Чем система онлайн-ККМ выгодна для бизнеса и государства
Власть и бизнесВнедрение системы контрольно-кассовых машин, способных передавать данные о приобретении в предприятиях розничной торговли налоговикам в режиме онлайн, только в первой половине 2019 года позволило бюджету получить 14 млрд тенге дополнительно, между тем, от обязательного внедрения системы онлайн-ККМ в выигрыше находится и добросовестный бизнес республики, которому оператор фискальных данных – АО «Казахтелеком» - предоставляет различные технические возможности вхождения в эту систему.
Председатель Комитета государственных доходов Марат Султангазиев считает, что система онлайн-ККМ, на которую все казахстанские предприниматели смогут перейти с 1 января следующего года, уже полностью оправдывает себя с фискальной точки зрения, поскольку выявленная с ее помощью разница между заявленными и реальными доходами казахстанского предпринимательства исчисляется десятками миллиардов тенге.
«Мы обработали 3 млрд кассовых чеков, сравнили их с налоговой отчетностью за первое полугодие, за счет этого сравнения дополнительно получили 14 млрд тенге», - заявил Марат Султангазиев в середине августа этого года.
По его словам, доступ налоговиков к данным кассовых аппаратов в режиме реального времени просто не оставляет предпринимателям возможности уклоняться от налогов, одновременно освобождая их от физических визитов фискалов. Ранее, чтобы зафиксировать подобное нарушение со стороны ресторана, который подавал сведения о двух-трех клиентах в день, а соцсети ломились репостами многолюдных собраний в этом заведении, налоговикам приходилось выезжать на место.
Теперь такой предприниматель будет получать предупреждение о необходимости оплачивать налоги в автоматическом режиме: соответственно, вместе с повышением эффективности налогового контроля снижается риск коррупционных правонарушений со стороны налоговиков. Потому что их физические контакты с предпринимателями снизятся благодаря внедрению оператором фискальных данных, АО «Казахтелеком», в разы.
Причем речь идет о действительно повсеместном охвате системой предпринимательства – по данным главы КГД, в органах государственных доходов на сегодня зарегистрировано 470 тыс. 341 ККМ, из них 342 тыс. единиц способны работать в системе онлайн-ККМ – это 72% от общего числа контрольно-кассовых машин. И до конца года, по словам Султангазиева, в республике будет обеспечена стопроцентная доля онлайн-ККМ в фискальном аппаратном хозяйстве.
В самом «Казахтелекоме» считают стопроцентный охват бизнеса одной из главных своих задач, потому что это наконец-то создаст равные условия развития для всех предпринимателей страны с точки зрения полноты уплаты налогов: управляющий директор по развитию B2B-продуктов АО «Казахтелеком» Леонид Муравьев отмечает, что сейчас добросовестные предприниматели оказываются в неравном положении с теневиками. Новая система же сузит тень до пределов, что будет способствовать развитию экономики в целом.
«Мы считаем, что развитие малого и среднего бизнеса сейчас сдерживается не высокими налогами, а как раз отсутствием этих единых правил, по которым бы играли все: сегодня кто-то платит налоги, а кто-то - нет, и мы, как социально ответственная компания, рады участвовать в установлении этих равных условий для бизнеса», - говорит Муравьев.
Одновременно оператор делает все возможное для того, чтобы онлайн-ККМ были доступны для бизнеса по цене – при средней стоимости такого аппарата в почти 80 тыс. тенге в Казахстане введена программа аренды ККМ за 5 тыс. тенге в месяц, в которые входит и стоимость обслуживания в системе.
Впрочем, для малого бизнеса страны ККМ может уйти в прошлое после внедрения продукта «Онлайн-кассы» - мобильных приложений, скачивание которых на смартфон, ноутбук или планшет стоит копейки. При этом они могут полностью заменить дорогостоящую ККМ, выполняя все ее функции, в том числе - и по передаче налоговой информации в режиме реального времени. «Казахтелеком» сейчас активно работает над развитием этого направления, которое вполне может стать рынком сбыта продукции отечественных IT-компаний, то есть развить в стране новую высокотехнологичную сферу бизнеса.
«Цифровизация налоговых отношений стала нишей для казахстанских программистов: на сегодня ими разрабатываются продукты, которые можно использовать бесплатно, загрузив лишь мобильные приложения. И это является зарегистрированным у нас кассовым аппаратом. То есть нет необходимости покупать ККМ отдельно», - заключает Марат Султангазиев.
Стоит отметить, что охват системой онлайн-ККМ будет обеспечен повсеместно, в том числе – и в сельских населенных пунктах: «Казахтелеком» в настоящее время реализует проект по обеспечению сел широкополосным доступом с помощью волоконно-оптических линий связи. В текущем году доступ к широкополосному интернету получат предприниматели в 500 селах страны, всего же ведущий оператор Казахстана в течение трех лет (в 2018-2020 годы) намерен подвести линии связи с высокими пропускными способностями к 828 сельским населенным пунктам, охватив этим доступом почти 2,5 тыс. объектов.
Для того чтобы сельские предприниматели получили равные возможности с городскими коллегами, телекоммуникационным оператором запланированы работы по строительству более 11 тыс. км сетей, включая внутрипоселковые распределительные сети. Этот проект на данный момент является самым масштабным и самым успешным примером государственно-частого партнерства в Казахстане. А учитывая то обстоятельство, что 42% населения республики по-прежнему проживает в селах, его реализация сделает более удобные для бизнеса онлайн-кассы востребованными на казахстанском рынке.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.