Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Экономика
  3. Как развивается рынок e-commerce в Казахстане

Как развивается рынок e-commerce в Казахстане

Азат Машабаев: Экосистема для этого в республике уже есть

Капитал - Как развивается рынок e-commerce в Казахстане

В апреле 2019 года в Казахстане вступили в силу поправки в закон, которые упростили казахстанским онлайн-магазинам продажи за рубеж. Инициатором нового законодательства выступила «Казпочта». Эксперты говорят, что упрощение процедур экспорта даст новый толчок развитию электронной коммерции. Сегодня лидерами онлайн-экспорта в мире являются Китай и США. Также в пятерку флагманов  виртуального шоппинга входят Германия, Великобритания и Франция. О том, какие шансы у Казахстана приблизиться к их уровню беседуем с советником председателя правления АО «Казпочта» по международному бизнесу  Азатом Машабаевым.    - Сегодня тема электронной коммерции – одна из наиболее популярных у всех мировых СМИ. Расскажите, что происходит с рынком в мире? - Рынок онлайн-продаж растет колоссальными темпами и будет расти еще быстрее. Глобальная статистика говорит о том, что в 2018 году 11,9% всех розничных продаж в мире были совершены онлайн. Больше всего, конечно же, удивляет Китай. Электронная торговля является основной движущей силой розничной экономики этой страны. 35% всех розничных продаж в Китае происходят онлайн – это самый высокий показатель в мире. В США на долю электронной коммерции приходится чуть более 10% продаж, а в Европейском Союзе – около 15%. Эксперты прогнозируют, что к 2021 году показатель электронной коммерции в целом в мире составит 17,5%, причем ожидается, что более половины всех мировых онлайн-продаж будет приходиться на Китай. - Насколько активно в 2019 году развивается e-commerce в Казахстане, растет ли количество интернет-магазинов и онлайн-покупателей? Каковы объемы рынка? - Если говорить в цифрах, то сейчас рынок электронной коммерции в Казахстане составляет порядка 300 млрд тг. По нашим прогнозам, в ближайшие 5 лет он вырастет до 2 трлн тг. То есть, если сейчас доля e-commerce в общем объеме всех розничных продаж составляет 2,9%, то через 5 лет она должна составлять 24%.Позитивно влияет на развитие электронной коммерции достаточно высокое проникновение интернета в Казахстане и его достаточно низкая стоимость по сравнению с другими странами. Кроме того, у онлайн-продаж низкий порог входа на рынок. Начать бизнес в интернете вы можете, купив десять пар обуви в Италии и просто залив их фотографии в инстаграм. Затраты на старт бизнеса по сравнению с традиционной торговлей в разы меньше. Кроме того, электронная коммерция позволяет узнать рынок, протестировать товар на потенциальных покупателях и в любой момент оперативно изменить ассортимент на более популярные товары. Ну и, конечно же, если вы продаете онлайн, то география ваших продаж не ограничена.

- Если я правильно понимаю, трансграничной торговле должно также поспособствовать новое законодательство, которое вступило в силу в Казахстане в апреле по поводу упрощенного экспорта? - Государство ликвидировало технический барьер, который существовал на пути у интернет-предпринимателей. До апреля 2019 года казахстанские интернет-магазины просто так не могли отправить свои товары покупателю в другую страну в почтовом отделении от имени юридического лица. Для этого необходимо было на каждую посылку оформить таможенную декларацию и оплатить сборы в таможенных органах. Теперь же в качестве таможенной декларации можно использовать почтовые документы и отправить посылку через любое почтовое отделение.  - Насколько мы знаем, у Казпочты есть E-commerce центры для предпринимателей. Что это? Чему там учат представителей МСБ? - Наша цель – сделать так, чтобы в Казахстане экосистема для развития электронной коммерции была максимально эффективной и удобной. E-commerce центры – это образовательный проект Казпочты. В них мы обучаем, как продавать в сети. Мы рассказываем как работает рынок, какие существуют платформы для онлайн-продаж, что такое интернет-эквайринг,  продвижение в Google, как работать с возвратом посылки и так далее.  Причем обучение для предпринимателей у нас полностью бесплатное. Сейчас у нас в Казахстане e-commerce центры уже работают в Нур-Султане, Алматы, Караганды, Шымкенте. После обучения предприниматели могут продолжить взаимодействие с Казпочтой. Прием, хранение, сортировку и доставку товаров интернет-магазинов обеспечивают наши три современных фулфилмент-центра, которые работают в Нур-Султане, Алматы и Актобе.  

- А правда ли, что представители МСБ могут работать под вывеской Казпочты и предоставлять услуги национального почтового оператора, заключив договор с вами? - Да, у нас есть партнерская сеть. Суть партнерства в том, что Казпочта  дает возможность бизнесу от своего имени выдавать посылки, принимать коммунальные платежи, делать денежные переводы, принимать платежи по кредитам. С партнером, который предоставляет услуги под нашей вывеской, мы делимся комиссией, но что самое главное – предприниматель получает дополнительный поток потенциальных клиентов для своего бизнеса.Сейчас у нас работает 258 партнерских отделений, и мы прогнозируем, что к 2027 году их будет 756.   - Какие прогнозы вы можете сделать по развитию рынка электронной коммерции в дальнейшем в Казахстане, и какую роль в этом процессе сыграет национальный почтовый оператор? - У нас получилось создать и заботливо вырастить экосистему электронной коммерции в Казахстане. Казпочта – это доставка, хранение, банк, обучение и так далее. Мы создали такую среду, которая позволяет предпринимателю, придя к нам единожды, расти и развиваться на рынке электронной коммерции вместе с нами, беспрепятственно вести онлайн-торговлю - все условия для этого в Казахстане есть. У нас большая страна, в селах тоже живут люди с потребностями, у них есть деньги, есть интернет и они могут покупать онлайн, а мы можем им эти покупки доставить. Мировой опыт показывает, что если в стране активно развивается почта, вместе с ней будет активно расти и рынок электронной коммерции, именно почта становится драйвером этого развития.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке