Свободная экономическая зона – неэффективно, но дорого?
Сенаторы вновь подняли эту темуВо всем мире создание свободных экономических зон – один из надежных механизмов развития деловой и предпринимательской активности. СЭЗ способствуют росту экономических показателей, однако лишь создание законодательных механизмов и необходимой инфраструктуры не означает автоматического эффекта их работы. В Казахстане не раз говорилось о низкой эффективности СЭЗ.
Недавно сенаторы вновь подняли эту тему, обратив внимание, что на работу СЭЗ выделяются огромные средства, но отдача остается скромной. Были приведены цифры, что в настоящий момент четыре СЭЗ на 100% обеспечены инфраструктурой и реализуют 37 проектов, две СЭЗ обеспечены на 71-72% и реализуют сотни проектов, еще две зоны оснащены инфраструктурой на 22% и реализуют 10 проектов.
«Получается, что не инфраструктура была причиной того, что СЭЗ не работают, и не вопросы выделения земельных участков. Видимо, какие-то другие вопросы, как я понял. А если где-то можно реализовать сотни проектов, где-то десять, где-то 37… Так все-таки, в чем была причина того, что до сего дня за 27 лет СЭЗ не работают? Не нашли нужную форму работы, чтобы они заработали?» – заявил сенатор Даурен Адильбеков.
Ответственность управляющих компаний
Министр индустрии и инфраструктурного развития Роман Скляр считает, что, несмотря на недостатки, СЭЗ необходимы. По его словам, в законопроекте о СЭЗ все учтено, прошли консультации с бизнес-сообществом и потенциальными инвесторами, акиматами, заинтересованными структурами.
«Мы проанализировали и пришли к выводу, что действительно не всегда причиной слабого развития является отсутствие инфраструктуры. Когда пишут в отчетах, что, к примеру, СЭЗ обеспечена инфраструктурой всего на 22%, то, возможно, это лишь 15 на ее территории, когда имеются необходимые коммуникации. Различные бюрократические процедуры затягивают решение вопросов о привлечении инфраструктуры и инвесторов, что недопустимо, на наш взгляд. В законопроекте о СЭЗ мы усиливаем ответственность управляющих компаний и акиматов. И полагаем, что с инвестором надо разговаривать на одном уровне и оказывать максимальное содействие для того, чтобы он как можно быстрее реализовывал свой проект, создавал рабочие места», – подчеркнул Роман Скляр.
Вместе с тем в настоящее время как минимум 11 из действующих СЭЗ не дают должного результата. При этом с момента создания СЭЗ запущено 165 проектов на сумму более 800 млрд тенге, создано более 13 тыс. рабочих мест.
Согласно законопроекту «О специальных экономических и индустриальных зонах»,предусмотрен полный жизненный цикл функционирования индустриальных зон: от их создания до упразднения. Определен госорган, отвечающий за развитие зон, в лице министерства индустрии и инфраструктурного развития. Введен механизм предоставления участникам СЭЗ земельных участков, финансирование возможно лишь, если 100% акций управляющей компании принадлежат государству. Предусмотренавозможность продления срока действия специальных экономических зон по решению правительства, и вводится госгарантирование.
Нет научной базы
Корреспондент «Капитал.kz» поговорил с экспертами о том, как повысить эффективность СЭЗ в Казахстане.
Руководитель аналитического департамента FXPrimus Арман Бейсембаев отметил, что для начала нужно понять, чего мы добиваемся созданием СЭЗ и что мы могли бы предложить мировому рынку в качестве инновационного или конкурентного продукта. Это, прежде всего, создание технологий завтрашнего дня, а для этого стране нужна сильная научная база.
Можем ли мы таким похвастаться в рамках СЭЗ? Существуют ли конкретные озвученные цели, поставленные перед этими зонами? И что мешает практику СЭЗ распространить на всю территорию страны без исключений, задался вопросами эксперт.
По его словам, конечно, нулевая ставка налога, упрощенная регистрация и прочие атрибуты СЭЗ – это, безусловно, плюс. Но это не цель, а всего лишь средство, остальное – имитация бурной деятельности, заметил он.
Начать с основания
При таком раскладе, считает аналитик, мы не сможем конкурировать с Китаем, который находится у нас под боком и где любой продукт на любой ваш вкус и цвет любой иностранный инвестор может заказать буквально от 1000 экземпляров и получить в течение нескольких недель. У нас таких механизмов нет, и без серьезного подхода не будет, прокомментировал спикер.
По его мнению, мы видим другие СЭЗ в мире, которые производят технологии. Налаживают серийное производство, их имена слышны по всему миру и это притягивает все больше инвестиций.
Если посмотреть на структуру иностранных инвестиций в Казахстан, в среднем от 70 до 90% всех инвестиций идут в горнодобывающую отрасль. Наши СЭЗ – это в основном нефтехимическая промышленность. То есть попытка уйти от роли сырьевого придатка в виде СЭЗ только закрепляет ее. Ко всему прочему, инвестиции и не спешат в эти зоны, судя по статистике, отметил аналитик.
По его словам, проблема заключается в том, что мы пытаемся решить задачи проверенными, но устаревшими методами вместо того, чтобы предлагать прорывные технологии, которые будут пользоваться высоким спросом в мире.
«Мне кажется, начинать надо с самого основания, а именно с развития институтов: нужно закрепить и гарантировать неизменность однажды установленных «правил игры», при одновременном снятии бюрократических преград. В понятных и стабильных условиях бизнес развивается намного успешнее», – заметил Арман Бейсембаев.
Как он считает, гарантировать неприкосновенность частной собственности и презумпцию невиновности должен не отдельный человек, пусть даже в лице главы государства, а система институтов. Это тот путь, по которому идут все страны, создающие успешные экономические модели. Только пройдя через эти процедуры, Казахстан может рассчитывать на такой же результат, подчеркнул аналитик.
Развивается только сырье
Глава партии КНПК в нижней палате парламента Айкын Конуров отметил, что основные задачи СЭЗ – привлечение иностранных инвестиций в тот или иной регион с применением различных стимулирующих инструментов для развития обрабатывающей промышленности и переработки. Если по интересу к сырью среди иностранных инвесторов наблюдается даже конкуренция, то в обрабатывающую промышленность идут лишь единицы.
Одним из успешных проектов из СЭЗ Казахстана депутат назвал «Астана – Жаңа қала». Строительство новой столицы удачно совпало и с личным кураторством власти, что убрало много бюрократических процедур, с бумом кредитования и постоянным ростом цен на квадратные метры, считает он. Это делало инвестиции в производство строительных материалов и строительство привлекательными. Вместе с тем эксперт заметил, что нужно рассматривать СЭЗ в контексте всей экономики, ведь приток зарубежного капитала является объективной оценкой привлекательности несырьевых отраслей и той работы, которая проведена для ее повышения.
Иными словами, отсутствие у иностранного капитала интереса к казахстанской несырьевой индустрии и сельскому хозяйству – очень красноречивый факт, который не замаскируешь никакой статистикой, прокомментировал спикер.
По его мнению, за прошлый год заметных изменений в этом плане не произошло. По данным за 3 квартал, в обрабатывающую промышленность вложено $2 млрд 790 млн прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Но из них 2 млрд 320 млн пришлось на металлургию, то есть продукцию невысокого передела. Тогда как в пищевую промышленность удалось привлечь лишь 67 млн, в фармацевтическую – 42 млн, в производство компьютеров и электроники – 46 млн, в выпуск транспортных средств и оборудования – 43 млн. Сельское хозяйство по-прежнему остается неинтересным для зарубежного капитала – объем ПИИ не дотянул даже до $10 млн.
Локомотивы развития регионов
Айкын Конуров заметил, что цифры говорят сами за себя. Пробуксовки проектов или отказ от их реализации на территории СЭЗ в основном происходят из-за вопросов, которые волнуют потенциальных инвесторов, подчеркнул он. В частности, это: волатильность курса тенге, бюрократия, слабая подготовка кадров, узкий внутренний рынок, непредсказуемые таможенные процедуры.
Парламент внес ряд поправок в Закон «О специальных экономических и индустриальных зонах», заметил депутат. Упрощен процесс получения земельных участков для их строительства и регламентируется получение финансирования из бюджета. Кроме того, закреплена необходимость разработки краткосрочной стратегии развития для всех СЭЗ, в которых будут предусматриваться целевые индикаторы их эффективности. На сегодня же оценить их эффективность объективно, к сожалению, не представлялось возможным, а значит – акиматы могли «рисовать» с мест любые показатели, подчеркнул эксперт.
«Надеюсь, поправки в законодательство, регулирующее сферу СЭЗ, обучения кадров, борьбу с коррупцией, усилия государства, направленные на стимулирование потребительского спроса, продвижение экспорта, сделают нашу экономику более конкурентоспособной, привлекательной и, соответственно, наши СЭЗ станут локомотивами развития и регионов, и страны в целом», – заключил Айкын Конуров.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.