Вживляемые эмбрионы изменят животноводство Казахстана
Рожденные суррогатными коровами телочки могут давать по 12,5 тыс. литров молока в год, рассказали в «Агротехнологической компании»Благодаря развитию генетики в области разведения крупного рогатого скота агропромышленный комплекс Казахстана может быть не таким, как прежде. С помощью эмбриональной трансплантации можно добиться удоев, которые демонстрируют лучшие коровы США и Европы, а это означает сокращение затрат молочно-товарных ферм страны, увеличение их прибыльности и масштабирование бизнеса. Об этом в интервью деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказал директор ТОО «Агротехнологическая компания» Даурен Жайлымысов.
– Когда в Казахстане началась активность в области эмбриональной трансплантации крупного рогатого скота?
– В коммерческом масштабе пока мы одни занимаемся разведением телят, полученных от эмбрионов. В Казахстане есть несколько компаний, которые закупают эмбрионы и предлагают фермерам вживлять их своему скоту. Мы пошли другим путем и продаем уже родившихся телочек молочно-товарным фермам. Эмбрионы у нас однополые, полученные от сексированного семени, потому что нацелены на рождение только телочек для товарно-молочных ферм.
Наш партнер – американская биотехнологическая лаборатория TransOva Genetics, которая производит эмбрионы крупного рогатого скота и занимает 80% этого рынка в США. В январе 2017 года мы запустили наш пилотный проект, а в августе 2017-го произвели первое вживление эмбрионов своим коровам. Это были наши местные коровы, которым подсаживались эмбрионы от лучших родителей голштинской породы. На выходе мы получили телят, которые по результатам геномного теста от лаборатории ZOETS входят в число лучших молочных КРС США. Как это происходит? У коровы вымывается яйцеклетка, берется сексированное семя быка, и уже в пробирке происходит оплодотворение. Затем этот эмбрион замораживается жидким азотом и в сосуде Дьюара доставляется на нашу ферму в Костанайской области. В такой сосуд можно поместить до тысячи эмбрионов. С точки зрения логистики и биобезопасности это выгодно. Хочу отметить, что в 2018 году мы вживили эмбрионы высокоиндексированных быков породы ангус. Отел бычков от эмбрионов планируется в текущем году.
– У вас есть конкуренты?
– У нас нет прямых конкурентов, но есть косвенные. Один из них – это импортный КРС. Правда, по цене с аналогичной генетикой он намного дороже. То, что сейчас импортируется, – это крупный рогатый скот с генетикой среднего уровня, но не элита.
– Количество эмбрионов равно количеству телят?
– Нет, это происходит точно так же, как и при искусственном осеменении коровы семенем быка, где приживляемость составляет 50-60%.
– Почему ваша ферма именно в Костанае?
– Это зона, чистая от болезней, оттуда можно экспортировать сельскохозяйственных животных для разведения в Россию и Китай. Плюс там очень хорошая кормовая база.
– В чем преимущество телят, полученных от эмбрионов, в сравнении с теми, которые зачаты естественным путем?
– Казахстан и Россия в генетическом плане отстают от Америки и Европы на 7-10 лет, то есть производительность молока у коров в этих странах выше, чем у наших. В среднем американская корова голштинской породы дает в год от 10 тыс. литров молока и выше, европейская – до 8 тыс. литров. На молочно-товарных фермах Казахстана корова дает 5-6 тыс. литров. По результатам геномного теста у наших телят, полученных от эмбрионов, потенциал надоя составляет более 12,5 тыс. литров за лактационный период. Средний индекс TPI наших телят – 2189. Животных с такой генетикой купить у фермеров США или Европы сложно и дорого.
– А как по генетике можно уйти вперед?
– С точки зрения селекционного процесса фермеру нужно найти лучшую корову, свести ее с лучшим быком, дождаться рождения потомства. Если родилась телочка, нужно также найти ей лучшего партнера. То есть, чтобы дойти до той генетики, которая сейчас есть у телят ТОО "АТК", фермеру потребуется получить несколько поколений животных. Есть более легкие пути: импортировать сюда хорошую корову или привезти эмбрион. С первым вариантом есть проблема, так как животные при транспортировке испытывают стресс, они должны пройти акклиматизацию, привыкнуть к местным кормам. От этого снижается удой, повышается падеж коров. Конечно, при перевозке животные страхуются, но те, которые прибыли живыми, не реализуют полностью свой потенциал производительности. Кроме того, из-за повышения обменного курса доллара и евро стоимость импортируемых животных в тенговом эквиваленте повышается, поэтому купить стадо с хорошей генетикой очень дорого, и в основном привозится товарный скот, который не обладает высокими генетическими характеристиками. Более того, импортный КРС с эквивалентной генетикой обойдется фермеру намного дороже, чем телки ТОО "АТК".
– Как генетика влияет на агропромышленный комплекс страны в целом?
– Мы изучили данный вопрос на примере развития генетики в США и как она повлияла на молочную индустрию. В 50-х годах в Штатах было 22 млн коров молочного направления, сейчас там порядка 9,4 млн коров, то есть поголовье сократилось. Но производство молока выросло с 66 млн тонн молока в год на тот период до 97 млн тонн молока в год к настоящему времени.
– В США целенаправленно сокращали поголовье?
– Не думаю, что был целенаправленный план по сокращению поголовья. Здесь, скорее всего, большую роль сыграли экономическая целесообразность хороший генетики и законы рынка. Более продуктивный скот может производить больше молока при хорошем содержании, а значит, требуется меньше поголовья.
– Какой вывод в рамках нашей страны из этого следует? Нужно улучшать генетику наших коров?
– Да, потому что это увеличит производительность стада в целом как в мясном, так и в молочном производстве. Улучшается экономика проектов, их окупаемость, легче масштабировать свои проекты – при меньших затратах больше зарабатываешь.
– По какой цене вы продаете своих телочек?
– Стоимость, как у импортного скота из Европы, где корова с удоем 8 тыс. литров молока в год. Но у нас производительность в 1,5 раза выше, и наши телята уже акклиматизированы к местным кормам и погодным условиям и имеют иммунитет от местных болезней.
– А есть гарантия, что будет именно такая производительность?
– Как ранее уже было отмечено, на каждого теленка мы получаем результат геномного теста, то есть ДНК. Данный анализ заблаговременно показывает производственный потенциал теленка, поэтому мы гарантируем генетику и, соответственно, его потенциал. Естественно, помимо генетики, большую роль играют содержание и кормление животных. Но все же генетика животного – это тот основополагающий фактор, благодаря которому оно может показать высокую производительность. При прочих равных условиях благодаря лучшей генетике телочки дадут больше молока, чем местные или импортированные коровы. Это как сравнить скоростной болид с обычной машиной: вы можете залить лучшее топливо в обычную машину, но она все равно не обгонит болид. Кроме того, полученные от этих коров телочки при хорошем осеменении будут еще лучше, чем сами коровы.
– Кто может позволить себе купить ваших телят? И сколько телочек вы уже продали?
– Крупные товарно-молочные фермы. В 2018 году у нас родилось 70 телочек голштинской породы, полученных от эмбрионов, и все они были куплены в Казахстане. Сейчас государство поддерживает создание молочных ферм в стране. Коров для них будут везти из США и Европы, но гораздо лучшей перспективой является местное потомство с американской генетикой, полученное от эмбрионов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.