Действительно ли в Казахстане работают think-tank-центры?
О том, как действуют современные «фабрики мысли», рассказал аналитик Казахстанского центра ГЧП Талгат ТурсынбаевГоловной болью бизнесменов при реализации проектов ГЧП является привлечение заемного финансирования, так как банкам надо предоставить ликвидное залоговое обеспечение. Не все бизнесмены могут удовлетворить требования казахстанских банков в части обеспечения кредитов собственным имуществом, а в большинстве случаев сам объект государственно-частного партнерства переходит в госсобственность и не подлежит передаче в залог.
Казахстанский центр государственно-частного партнерства совместно с государственными органами провел очередной этап исследований для решения вопроса финансирования проектов ГЧП. Результаты этой работы нашли отражение в недавних поправках в законопроекты, и договоры ГЧП теперь могут использовать в качестве залога.
Как действуют современные мозговые центры
Think-tank-центры, или «фабрики мысли», играют возрастающую роль в разработке и продвижении необходимых решений по самым актуальным проблемам управления, тем более в условиях многоплановых изменений, происходящих быстрее, чем обратная реакция государства, общества и бизнеса. Think-tank-центры – одно из звеньев в системе принятия решений в государстве и воплощают соединение организованной в корпорацию силы интеллекта с силой и глобальным охватом государства.
В целом термин «фабрика мысли» берет начало из практики привлечения мозговыми центрами ученых и экспертов к изучению законодательства и оценке возможных последствий реализации того или иного специфического общественно-политического решения через продвижение идей в проектной форме. Эта идея может быть воспринята публичной политикой и интегрирована в социальную практику.
Идеи, продвигаемые think-tank-центрами, лучше отвечают на вызовы времени, нежели решения госорганов, сваливающие свои решения на бюрократический аппарат.
Самый сложный вопрос
Как известно, проекты государственно-частного партнерства – крупные инфраструктурные проекты, требующие значительных капиталовложений. В мировой практике большинство проектов реализуются с привлечением заемного капитала и применения принципов проектного финансирования. Но, внедрив регуляторный вычет, Национальный банк ввел понятие «нетвердых» залогов, в перечень которых были включены денежные средства, поступающие в будущем по проектам. Таким образом, при кредитовании под залог денег, поступающих в будущем, банки вынуждены увеличивать нагрузку на капитал.
В результате акцент сделан на залоги в виде недвижимости, что привело к ломбардному подходу в кредитовании. Банки дестимулированы финансировать на принципах проектного финансирования проекты ГЧП независимо от их финансовой привлекательности.
Исходя из текущего подхода банков, потенциальные частные партнеры не всегда располагают достаточным имуществом в виде «твердого» залога, удовлетворяющего требования банков. Соответственно, затруднено привлечение заемного капитала для реализации проектов ГЧП.
В свою очередь большинство казахстанских банков имеют проблемы с ликвидностью и финансовой устойчивостью, одной из причин которых является наличие большой базы непрофильных активов (проблемных залогов), приобретенных по завышенной стоимости, что прямо влияет на качество активов банка и дополнительно заставляет банки заниматься несвойственными для себя функциями: управлять непрофильными активами, нести расходы по их содержанию и т.д.
Решение think-tank-центра ГЧП
Процесс разработки решения начался с поиска проблемы, мешающей развитию адекватного государственно-частного партнерства не только с точки зрения предпринимателя, но и банков, кредитующих проекты ГЧП, и тех же государственных органов, выступающих основным заказчиком в договорах государственно-частного партнерства, с применением технологии дизайн-мышления, чтобы быть уверенными, что вашу проблему стоит вообще решать.
Проблемой было не то, что банки не могли принимать договоры государственно-частного партнерства в качестве обеспечения. Проблемой было то, они вынуждены формировать под такие займы, обеспеченные только будущими поступлениями, 100% провизии, что влияет на ликвидность и финансовые показатели банка в целом, а также повышает риск невозврата таких займов.
В связи с этим на основе проведенного исследования была найдена проблема, которую стоит решать, и работа, которую необходимо было сделать: создать такой договор государственно-частного партнерства, который действительно предоставляет механизм гарантированного возврата вложенных заемных средств банку-кредитору, что и было отражено в недавно подписанном главой государства законопроекте.
Проектное финансирование вместо ломбардного
Работа, проделанная в рамках данного законопроекта, нацелена не только на решение указанной проблемы, но и является мультицелевой. То есть целью проекта является не только решение проблем с обеспечением по займам, но и оживление кровеносной системы отечественной экономики: банков – путем закладки фундамента проектного финансирования (отхода от ломбардного кредитования), дальнейшее развитие государственно-частного партнерства, а также начало работ Нацбанком по признанию выплат в рамках и других договоров с надежными заказчиками (группа компаний «Самрук-Казына», недропользователи и т.д.) в качестве ликвидного обеспечения.
Опираясь на вышесказанное, можно сказать, что центр сейчас не только «фабрика мысли», но и «фабрика дел», не только производит идеи, но и заставляет эти идеи работать как на республиканском, так и на местном уровнях.
Автор: Талгат Турсынбаев, аналитик Казахстанского центра ГЧП
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.