К 2023 году рынок халал-продуктов в мире достигнет $3 трлн
Ассоциацией халал-индустрии Казахстана сертифицировано около 600 отечественных и 50 зарубежных компанийВ отчете о глобальной исламской экономике 2018/19 года сказано, что на начало 2018-го в мире проживают около 1,8 млрд мусульман, а к 2060 году их число достигнет 3 млрд человек, увеличившись на 70%. Мировой рынок халал-продуктов и мусульманских услуг (без учета исламских финансов) будет расти и к 2023 году достигнет, по прогнозам, $3 трлн. Объем рынка продуктов питания, изготовленных в соответствии с требованиями халал, в 2017 году составил $1,3 трлн, а в 2023 году должен достичь $1,9 трлн, увеличившись на 6,1%, пишет energyprom.kz.
Больше всего халалные продукты питания потребляют в Индонезии, расходы в этой стране, по последним данным, составили $170 млрд. Также в тройку вошли Турция и Пакистан — $127 млрд и 118 млрд соответственно. Замыкают топ-5 Египет ($86 млрд) и Бангладеш ($76 млрд).
В то же время важной проблемой, мешающей рынку развиваться быстрее, является отсутствие единых мировых стандартов продовольствия: фактически в каждой мусульманской стране есть своя сертифицирующая организация. На данный момент по всему миру работает более 120 органов сертификации халал, включая госдепартаменты в ключевых странах, таких как Малайзия, Индонезия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Причем стандарты сертификации различаются, что ведет к дополнительным издержкам и снижает возможности осуществления международной торговли.
Продукты питания с маркировкой «халал» все чаще выбирают не только мусульмане, строго придерживающиеся канонов веры, но и представители других конфессий, а также вовсе не религиозные люди. Последние воспринимают сертификат «халал» как гарантию качества и натуральности продукта. Эксперты считают, что Казахстану следует приложить все усилия, чтобы занять место в нише, которая в не столь отдаленной перспективе может принести ощутимую выгоду экономике страны.
На сегодняшний день Ассоциацией халал-индустрии Казахстана сертифицировано около 600 отечественных и 50 зарубежных компаний. Стандарты сертификации распространяются на такие направления, как мясо и мясопродукты, рыба и рыбные продукты, молоко, яйца, зерно и др.
В конце июля текущего года премьер-министр Казахстана Аскар Мамин заявил, что высокая конкурентная способность казахстанской халал-продукции на мусульманских рынках требует развития системы контроля для соответствия международным требованиям. Он поручил до 15 августа подготовить Дорожную карту по развитию халал-продукции.
В свою очередь, министр сельского хозяйства Сапархан Омаров отметил, что необходимо наладить систему производства, переработки и сертификации продукции «органик» и «халал». Также министр рассказал о проблемах: в РК отсутствует законодательство в области производства продукции «халал», хотя именно Казахстан инициировал создание Исламской организации продовольственной безопасности. Выгода для Казахстана заключается в наращивании поставок продовольствия в исламские страны. Без плана мероприятий по развитию производства продукции халал в республике невозможно обеспечить рост экспорта.