Автопром: экспорт как признак роста отрасли
Выход на рынки ЕАЭС является для казахстанских производителей главным преимуществомПо данным Ассоциации Казахстанского Автобизнеса (АКАБ), за семь месяцев 2019 года в Казахстане произведено 24 687 единиц транспортных средств. Казахстанскими производственными площадками было выпущено 22 280 легковых автомобилей (+38,1% в сравнении с прошлым годом), 1196 грузовиков (+84,3%), 754 автобуса (+305,4%), 422 прицепа и полуприцепа (+68,1%), а также 35 единиц прочей специализированной техники. Стоимость выпущенной в июле продукции автопрома оценивается в 26 492 млн тенге.
Локальное производство оживило местный авторынок
Стоит отметить тенденцию: вместе с ростом производства легковых автомобилей, увеличилось и производство автобусов. Например, поставки костанайских Ankai и Yutong в июле заметно оживили отрасль. Кроме того, автопроизводитель-экспортер «СарыаркаАвтоПром» отправил в отчетном месяце 694 кроссовера JAC на российский рынок. Всего с начала года на экспорт ушло 1219 автомобилей этой марки на общую сумму 6 512 млн тенге.
Для справки: доля казахстанских автомобилей на рынке составляет более 56%. При этом темп роста продаж автомобилей локального производства, по данным АКАБ за шесть месяцев текущего года, вдвое превышает рынок – 39,5% (рынок новых автомобилей по итогам полугодия вырос на 18%). Доля произведенных в Казахстане автомобилей на рынке близка к 57%. Это один из лучших показателей за всю историю.
На протяжении последних трех месяцев больше всего техники производит «СарыаркаАвтоПром» - всего на костанайском заводе за шесть месяцев было произведено 9290 единиц легковых, грузовых автомобилей и автобусов, прирост на фоне 2018 года достигает 75%. В Усть-Каменогорске на предприятии «Азия Авто» было собрано 9999 авто (+17%). В Кокшетау «КАМАЗ Инжиниринг» выпустил 414 грузовиков, семипалатинские СемАЗ и Daewoo Bus произвели 319 ед. и 123 ед. техники, алматинский Hyundai Trans Auto произвел 109 автобусов.
Ближайшая цель - наладить постоянные экспортные поставки
Экспортная ориентированность отечественного автопрома становится понятной, если учесть, что емкость внутреннего рынка Казахстана совсем мала. Другое дело - рынок ЕАЭС, в рамках которого нет таможенных барьеров. Если местному автопрому удастся наладить постоянный экспорт, то производители смогут более точно планировать продажи, финансовые потоки, а значит, более смело инвестировать в локализацию производства. Это будет способствовать импорту технологий в страну, повышению производительности, снижению себестоимости, созданию рабочих мест, налоговым поступлениям в бюджет. Кроме того, в создании каждого автомобиля может участвовать со временем не только сам автосборочный завод, но и другие производители комплектующих. Например, производители аккумуляторов, шин, дисков, металла, полимерной продукции и многого другого.
Для отечественного автопрома возможность выхода на рынки ЕАЭС является главным преимуществом. Кроме того, автопроизводители имеют в арсенале множество инструментов поддержки со стороны государства. При этом не каждая развивающаяся страна может похвастать такой доступностью среднего и высшего образования, включая программу НИШ, «Болашак» и другие. Совместными усилиями бизнеса и субъектов образования в Казахстане выпускают хороших специалистов автомобилестроения. Здесь также не стоит забывать об отечественной сырьевой базе. При этом чем больше Казахстан будет увеличивать локализацию производства машиностроения, тем дешевле, а значит, и конкурентоспособнее будет автомобиль.
Казахстанские производители, по данным АКАБ, за семь месяцев текущего года отправили на экспорт более 1200 автомобилей. Недавно заключенный крупный контракт «СарыаркаАвтоПром» на $30 млн с российским дистрибьютором позволил экспертам авторынка прогнозировать наращивание экспортного потенциала отечественного автопрома. Первая партия, 40 единиц автомобилей RAVON R3 отечественного производства, уже отгружена в Россию в начале сентября. Контракт предусматривает экспорт 3400 единиц авто.
Как отмечает Куаныш Мукажанов, директор департамента страхования АО «ЭСК «KazakhExport», как и многие другие торговые компании, дистрибьютор из Уфы не располагал большими оборотными средствами, чтобы обеспечить предоплату за партию автомобилей. В итоге сторонами была достигнута договоренность об отсрочке платежа в 30 дней. Страховка от неоплаты заказчиком, которую предоставил KazakhExport, стоит всего полпроцента от размера задолженности.
Но отсрочка платежа - это только один из инструментов, который позволяет структурировать сделку. KazakhExport имеет в арсенале еще более десятка механизмов для поддержки экспорта.
KazakhExport: налаживая мосты
С 2017 года при финансово-страховой поддержке KazakhExport ТОО «СарыаркаАвтоПром» выполняет контракт на $10,5 млн по поставке 1000 казахстанских автомобилей ЗАО «Холдинг Азия Групп Таджикистан» для пополнения муниципального таксопарка Душанбе. На сегодняшний день по данному контракту в Таджикистан было отправлено 158 автомобилей. При этом ТОО «Hyundai Trans Auto» выполняет контракт по поставке ЗАО «Холдинг Азия Групп Таджикистан» 300 автобусов на общую сумму $18,7 млн. Новый контракт ТОО «СарыаркаАвтоПром» на поставку 3400 автомобилей отечественного производителя в Россию лишний раз подтверждает заданный курс на наращивание несырьевого экспорта страны.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.