Всемирный банк: От наводнений ВВП республики теряет $3 млрд в год
Из-за изменения климата возрастут частота и интенсивность наводненийИз-за изменения климата возрастут частота и интенсивность наводнений и засух. Миллионный урон стране наносят и землетрясения. Как минимизировать число человеческих жертв и материальный ущерб? Ведущий специалист по вопросам стихийных бедствий Всемирного банка в Центральной Азии Ко Такеучи поделился японским опытом в управлении рисками стихийных бедствий.
– Какой ущерб могут нанести стихийные бедствия ВВП республики?
– Происходящие в Казахстане бедствия могут носить разрушительный характер. Так, в 1911 году произошло сильное землетрясение в Алматы, которое оставило город в руинах, унесло жизни более 450 человек, а также нанесло ущерб в размере свыше $20 млн. По оценкам, ежегодно от землетрясений страдают в среднем около 200 тыс. человек, а урон, наносимый землетрясениями валовому внутреннему продукту Казахстана, составляет в среднем $1 млрд в год.
Каждый год в Казахстане происходят более частые, но менее разрушительные бедствия. Например, в 2005 году наводнения нанесли ущерб в размере $7,6 млн, в 2008 году – в размере $100 млн; в результате других наводнений, которые произошли в 2010 году, нанесен ущерб в размере $40 млн, а также погибли более 40 человек. По оценкам, от наводнений ежегодно страдают в среднем около 300 тыс. человек, а ВВП республики теряет в среднем $3 млрд в год. К тому же около 26% территории страны, включая весь город Алматы, подвержены угрозе селей, а от засухи (в числе многих других природных опасностей), по всей вероятности, может в значительной степени пострадать сельское хозяйство.
– Существует мнение, что в Японии население спасают от землетрясения за 14 секунд, и если в Японии произойдет землетрясение, не пострадает ни один человек. В других странах колебания такой же интенсивности могут унести тысячи жизней. Как люди в Японии готовятся к возможному бедствию?
– Нет какого-то единственного решения, которое позволяло бы снять риски возможных землетрясений. Опыт показывает, что самое важное в этом вопросе – это комплексный подход и системность.
В Японии имеется система раннего оповещения о землетрясении. Особое внимание уделяется человеческому развитию и повышению информированности населения. В последние годы проводятся сценарные учения. Также весьма активно действует принцип добровольного участия в предупреждении бедствий. По данным 2017 года, более 80% японских домохозяйств принимают участие в добровольных общинных организациях, занимающихся предупреждением бедствий.
Япония также инвестирует значительные средства в снижение потенциального количества жертв и возможного ущерба от землетрясений. Например, в Японии проведено конструктивное усиление государственных школ начального и неполного среднего образования, и сейчас нормам сейсмостойкости отвечают почти 99% школ по сравнению с 45% в 2002 году. Это позволило обеспечить детям более безопасные условия обучения. В Японии школы также являются центрами эвакуации после бедствий.
У Всемирного банка есть Центр управления риском бедствий в Токио, который аккумулирует и распространяет знания и опыт Японии в области управления рисками бедствий среди развивающихся стран. При поддержке правительства Японии во всем мире реализуются различные программы технической помощи с участием японских экспертов по соответствующим направлениям.
– Какие технологии используются для минимизации материального ущерба? Какие современные решения применяются для сейсмоусиления зданий и сооружений?
– Оптимальные решения для повышения сейсмической устойчивости зданий будут зависеть от различных параметров, в том числе от типа здания, от экономической эффективности конкретной предлагаемой интервенции. Чтобы определить оптимальное решение для сейсмического укрепления конкретного здания, обычно проводится комплексная оценка уязвимости конструкции. Для этого модель здания подвергают различным испытаниям, которые помогают оценить, насколько здание подвержено разрушению. Такая оценка может занять несколько месяцев или более, но главное здесь учесть соотношение цены и качества предлагаемых укрепительных мер.
– Какого успеха достигла Япония в прогнозировании крупных землетрясений? Возможно, у вас уже есть некоторые результаты?
– По-прежнему считается, что крайне сложно предсказать определенно время, место и магнитуду будущих землетрясений. Однако существуют различные глубинные анализы, которые проводятся для оценки рисков землетрясений, в том числе возможного физического ущерба, экономических убытков и человеческих жертв.
Например, крупномасштабным землетрясением, для которого проводятся различные оценки риска, является землетрясение в Тонанкайской и Нанкайской секциях (магнитудой около 8,7). По оценкам, будут полностью разрушены около 490-960 тыс. зданий. На основе таких оценок на различных уровнях правительства подготавливают планы по смягчению риска землетрясений.
– Сколько средств тратит Япония на подготовку к землетрясениям и на научные исследования по предупреждению землетрясений?
– В 2018 году бюджет Японии на научно-технологические исследования в области управления рисками бедствий, включая все виды опасностей, составил около $191 млн. Это около 0,8% от общего бюджета в размере $23 млн, предусмотренного для целей управления рисками бедствий. Эта сумма распределяется между мерами, направленными на предупреждение бедствий ($3,8 млрд), управление бедствиями ($932 млн), восстановление после бедствий ($18,2 млрд) и прочее.
– Южный Казахстан – это зона сейсмической активности. Какие меры вы могли бы порекомендовать нашей стране для предупреждения жертв стихийных бедствий?
– Инвестиции в снижение риска являются наиболее оправданными: по сравнению с реагированием на бедствия и последующей реконструкцией экономически выгоднее принять меры по снижению рисков, которые, помимо всего, позволяют спасти жизни.
Соответственно, в первую очередь нужно работать над снижением существующих и предупреждением новых рисков. Это может включать в себя строительные меры, конструктивное усиление или усовершенствование зданий и инфраструктуры для обеспечения их устойчивости к землетрясениям, стабилизацию склонов, планирование землепользования, при необходимости совершенствование строительных норм и правил, а также обеспечение их соблюдения.
– Какие стихийные бедствия наиболее опасны для Казахстана?
– Разные природные опасности по-разному сказываются на стране. Например, крупные землетрясения обычно имеют более разрушительные последствия и охватывают большую территорию, приводя к большому количеству жертв и нанося серьезный физический ущерб; однако они происходят с меньшей частотой. Сели, оползни и внезапные паводки, происходящие с большей периодичностью, могут и не стать главной новостью, но они могут очень негативно повлиять на незащищенные слои населения и обернуть вспять достигнутые результаты в области развития.
– Какая из центральноазиатских стран лучше подготовлена к стихийным бедствиям?
– Каждая страна Центральной Азии прилагает огромные усилия по повышению потенциала в области реагирования на бедствия. По мере роста населения и ухудшения состояния инфраструктуры и зданий странам необходимо продолжать оценку рисков бедствий, с которыми они сталкиваются, и приоритизировать меры по смягчению рисков бедствий и их предупреждению. В то же время страны могут рассматривать варианты финансовой защиты от стихийных бедствий, таких как страхование от стихийных бедствий.
Эти вопросы будут рассмотрены на форуме по мерам финансовой защиты от стихийных бедствий, который пройдет в Алматы в феврале при поддержке Глобального фонда Всемирного банка по уменьшению опасности бедствий и восстановлению.
– Какой бюджет нужен каждому региону Казахстана, чтобы предупредить и ликвидировать последствия чрезвычайной ситуации?
– Мы не знаем о каких-либо подсчетах по Казахстану, но определить бюджет можно с помощью инструмента по оценке риска бедствий, где риск оценивается как сочетание природной опасности, подверженности и уязвимости. Этот инструмент позволяет рассчитать возможные убытки в денежном выражении, а также количество жертв в определенном регионе или стране. Результаты используются странами при финансовом планировании мер по смягчению рисков стихийных бедствий, а также при расчете возможных затрат на восстановление. Как Всемирный банк мы готовы поделиться нашим глобальным опытом и помочь Казахстану найти лучшие решения для подготовки к стихийным бедствиям.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.