Четыре шага к успешному всеобщему декларированию
О необходимых мерах рассказал эксперт EY в Казахстане Владимир ФесенкоВсеобщее декларирование – сложный механизм, который все еще не удается запустить в Казахстане. Поэтапное внедрение всеобщего декларирования переносили пять раз. Первый этап теперь начнется в 2021 году, четвертый завершающий намечен на 2025 год. В интервью корреспонденту делового еженедельника «Капитал.kz» эксперт EY в Казахстане Владимир Фесенко рассказал, чем это объясняется, а также о тенденциях развития отечественного законодательства в сфере налогообложения физических лиц. Он также обозначил четыре шага, которые необходимо предпринять перед введением всеобщего декларирования.
– Владимир, как вы в целом оцениваете инициативу внедрения всеобщего декларирования в Казахстане и почему его неоднократно переносили?
– Как вы знаете, о переходе к всеобщему декларированию у нас заговорили уже очень давно. Всеобщее декларирование, основной целью которого является вывод экономики из тени и противодействие коррупции, имеет немало стратегических задач в социальной и экономической сфере. Кроме того, введение всеобщего декларирования является серьезным шагом в модернизации налоговой системы контроля за физическими лицами и своеобразным началом новой эры развития культуры населения и его отношения к налогам в целом.
Нужно отметить, что была проведена интенсивная подготовительная работа, которая позволила запланировать запуск всеобщего декларирования с 1 января 2020 года. Например, работа по разработке соответствующих норм законодательства и форм налоговой отчетности. Однако все еще остается много вопросов и выявляются недоработки механизма всеобщего декларирования.
Его поэтапное введение действительно даст возможность наиболее эффективно имплементировать основные цели, поставленные перед госорганами в связи со вхождением Казахстана в систему всеобщего декларирования. Поэтому необходимо использовать отведенное время c умом и особое внимание стоит уделить работе по улучшению законодательства, информированию населения и разъяснению норм законодательства, а также по их практическому применению.
– Будет ли перенос до 2025 года означать, что физическим лицам до этого времени не нужно подавать индивидуальные декларации?
– Не совсем так. На самом деле требование подавать декларацию по индивидуальному подоходному налогу для физлиц (форма 240.00) существовало всегда. Более того, требование по декларированию информации о денежных средствах на иностранных банковских счетах действует с 1995 года, в то время как отражать другие зарубежные активы необходимо уже последние два года.
Таким образом, частные лица уже сейчас должны подавать индивидуальную декларацию при наличии зарубежных активов или доходов, которые не были задекларированы и обложены налогом в Казахстане. Самое важное здесь понять, что на самом деле на данный момент это удовлетворяет основные потребности государства и налоговой системы в мониторинге налогоплательщиков, которые были возложены на всеобщее декларирование. Однако несовершенство текущего законодательства, а зачастую и вовсе его незнание, причем как налогоплательщиками, так и налоговыми органами, на местах создает большие трудности для физлиц и государства в части собираемости налогов.
– С какими трудностями физлица сталкиваются при подаче индивидуальной декларации?
– Основным вопросом остается справедливость применения норм налогового законодательства для физических лиц. Существуют пробелы в законодательстве и нечеткая формулировка некоторых статей, которые могут привести к некорректному пониманию и не всегда правильному определению налогоплательщиком его налоговых обязательств. Например, много вопросов вызывает налогообложение доходов от инвестиционной деятельности на фондовых рынках, доходов от доверительного управления, дивидендов от паевых инвестиционных фондов и других. Например, основные споры возникают в отношении применения обменного курса, отражения понесенных расходов и определения момента налогообложения дохода.
При этом международное законодательство уже имеет сформированный подход к обложению вышеуказанных видов доходов. Поэтому очень важно доработать домашнее законодательство, чтобы обеспечить справедливое налогообложение.
Приятно отметить, что уже есть положительный тренд по усовершенствованию налогового законодательства. Одним из таких примеров стало внесение правок в раздел, посвященный налогообложению прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК). В данный момент идет сложная, кропотливая работа бизнеса совместно с налоговыми органами по усовершенствованию норм, принятых с 1 января 2018 года, и готовятся необходимые корректировки с учетом международного опыта.
– Что является, на ваш взгляд, краеугольным камнем для успеха всеобщего декларирования?
– Исходя из мировой практики, одним из наиболее эффективных, если не самым эффективным, методов является легализация, или налоговая амнистия. Она уже проведена в несколько этапов в Казахстане. В связи со стремительным развитием экономики страны и глобализацией проведение новой волны амнистии и легализации в Казахстане позволит привлечь граждан, ранее не участвовавших в данных процессах. Плюс это даст возможность физическим лицам начать все с нуля.
Однако важно отметить, что подобные меры нельзя применять часто, тем более постоянно. Поэтому очень важно их качественно подготовить, провести разъяснительную работу и обеспечить конфиденциальность данных. Тогда подобная мера будет популярна и эффективна. Как вариант можно присмотреться к амнистии, которую проводят в России. Ее первая волна была особенно популярна.
– Какие меры предпринимаются для внедрения международной практики и как вы взаимодействуете с государственными органами?
– Имея опыт работы в нескольких юрисдикциях, могу сказать, что всеобщее декларирование является сложным механизмом, которое требует не только применения международной практики, но и грамотной адаптации с учетом реалий современной экономики и бизнеса страны.
Уже сейчас правительство активно привлекает представителей бизнеса и консультантов из международных компаний с опытом работы в других странах к выдвижению проектов по доработке существующего законодательства. Международный опыт профессионалов в области налогообложения, таких как наша компания, позволяет разработать грамотный подход и концепцию налоговой системы, сравнивая опыт других стран, и эффективно внедрять его в своей юрисдикции с учетом особенностей экономики и культуры. Например, наша компания активно принимает участие в дискуссии вопросов по налогообложению на соответствующих площадках, а также вовлечена в проекты по усовершенствованию налогового законодательства.
Что касается непосредственно всеобщего декларирования, то этот процесс является совершенно новым, где основным ориентиром служит мировая практика, которая во многом отличается от местного законодательства. Поэтому для адаптации международных норм всеобщего декларирования к особенностям казахстанского налогообложения нужен глубокий анализ и полное понимание основных целей. Привлечение налоговых специалистов, которые сталкивались с практикой всеобщего декларирования за границей и уже достаточно давно работают с казахстанским законодательством, поможет определить ключевые моменты в разработке самой концепции. Также это поможет внедрить наиболее эффективные мировые практики, учитывая местную специфику.
– И напоследок. Какие первые шаги вы предлагаете предпринять, чтобы подготовка к декларированию была полной?
– Есть один важный момент, который мы не до конца осознаем. Возможности мониторинга любого государства больше всего ограничены именно в части зарубежных активов и операций своих граждан. Все, что происходит внутри страны, уже и так известно, и это лишь вопрос качественной работы с этими данными. Именно поэтому многие страны либо начинают всеобщее декларирование с зарубежной части, либо на этом и вовсе останавливаются. На данный момент многие страны так или иначе требуют декларирования зарубежных активов. В Казахстане, как я сказал, это уже тоже есть.
Поэтому первое, что необходимо сделать, – уже сейчас доработать требования в отношении декларирования зарубежных активов. И автоматический обмен информацией, в котором Казахстан будет участвовать с 2020 года, все равно этому способствует. На данном этапе в автоматическом обмене информации участвуют уже более 100 стран.
Второе: необходимо срочно доработать законодательство в части налогообложения различных видов доходов физлиц. Как я упомянул ранее, необходимо устранить проблемы двойного налогообложения, разработать четкие правила в отношении пассивных доходов и возможность учитывать расходы или убытки, устранить неясности в отношении курсовых разниц, и т.д. Тогда физлица будут мотивированы декларировать все свои доходы. В Казахстане низкая ставка ИПН. Проблема в том, что неточности законодательства легко могут привести к эффективной ставке в два раза больше, и это уже рассматривается как несправедливость и подталкивает граждан скрывать часть доходов.
В-третьих, нужно качественно продумать концепцию легализации или амнистии и прописать ее в виде нормативных актов, закрепляющих прежде всего такие важные аспекты, как: на какие правонарушения она распространяется, за какой период, какие гарантии предоставляет и санкции за утечку информации.
И последнее по списку, но не по важности: необходимо все-таки определиться с концепцией самого всеобщего декларирования. После внедрения мер, упомянутых выше, большая часть задач будет уже решена. Если государство сможет эффективно получать информацию об активах и доходах внутри страны и за ее пределами, в том числе через автоматический обмен информации, останется только разработать алгоритм выверки такой информации с налоговыми поступлениями. Вполне возможно, что тогда всеобщее декларирование в том виде, в котором оно планировалось в 2020 году, уже будет не нужно. Разумеется, для этого параллельно необходимо продолжать унифицировать базы данных об имуществе и налоговом учете физических лиц внутри Казахстана.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.