дороги).

2. Поиск новых возможностей в региональных цепочках создания стоимости.

Казахстан может выступать в качестве «ворот» на рынок ЕАЭС для продукции с более высокой добавленной стоимостью, а также замещать импорт из других стран в страны ЕАЭС, Китай и Центральную Азию.

3. Ориентация на региональные цепочки создания стоимости в сфере услуг.

Высокий потенциал несет приоритизация конкретных ниш сектора услуг (например, туризм, логистика, и т.д.). Также целесообразно провести индивидуальные маркетинговые кампании на целевых рынках Китая и России, например, и установить конкретные цели по каждому рынку с разработанным планом действий.

4. Цифровизация Казахстана для обеспечения конкурентоспособности на уровне компаний и страны.

Эффективны могут быть меры по стимулированию применения цифровых технологий компаниями для повышения производительности. Также можно рассмотреть и использовать возможности, которые открывает e-commerce (доступ на цифровые площадки для МСБ).

Для транснациональных компаний, действующих на мировых рынках, так же как и для казахстанских компаний, важно переосмыслить свое место в цепочке создания добавленной стоимости и провести анализ возможностей увеличения экономической выгоды за счет положительной динамики роста сектора услуг. Многим международным корпорациям имеет смысл пересмотреть местонахождение своих операционных активов, с тем чтобы ускорить процесс вывода на рынок новых товаров и приближения своих мощностей к заказчикам и потребителям. И, наконец, всем игрокам на рынке полезно будет работать над повышением своей гибкости и приспособляемости к новым условиям, а также строить более тесные отношения с поставщиками.

Дулатбек Икбаев, младший партнер McKinsey & Company

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤