Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Экономика
  3. Автопром: экспорт как признак роста отрасли

Автопром: экспорт как признак роста отрасли

Выход на рынки ЕАЭС является для казахстанских производителей главным преимуществом

Автор:
Капитал - Автопром: экспорт как признак роста отрасли

По данным Ассоциации Казахстанского Автобизнеса (АКАБ), за семь месяцев 2019 года в Казахстане произведено 24 687 единиц транспортных средств. Казахстанскими производственными площадками было выпущено 22 280 легковых автомобилей (+38,1% в сравнении с прошлым годом), 1196 грузовиков (+84,3%), 754 автобуса (+305,4%), 422 прицепа и полуприцепа (+68,1%), а также 35 единиц прочей специализированной техники. Стоимость выпущенной в июле продукции автопрома оценивается в 26 492 млн тенге. Локальное производство оживило местный авторынок Стоит отметить тенденцию: вместе с ростом производства легковых автомобилей, увеличилось и производство автобусов. Например, поставки костанайских Ankai и Yutong в июле заметно оживили отрасль. Кроме того, автопроизводитель-экспортер «СарыаркаАвтоПром» отправил в отчетном месяце 694 кроссовера JAC на российский рынок. Всего с начала года на экспорт ушло 1219 автомобилей этой марки на общую сумму 6 512 млн тенге. Для справки: доля казахстанских автомобилей на рынке составляет более 56%. При этом темп роста продаж автомобилей локального производства, по данным АКАБ за шесть месяцев текущего года, вдвое превышает рынок – 39,5% (рынок новых автомобилей по итогам полугодия вырос на 18%). Доля произведенных в Казахстане автомобилей на рынке близка к 57%. Это один из лучших показателей за всю историю. На протяжении последних трех месяцев больше всего техники производит «СарыаркаАвтоПром» - всего на костанайском заводе за шесть месяцев было произведено 9290 единиц легковых, грузовых автомобилей и автобусов, прирост на фоне 2018 года достигает 75%. В Усть-Каменогорске на предприятии «Азия Авто» было собрано 9999 авто (+17%). В Кокшетау «КАМАЗ Инжиниринг» выпустил 414 грузовиков, семипалатинские СемАЗ и Daewoo Bus произвели 319 ед. и 123 ед. техники, алматинский Hyundai Trans Auto произвел 109 автобусов.

Ближайшая цель - наладить постоянные экспортные поставки Экспортная ориентированность отечественного автопрома становится понятной, если учесть, что емкость внутреннего рынка Казахстана совсем мала. Другое дело - рынок ЕАЭС, в рамках которого нет таможенных барьеров. Если местному автопрому удастся наладить постоянный экспорт, то производители смогут более точно планировать продажи, финансовые потоки, а значит, более смело инвестировать в локализацию производства. Это будет способствовать импорту технологий в страну, повышению производительности, снижению себестоимости, созданию рабочих мест, налоговым поступлениям в бюджет. Кроме того, в создании каждого автомобиля может участвовать со временем не только сам автосборочный завод, но и другие производители комплектующих. Например, производители аккумуляторов, шин, дисков, металла, полимерной продукции и многого другого.

Для отечественного автопрома возможность выхода на рынки ЕАЭС является главным преимуществом. Кроме того, автопроизводители имеют в арсенале множество инструментов поддержки со стороны государства. При этом не каждая развивающаяся страна может похвастать такой доступностью среднего и высшего образования, включая программу НИШ, «Болашак» и другие. Совместными усилиями бизнеса и субъектов образования в Казахстане выпускают хороших специалистов автомобилестроения. Здесь также не стоит забывать об отечественной сырьевой базе. При этом чем больше Казахстан будет увеличивать локализацию производства машиностроения, тем дешевле, а значит, и конкурентоспособнее будет автомобиль. Казахстанские производители, по данным АКАБ, за семь месяцев текущего года отправили на экспорт более 1200 автомобилей. Недавно заключенный крупный контракт «СарыаркаАвтоПром» на $30 млн с российским дистрибьютором позволил экспертам авторынка прогнозировать наращивание экспортного потенциала отечественного автопрома. Первая партия, 40 единиц автомобилей RAVON R3 отечественного производства, уже отгружена в Россию в начале сентября. Контракт предусматривает экспорт 3400 единиц авто. Как отмечает Куаныш Мукажанов, директор департамента страхования АО «ЭСК «KazakhExport», как и многие другие торговые компании, дистрибьютор из Уфы не располагал большими оборотными средствами, чтобы обеспечить предоплату за партию автомобилей. В итоге сторонами была достигнута договоренность об отсрочке платежа в 30 дней. Страховка от неоплаты заказчиком, которую предоставил KazakhExport, стоит всего полпроцента от размера задолженности.  Но отсрочка платежа - это только один из инструментов, который позволяет структурировать сделку. KazakhExport имеет в арсенале еще более десятка механизмов для поддержки экспорта.

KazakhExport: налаживая мосты С 2017 года при финансово-страховой поддержке KazakhExport ТОО «СарыаркаАвтоПром» выполняет контракт на $10,5 млн по поставке 1000 казахстанских автомобилей ЗАО «Холдинг Азия Групп Таджикистан» для пополнения муниципального таксопарка Душанбе. На сегодняшний день по данному контракту в Таджикистан было отправлено 158 автомобилей.  При этом ТОО «Hyundai Trans Auto» выполняет контракт по поставке ЗАО «Холдинг Азия Групп Таджикистан» 300 автобусов на общую сумму $18,7 млн. Новый контракт ТОО «СарыаркаАвтоПром» на поставку 3400 автомобилей отечественного производителя в Россию лишний раз подтверждает заданный курс на наращивание несырьевого экспорта страны.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке