Чем партнеры Казахстана по ЕАЭС недовольны в отношении сахарного рынка
Единицам отечественных компаний удалось остаться в этом бизнесеРоссия выступила против продления Казахстаном до 1 января 2020 года беспошлинного ввоза сахара на казахстанскую территорию. Этот вопрос обсуждался на встрече заместителя премьер-министра РК Умирзака Шукеева с вице-премьером РФ Алексеем Гордеевым. По ее итогам пресс-служба российского вице-премьера распространила заявление, в котором говорится, что актуальным стал вопрос урегулирования ценообразования на белый сахар в государствах-членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Российская сторона обратила внимание на то, что принятое Казахстаном решение о продлении до 1 января 2020 года возможности беспошлинного ввоза белого сахара из третьих стран противоречит праву ЕАЭС и ранее достигнутым договоренностям, нарушает единое таможенное пространство и создает односторонние конкурентные преимущества казахстанским переработчикам.
Товарные запасы есть
Получателями льготного сахара являются казахстанские предприятия пищевой и безалкогольной промышленности, зарегистрированные в режиме свободного склада, – всего 11.
Евразийская сахарная ассоциация также недовольна решением Правительства Казахстана по сахару. В ассоциации сообщили, что в едином таможенном тарифе стран ЕАЭС импортная пошлина на ввоз белого сахара составляет $340 за тонну.
Наличие такого защитного инструмента позволило ряду стран ЕАЭС сформировать благоприятный инвестиционный климат в отрасли, а также увеличить объемы производства свекловичного сахара до уровня полного самообеспечения.
В соответствии с прогнозным балансом развития АПК стран ЕАЭС на 2018-2019 годы, подготовленным Евразийской экономической комиссией, на внутреннем рынке Союза имеются достаточные товарные запасы, которые не только полностью покрывают уровень потребления, но и формируют объемы экспорта в третьи страны.
Несоблюдение достигнутых договоренностей
В Евразийской сахарной ассоциации заявили, что принятое Правительством Казахстана решение является подтверждением несоблюдения достигнутых договоренностей об отмене льгот, а также приведет к возобновлению импорта сахара из Европы по демпинговым ценам и созданию неравных условий хозяйствования. Формирование неравных условий хозяйствования несет ущерб странам Союза, не имеющим льгот, утверждают в ассоциации.
Стоит отметить, что в сентябре 2018 года производители сахара в Казахстане пригрозили ростом цен на их продукцию и возможностью образования дефицита на рынке.
13 сентября прошлого года несколько казахстанских компаний выступили с заявлением, что запасов сахара в стране осталось на 5-7 дней, а Россия не сможет экспортировать в Казахстан сахар в нужном объеме из-за отсутствия необходимых запасов, отмена нулевой таможенной пошлины увеличит его цену на 70-80%.
В октябре Минсельхоз выступил с рекомендацией акимам областей Казахстана закупить в стабилизационные фонды до 10 тыс. тонн сахара, тогда на счетах социально-предпринимательских корпораций было 5 млрд тонн. При этом с января 2018 года сахар в Казахстане подорожал на 20,9%.
Есть излишки продукта
По данным Минсельхоза, в Казахстане среднее потребление сахара в год составляет около 500 тыс. тонн, 90% потребности внутреннего рынка обеспечено за счет переработки импортного тростникового сахара-сырца и импорта готового сахара, 10% – за счет местной сахарной свеклы.
Россия производит примерно 6,5 млн тонн, Беларусь – 640 тыс. тонн, Кыргызстан – 24 тыс. тонн, Казахстан – 20 тыс. тонн, в итоге в Союзе производится примерно 7,2 млн тонн при уровне потребления 6,7 млн тонн. Таким образом, у Союза есть потенциал для экспорта продукции.
Нужна единая компания
Согласно статистике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), например, в период с 2011 по 2017 год экспорт сахаросодержащей продукции из Казахстана в страны ЕАЭС увеличился в 9 раз и по итогам 2017 года составил 166 тыс. тонн.
При этом с 27 июля 2018 года казахстанские предприниматели обязаны были платить ввозную таможенную пошлину при импорте белого сахара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС – $340 за одну тонну, норму притормозили до 2020 года, в связи с обращением производителей сахара, которые заявили, что рынку нужен адаптационный период.
Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян в ходе недавнего заседания межправсовета ЕАЭС заявил, что решить «сахарную» проблему могло бы создание транснациональных компаний в рамках Союза. Они могли бы получить возможность торговать в третьи страны. Сейчас на рынке ЕАЭС, с одной стороны, избыток сахара, с другой – производителям приходится конкурировать внутри самого Союза, что создает нездоровую ситуацию, полагает он.
Компенсировать издержки производителям
Исполнительный директор Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков РК Алия Мамытбаева отметила, что в условиях, когда сахарный рынок в Казахстане не развит, стране необходим адаптационный период, чтобы рынок просто выжил. Например, цена рентабельности белорусского сахара по сравнению с казахстанским выше, еще есть транспортные издержки, все эти расходы местным производителям необходимо как-то компенсировать, считает эксперт.
«Мы так и не увидели избытков российского сахара, о котором нам говорит Москва. Когда в сентябре встал вопрос о покрытии возможного дефицита, объемов не было. Если говорить о выходе на экспорт, то здесь необходимо учитывать, что рынок сахара очень волатильный. Все зависит от того, какой сезон, урожайность, конечно, цена также имеет значение, если она будет благоприятной, то можно выходить на экспорт», – сказала Алия Мамытбаева.
Среди ключевых проблем отрасли она назвала готовность правительства поддерживать отрасль, есть ли вообще желающие заниматься рынком и приходить на него, высокая себестоимость переработки, недостаточность качественных земель. Алия Мамытбаева заметила, что масштабы потребления сахара в Казахстане ограничены, крайне низкая емкость рынка, пока 10 лет существовали льготы, лишь единицы игроков остались на рынке.
Решать проблемы комплексно
Президент Казахстанской ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности Айжан Наурзгалиева заметила, что беспошлинный ввоз белого сахара из третьих стран распространяется только на предприятия, работающие в режиме специнвестконтрактов. Таких предприятий в пищевом секторе не более десяти по республике, а ввозимый ими объем белого сахара из третьих стран не может негативно повлиять на экономику Беларуси и России.
По ее словам, вопрос относительно готовности к конкурентному рынку не может рассматриваться в плоскости действующих льгот.
Эксперт считает, что для исключения зависимости республики от импортного сахара необходимо принять меры по развитию своей сахарной отрасли. Во-первых, нарастить собственную сырьевую базу путем обеспечения фермеров землей, а также спецтехникой, в том числе мини-техникой для работы на небольших объемах площадей, семенами, удобрениями, технологическим сопровождением – обязательное соблюдение севооборота.
Во-вторых, решение вопроса обеспеченности водой, который остро стоит перед фермерами Жамбылской и некоторыми районами Алматинской областей. В-третьих, выстроить четкую систему взаимодействия между фермером, заводом и управлением сельского хозяйства.
«По поводу конкурентных преимуществ Казахстана пока говорить преждевременно. Конкурентные преимущества России – профицит белого сахара, профицит сахарной свеклы, большое количество действующих сахарных заводов. Экспорт сахара в другие страны возможен только после того, как будет обеспечено внутренне потребление», – заключила Айжан Наурзгалиева.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.