Инструкция для пассажира, или вся правда об авиастраховании
Что делать, если страховой случай наступил, а полиса нетЕжегодно отечественные авиакомпании перевозят более 7 млн пассажиров. Но как часто казахстанцы страхуют себя, свой багаж и насколько это необходимо? Что делать, если страховой случай наступил, а полиса нет. К примеру, вы обнаружили, что ваш чемодан поврежден или из него пропали ценные вещи, или на борту вы получили травму. Как требовать возмещения? И отличается ли размер компенсации в случае, если вы летели внутренним или международным рейсом? На эти и другие вопросы корреспондента делового еженедельника «Капитал.kz» о правах пассажиров ответил международный эксперт управления авиационного страхования компании «Малакут» Ринат Казиев.
– Какими правами обладает пассажир без страхового полиса при отмене, задержке рейса, утере, повреждении багажа?
– Я бы начал с того, что любой перевозчик, будь то автомобильный, железнодорожный, водный или воздушный, заключая договор перевозки с пассажиром посредством выдачи билета, на период перевозки несет перед пассажиром ответственность как за его жизнь и здоровье, так и за багаж и вещи, находящиеся при пассажире. Абсолютно все авиакомпании страхуют свою ответственность перед пассажирами, так как это продиктовано как внутренними нормами стран, так и международными договорами и соглашениями.
Покупая билет, вы также можете видеть предложения от авиакомпаний и посредников о покупке дополнительной страховой защиты: страхование от несчастных случаев на время перевозки, задержки или отмены рейса, утраты или повреждения багажа и т.п. На самом деле это уже добровольное страхование со стороны пассажира, которое никак не влияет на то, что пассажир уже защищен по полису страхования ответственности самой авиакомпании. Это, по сути, ваше личное желание дополнительно обеспечить свою защиту.
– На какую сумму можно рассчитывать при возмещении причиненного ущерба?
– Согласно Закону «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами», пассажир (или его родственники) может рассчитывать на минимальную, обязательную к выплате компенсацию. А если этой суммы будет недостаточно, то в соответствии с общими нормами гражданского законодательства РК никакого верхнего предела нет, все будет зависеть от конкретного пассажира, его уровня дохода, наличия иждивенцев и других факторов.
Месячный расчетный показатель на сегодняшний день в РК составляет 2525 тенге. Таким образом, например, в случае гибели пассажира выплата составила бы 12 625 000 тенге (порядка $33 тыс.). Но и эта сумма может не являться окончательной.
Утрата, недостача багажа в Казахстане возмещается в размере стоимости утраченного или недостающего, а повреждение багажа – в размере суммы, на которую понизилась стоимость. Утрата багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости багажа.
– Как вести себя при наступлении страхового случая, находясь за рубежом? Имеются ли определенные сроки возмещения ущерба?
– Порядок везде в общих чертах одинаковый. Если вы получили травму на борту, то в первую очередь необходимо обратиться к бортпроводникам, чтобы экипаж связался с наземными службами и вызвал скорую помощь. Зафиксировав характер травмы и получив соответствующие медицинские документы, далее вы сможете обратиться с претензией к авиакомпании.
То же касается и багажа. Обнаружив повреждение или утрату, пассажир может обратиться к дежурному агенту по обслуживанию в зоне выдачи багажа (Lost&Found или Baggage Claim). Соответственно, далее факт повреждения или утраты должен быть оформлен документально путем выдачи акта о повреждении Property Irregularity Report или Damage Report (акт о повреждении). Если же вы обнаружили пропажу каких-либо вещей или повреждения, уже покинув аэропорт, то тогда можно связаться с авиакомпанией.
Что нужно также иметь при себе и предоставить: авиабилет или его копия; багажная бирка; посадочный талон; документ, удостоверяющий личность; фотографии, если претензия подается после того, как вы покинули аэропорт; чеки о покупке на поврежденное, утраченное имущество (если они сохранились).
Обратите также внимание, что законом или международным договором могут быть установлены ограниченные сроки для подачи такой претензии в отношении багажа. Размер компенсации также может зависеть от того, является ли перевозка внутренней или международной, какой законодательный режим к ней применяется и была ли заявлена стоимость багажа.
Закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами» дает страховщику 7 рабочих дней на осуществление страховой выплаты с даты представления всех необходимых документов. Но если доказанный ущерб будет выше, чем это предусмотрено законом, то здесь уже вступят в действие общие правила гражданского законодательства. В данном случае сроки будут зависеть от конкретной ситуации.
– Могут ли сотрудники авиакомпании отказать в перевозке ценного багажа? Если нет, то куда следует обращаться, если такой случай произошел?
– В данной ситуации я бы обратился в первую очередь на сайт авиакомпании или связался по телефону до начала перевозки, чтобы уточнить правила перевозки ценного багажа и соответствующую стоимость перевозки, так как если вы хотите заявить стоимость багажа (так называемая объявленная ценность багажа или груза), то авиакомпания вправе установить дополнительную оплату за его перевозку. Такая дополнительная оплата может быть немаленькой (и составлять порядка 10% от стоимости багажа), и, возможно, вы передумаете везти ценный багаж.
– Как страховые компании либо авиаперевозчики оценивают стоимость, к примеру, разбитого антиквариата для возмещения ущерба, если при декларации пассажир указал многомиллионную, а иногда неоправданно завышенную стоимость имущества, которую не может доказать?
– Если обратиться к нормам как российского, так и казахстанского права, то за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза с объявлением ценности, – в размере объявленной ценности.
При этом по нормам Монреальской конвенции в вышеназванных случаях компенсация ограничивается суммой 1131 СПЗ за исключением случаев, когда пассажир сделал в момент передачи зарегистрированного багажа перевозчику особое заявление о заинтересованности в доставке и уплатил дополнительный сбор, если это необходимо. В этом случае перевозчик обязан уплатить сумму, не превышающую объявленную сумму, если только он не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность пассажира в доставке.
Страховые компании или авиаперевозчики вправе при наличии сомнений в действительной стоимости имущества оспорить сумму возмещения. В этой ситуации реальную стоимость могут оценить только привлеченные независимые эксперты.
– Давайте сравним две ситуации: какой размер выплат полагается гражданину России после причинения травм и родственникам в случае смерти пассажира и при аналогичной ситуации с гражданином Казахстана? При этом оба летели в одном самолете.
– Не существует какого-то единого подхода для определения размера ущерба, так как он будет определяться в соответствии с гражданским законодательством той страны, под юрисдикцию которой будет подпадать данное дело. Гражданство не имеет значения.
Нужно учитывать маршрут перевозки и в каких государствах находятся место отправления и место назначения. Например, если граждане Казахстана и России летят в одном самолете по маршруту Москва – Минск, то в отношении обоих будет действовать Варшавская конвенция, так как Беларусь не ратифицировала Монреальскую конвенцию. Но, к примеру, если в маршрутной квитанции будет указано «Москва – Минск – Москва», то действует Монреальская конвенция, так как пункт отправления и назначения – Москва. Вот такое вот толкование понятия перевозки согласно условиям конвенции.
И в России, и в Казахстане размер компенсации может складываться из возмещения вреда в связи с утратой кормильца (утратой заработка), понесенных медицинских и иных расходов, морального вреда. И конечная сумма может сильно отличаться у одного пассажира по сравнению с другим, так как наличие семьи, уровень официального дохода и другие факторы прямо влияют на размер компенсации.
– Почему авиастрахование непопулярно у наших пассажиров? Что дает пассажиру этот вид страхования, если авиакомпания априори несет ответственность за пассажира и его багаж?
– Я хоть сам и занимаюсь давно страхованием, но никогда не покупаю такие виды страхования, так как, действительно, перевозчик уже несет ответственность передо мной. Честно говоря, и не считаю нужным их покупать. Единственное, я бы подумал о страховании от невыезда по каким-либо причинам (по болезни, например) либо расширил полис страхования выезжающих за рубеж также на случай внезапных болезней.