Что предпринимает стабфонд Алматы для сдерживания цен
Об осуществляемых мерах рассказали Карлыгаш Абдижаббарова и Азиз ТургановВопросы реализации социально значимых продовольственных товаров, формирование стабфонда на осенне-зимний период и принимаемые меры по сдерживанию цен обсудили на брифинге заместитель руководителя управления предпринимательства и инвестиций Алматы Карлыгаш Абдижаббарова и заместитель председателя правления Almaty Finance (дочерняя организация СПК "Алматы") Азиз Турганов, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По данным заместителя руководителя управления предпринимательства и инвестиций, с начала текущего года индекс цен на социально значимые продовольственные товары составил 109%. Основной рост цен наблюдался на картофель, морковь, лук, рис, говядину и сливочное масло.
«Главной причиной является сезонный рост цен в связи с уменьшением запасов урожая прошлого года, удорожанием зерна, а также увеличением закупочной стоимости», - отмечает Карлыгаш Абдижаббарова.
Для сдерживания цен на социально значимые продукты еженедельно проводится мониторинг в наиболее крупных торговых точках, к которым относятся рынки, супермаркеты и гипермаркеты города.
«Мы отслеживаем изменения цен по 19 социально значимым продовольственным товарам и в случае, когда продавцы повышают цены, проводим разъяснительную работу и организовываем поставку продукции по более сниженным ценам. Кроме того, на еженедельной основе в городе проводятся сельскохозяйственные ярмарки воскресного дня в пяти районах. В них участвуют сельхозпроизводители с ближайших районов Алматинской области. На ярмарках мы рекомендуем выставлять цены на 10-15% ниже средних по городу. Этот проект достаточно успешен и пользуется спросом у населения», - добавила спикер.
Карлыгаш Абдижаббарова отметила, что осенью планируется проведение сельскохозяйственных ярмарок с участием регионов Алматинской, Туркестанской и Восточно-Казахстанской области. Продолжается работа по прямой поставке сельхозпродукции в торговые сети города. Чтобы избежать цепочки неэффективных посредников, составлена карта доставок.
«Ведется работа по заключению меморандумов с торговыми объектами по снижению торговой наценки на СЗПТ в сетях до 15%, выделению не менее 30% полочного пространства для отечественных товаров, отмене установления вознаграждений (ретро-бонусов) для поставщиков СЗПТ, по остальным продтоварам – установление на уровне не более 5%. Также планируется привлечение производителей мяса для заключения долгосрочных контрактов на прямую поставку говядины в торговые сети города», - отметила заместитель руководителя управления предпринимательства и инвестиций Алматы.
В настоящее время в стабфонде имеются запасы 2,5 тыс. тонн продукции (растительное масло - 699 литров, сахар - 1,5 тыс. тонн, гречневая крупа - 348 тонн), которые при сезонном колебании цен также будут реализовываться для населения дешевле. Запасы состоят исключительно из продукции отечественного производства. За 2016-2018 гг. в стабфонд было закуплено 5,7 тыс. тонн продукции на сумму 1,3 млн тенге, проведено товарных интервенций в объеме 3,2 тыс. тонны продукции на сумму 558,23 млн тенге.
«Эти продукты были закуплены на рынке по сниженной цене и будут реализовываться в период повышения цен на товары. Реализация будет проводиться в павильонах собственных торговых сетей СПК», - заключила спикер.
По данным заместителя председателя правления Almaty Finance Азиза Турганова, с целью оптимизации работы стабфонда с декабря 2017 года реализован пилотный проект по привлечению к работе по сдерживанию роста цен собственников частных торговых сетей.
«Этот механизм предполагает заключение договора о совместной деятельности и выделение денег для закупа продукции. Выделяемые деньги возвращаются в 100% объеме. Уже подписано два договора с крупными торговыми сетями», - говорит Азиз Турганов.
В рамках совместной деятельности по сдерживанию цен на социально значимые продовольственные товары в межсезонье партнеру было выделено 750 млн тенге на возвратной основе под банковскую гарантию. В период с конца декабря по 31 мая 2019 года через сеть из 36 супермаркетов было реализовано 10 433,1 тонны продукции. А именно: картофель - 4678,9 тонн, лук: 2516,4 тонн, морковь - 2029,8 тонн, капуста - 1207,9 тонны по фиксированным ценам.
«Анализ показал положительный эффект проекта: цены в торговой сети были установлены ниже средних по городу на 15-25%, что также повлияло на их уменьшение в остальных торговых сетях на 5-15%. Торговой сетью был произведен возврат средств, и ввиду эффективности в этом году планируется продолжение проекта по оборотным средствам. Будет увеличен объем закупаемой продукции, в том числе бакалейной, расширены сроки, а также прорабатывается вопрос по привлечению других торговых сетей», - сказал он.
С начала года индекс цен по Алматы составил 109% (по РК - 109%) из-за роста цен на 14 социально значимых товаров, в основном лука (159,7%), моркови (147%), риса (124,7%), картофеля (123,2%), говядины (116,4%), масла сливочного (114,7%). При этом отмечено снижение цен на капусту (17,2%), творог (9,8%), сахар (7%), молоко (0,9%).
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.