В Актюбинской области активно развивают внутренний туризм
В регионе насчитывается свыше 40 сакральных местВ Актюбинской области активно развивают внутренний туризм. Сама отрасль становится одним из приоритетов развития нашей страны. Поставлена задача через «100 сакральных мест» показать потенциал Казахстана в этом направлении. В регионе насчитывается свыше 40 сакральных мест, 10 из которых республиканского значения.
Мемориальный комплекс Абат-Байтак
Кобдинский район Актюбинской области – настоящий кладезь памятников древности. Здесь расположен уникальный скульптурный памятник Абат-Байтак, относящийся ко времени Золотой Орды (XIII – XIV вв.).
Сохранившихся аналогов такому сооружению на территории Казахстана нет. Подобные памятники портально-шатрового типа можно встретить в Челябинской области России, Башкирии, Азербайджане. Мавзолей воздвигнут из жженого кирпича – местного сырца. Для его большей крепости древние мастера использовали при изготовлении таких кирпичей молоко и конский волос.
Сейчас высота мавзолея составляет 14,5 м, но ученые полагают, что когда-то она достигала 16 м. Основа памятника четырехгранная: 8х8, что относится к стилю средневековья. Еще издалека бросается в глаза купол сооружения: округленный типа барабана, с выведенными 11 гранями в виде ложных окон. Выше расположена купольная часть, похожая на шатер. Поэтому мавзолей относят к шатровому виду. Считается, что раньше купольная часть была украшена голубыми изразцами, сияя на солнце, служила степным маяком в этой местности. Четырехгранная передняя часть мавзолея получила название «портальная». Она была восстановлена при реставрационных работах в 2004-2006 годах. Кто является автором этой уникальной постройки, так и осталось загадкой.
Однако известно, в честь кого построен мавзолей. Памятник воздвигнут в честь сына философа Асана кайгы – Абата. Во время раскопок, проводимых на территории захоронения, были найдены останки трех человек. Здешние места до сих пор таят в себе много неизведанного. Вокруг мавзолея Абат-Байтак расположена целая цепочка курганов – могильники, культовые памятники, кулпытасы. Это позволяет говорить о том, что когда-то здесь был большой город. Предположительно, он назывался Байтак. Но, конечно, самую большую историческую ценность несет именно Абат-Байтак, являясь центральным звеном древних сооружений и местной средневековой истории.
Кладбище Бопай ханым
Кладбище Бопай находится в 15 км к северо-западу от Айтекебииского района Актюбинской области. Оно огорожено стенами из необработанных кирпичей, которые находятся в полуразрушенном состоянии. Кладбище носит имя Бопай – дочери Касым хана – лидера национально-освободительного движения казахского народа в 1837-1847 годах. Бопай также была второй женой известного Тлеу батыра. Вместе с братом Кенесары ханом она участвовала в борьбе с царскими войсками. Гробница Бопай имеет прямоугольную форму размером 3,3 на 5,4 м. Вход в усыпальницу расположен с южной стороны.
Мемориальный комплекс «Есет батыр»
Знаменитый казахский полководец Есет батыр жил в 1807-1888 гг. Он отличался невероятной смелостью, силой духа, верностью принципам и набожностью. За эти качества он заслужил уважение не только у своего народа, но и у врагов. Есет батыр был помощником Абулхаир хана, бесстрашно сражался с джунгарами, участвовал в присоединении земель младшего жуза к России. Он прожил более 80 лет, что является невероятным возрастом для воина прошлых времен. Поэтому народ посчитал, что так много лет ему было даровано аллахом за преданную веру и ратные подвиги.
После смерти Есет батыра признали святым, и его могила стала местом паломничества. За много лет саманная могила Есет батыра разрушилась, и мемориал на ее месте появился лишь в 90-х годах прошлого века. Сегодня рядом с мемориалом на месте захоронения построены мечеть, музей и гостевой дом. В сам мемориал верующие приходят помолиться, а священнослужители почитать суры из корана. Традиционно паломники оставляют на могиле Есет батыра подношения в виде платков и денег.
Мавзолей Есета-Дарибая
Дарибай Котыбарулы – живший в XIX веке, младший сын известного казахского батыра Котыбара Басенулы. Дарибай Котыбарулы скончался в 1890 году. В 1891 году ему был возведен из сырцового кирпича четырехугольный мавзолей купольного типа высотой 6 м. Время разрушило его. В 1993 году построен из силикатного кирпича новый мавзолей, однотипный с мавзолеем Есета. Мавзолей Дарибая находится в урочище Шолакжиде на юге города Шалкара. Дарибай был активным участником национально-освободительного движения во главе с Есетом Котыбаровым. Мавзолей Есета-Дарибая – памятник, воздвигнутый народному батыру Есету Котыбарову, жившему в XIX веке (1803-1889 гг.). Он находится в 65 км от Шалкара. Первый вариант мавзолея, построенный в 1890 году, был четырехугольным, из сырцового и жженого кирпича, украшен сводом и узорными стенами. Однако под воздействием времени разрушился. В 1993 году по инициативе шалкарцев этот мавзолей был возведен заново, с учетом современной архитектуры и графики. Если смотреть в направлении Каабы, то по правую руку находится могила Есета, а по левую – его брата Дарибая. В центре, между двумя мавзолеями – высокий светлый минарет. Подходы к мавзолею выложены тротуарным камнем. У каждой могилы (мавзолея) установлены кулыптасы.
Мавзолей Исатая Тайманулы
Имя батыра Исатая – предводителя национально-освободительного движения 1836-1838 гг., мечтавшего о свободе своего народа, выводившего в бои свои дружины и отдавшего за это свою жизнь, навсегда осталось в памяти людей. Его подвиги в своих стихах увековечил верный друг Исатая – Махамбет Утемисов. Исатай Тайманов был погребен в местечке Шейтсай Кобдинского района Актюбинской области. Но мавзолей на месте захоронения появился совсем недавно – в 2014 году. Работу по сооружению памятника возглавил мангистауский мастер Нурсултан Имашев, организовав доставку из Мангистау 52 камней весом по 2,5 тонны каждый. Высота мавзолея составляет 10,5 м, а ширина – 6 м. Внутри мавзолея есть изображение Исатая Тайманова, высечены годы жизни батыра и его сына Оспана, похороненного рядом с отцом. На стенах мавзолея написаны строки из стихотворения Махамбета: «Родился лев Исатай, Он не смог добиться своего, Прошла его жизнь в мечтаниях…».
Мемориальный комплекс «Кобыланды батыр»
Кобыланды батыр – исторический герой, смелый воин, сражавшийся с калмыкскими захватчиками, гордость казахского народа. Значительное время он считался вымышленным персонажем, героем эпосов и былин, именовавшимся как «каракыпчак Кобыланды». Сегодня же известно, что Кобыланды батыр был реальной личностью, крупным военачальником, жившим в XV веке, в период распада Золотой Орды. В юношеские годы он был приближен к Абулхаир хану. Ему посвящен героический эпос казахского народа «Кобыланды батыр», где герой предстает в образе непобедимого воина.
Мемориальный комплекс в честь Кобыланды батыра находится в поселке Жиренкопа и занимает площадь 2,06 га вдоль левого берега р. Большая Кобда. Комплекс состоит из мавзолея, зала Славы и обелиска. По внешнему виду он напоминает шлем со щитом и рядом положенным луком. Мавзолей составляет в высоту 17,5 м, а его внутренний диаметр равен 16 м. Комплекс сооружен из жженого кирпича, к нему также относятся кайрактас (точильный камень), об который Кобыланды точил свой 3-метровый меч, сохранившийся до наших дней. Ранее на месте захоронения батыра был мазар. Но, к сожалению, в XX веке он окончательно разрушился. В 1969 году останки батыра были подняты из склепа для восстановления облика героя. Выяснилось, что это был воин 45-50 лет, с волевым подбородком. После воссоздания облика бюст Кобыланды передали в музей Актобе, туда же были возвращены его останки, которые позже были перезахоронены.
Некрополь «Ойсылкара»
Памятник древности Ойсылкара находится в 2 километрах от п. Ойсылкара Хромтауского района. Он носит имя духа-покровителя верблюдов, хранителя верблюжьих стад. Некрополь датируется ХVІІІ – началом ХХ вв., представляя собой кладбище площадью 100 на 170 метров, состоящее из 150 надмогильных сооружений. В центре кладбища имеется высокая насыпь камней, наваленных вкруговую. На этом месте установлен памятник из железа, покрашенный в зеленый цвет. Считается, что именно здесь захоронен святой Ойсылкара, который был реальной исторической личностью.Ойсылкара был очень верующим человеком, распространявшим хадисы пророка Мухаммеда. По легенде, перед смертью, зная о том, что семь народов будут спорить, на чьей земле его похоронить, Ойсылкара навьючил на семь верблюдиц семь сундуков, оставив их ночевать на вершине холма. После этого он сказал: «Какая верблюдица встанет первой, на той земле, откуда она происходит, я останусь лежать». Утром все верблюдицы встали одновременно, а в одном из навьюченных сундуков было обнаружено тело святого.
Некрополь «Хан моласы»
Некрополь «Хан моласы» является большим казахским кладбищем. Дату его появления относят ко второй половине XVIII века. Он расположился на территории современного Айтекебийского района, в 4 километрах к западу от места слияния рек Улкейек и Кабырга. В состав некрополя входят более тысячи надмогильных сооружений с сырцовыми мавзолеями и оградками, многие из которых уже полуразрушены. Возникновение на этом месте некрополя связывают с местом смерти в 1748 году хана младшего жуза Абулхаира, который погиб в битве с султаном Бараком. Абулхаир был великим полководцем, политиком и тонким дипломатом. В 17 лет он был избран одним из военных предводителей казахского ополчения. В 1718 году Абулхаир стал ханом младшего жуза. Он прославился своими подвигами, в особенности в войне с джунгарами, переломив ход войны.
В память о бессмертных подвигах Абулхаира в 2015 году вблизи села Толыбай Айтекебийского района на месте его захоронения был открыт мемориальный комплекс «Хан моласы». Комплекс состоит из мавзолея над могилой хана и памятного знака. Знак представляет собой высокий ступенчатый курган. Из его центра возвышаются три стелы-знамени, покрытые тамгами (родовыми знаками) всех казахских родов. Они символизируют заслуги хана в объединении казахских жузов в единый народ.
Мечеть «Досжан ишана»
Расположена в Темирском районе Актюбинской области.
Досжан Кашакулыхазрет – видный религиозный деятель. Он из рода Табын, подрода Коныр. В народных рассказах о нем говорят с уважением «Досеке хазрет». Он был известен своей религиозной, просветительской деятельностью, с помощью религии он объединял народ, собирал данные по казахской генеалогии. Его слава дошла до всех восточных народов и до самого царя.
Он способствовал строительству многочисленных мечетей, под его прямым руководством была построена мечеть Кайнар в Донызтау, мечеть Ишан ата в долине реки Уил. Досжан ишан вместе с Нурфайыс ишаном и Жумагали ишаном (по некоторым сведениям, вместе с группой Кунанбая в 1874 году) побывал с паломничеством в Мекке. Досжан знал наизусть коран, муктасар и в 17 лет вернулся из Мекки с чином хазрета. Досжан трижды был в Мекке, познакомившись с отцом Абая Кунанбаем, вместе они построили гостиницу, которая была собственностью Досжана.
Метеоритный кратер «Жаманшин»
В 40 км к югу от с. Иргиз расположено уникальное место – метеоритный кратер «Жаманшин». Упавший здесь около миллиона лет назад метеорит оставил огромный кратер диаметром 13 км, который теперь является природным заказником Иргизского района. Столкновение этого метеорита с землей было равно силе взрыва множества ядерных бомб. Оно значительно изменило геологическую структуру местности, подняв на поверхность редкие окаменелые моллюски и кораллы, а также тектиты – стеклоподобные образования черного или темно-зеленого цвета. О происхождении тектитов среди ученых по сей день ходят споры, часть из них предполагает внеземную природу этих загадочных по химическому составу камней.
Впервые Жаманшин исследовали в 1937-1939 годах ученые Александр Яншин и Всеволод Вахрамеев. В те же годы Жаманшин исследуют ученые-геологи. В результате они находят здесь породы эпохи палеозоя. Исследование Жаманшина не было легким делом. Поэтому геологические работы продолжались в 1946, 1957, 1961 и 1963 годах. Во время исследований там было обнаружено много образцов черного шлака, стекла особого вида. Найденные полезные ископаемые были направлены известному московскому ученому Петру Флоренскому. В 1975-1976 годах он на научной основе доказал, что кратер Жаманшин возник в результате падения метеорита. Особым камням, найденным здесь, было дано название жаманшит, иргизит. После этого летом 1977 года здесь начала работать специальная экспедиция комитета по метеоритам. В сентябре 1989 года была организована международная экспедиция из числа ученых США, Канады, ГДР и Франции, которая прославила Жаманшин на весь мир.
Делая акцент
Кроме культурно-познавательного и паломнического туризма, который включает в себя посещение сакральных мест, акцент в Актюбинской области делается на следующие направления:
- экологический туризм (агротуризм) – Ащелисайский водопад, Каргалинское водохранилище (Каргалинский район), меловые горы «Актолагай» (Байганинский район), Иргиз-Тургайский природный резерват,геоморфологический разрез «Айдарлыаша» (Хромтауский район) и др.;
- лечебно-оздоровительный (медицинский) туризм – санаторий-пантолечебница «Зару» (Мартукский район), санаторий-профилакторий «Шипагер», псаммотерапия (лечение песком), солевые озера и грязелечение (Уилский, Алгинский районы).
Развитие придорожного сервиса
На сегодняшний день на автодорогах международного и республиканского значения Актюбинской области функционируют 137 объектов придорожного сервиса, в том числе по видам услуг:
50 АЗС/АГЗС, 33 гостиницы, 76 пунктов питания, 88 пунктов розничной торговли, 32 СТО. Из них 67 объектов* соответствует категориям Национального стандарта РК (54%), в том числе:
- категории «А» – 3 объекта;
- категории «В» – 2 объекта;
- категории «С» – 38 объектов;
- категории «D» – 24 объекта.
* в 2018 году количество объектов придорожного сервиса, соответствующих категориям, увеличилось на 5 единиц.
В 2018 году завершено строительство 12 объектов придорожного сервиса на сумму 1,15 млрд тенге с созданием 78 рабочих мест.
В 2019 году запланировано строительство 18 объектов придорожного сервиса категорий А, В, С и D.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.