Рецепты успешности – 2018
Среди лауреатов «Алтын Сапа» немало клиентов «Халыка»Одной из задач общенациональной премии «Алтын Сапа» традиционно в последние годы было желание максимально простимулировать высокотехнологичный несырьевой экспорт. Победа в номинации «Лучший индустриальный проект 2018 года» компании AZALA Textile, однако, связана с завоеванием внутреннего рынка. Ее генеральный директор Гульнара Садыкбекова считает, что успех пришел в результате поставок высокомаржинальной продукции на внутренний рынок после серьезного технологического перевооружения.
Доля экспорта в AZALA Textile составляла более 65%, но это были в основном поставки хлопчатобумажной пряжи и суровых тканей. То есть почти сырьевой экспорт, поскольку выход даже на ближайший технологический передел и производство погонных, а не суровых тканей существенно меняет экономику и количество и характер рабочих мест. Производство полностью работает на мактааральском хлопке. Одним из достижений последних лет можно считать то, что тендерные комиссии при покупках спецодежды начали воспринимать, что отечественной должна быть не только «швейка», но и ткань.
Новое производство полностью соответствует происходящей цифровизации. Ткань вырабатывается на автоматизированной технологической линии, а не в результате ручного труда нескольких сотен человек, как когда-то. По оценкам г-жи Садыкбековой, одной из важнейших предпосылок такого развития стало тесное сотрудничество с «Народным банком», с тех пор, как в 2010 году там был рефинансирован кредит, взятый под 18% в евро в другом банке. Компания одной из первой в области попала в программы субсидирования на строительство нового комплекса готовой текстильной продукции.
Еще одним успешным игроком в этом сегмента является компания «Ютария Ltd». Ее финансовый директор Иван Иващенков рассказал о процедуре, предшествующей победе в конкурсе «Ұлы дала елі» – национального бренда года. Жюри конкурса отобрало несколько игроков с высокой долей экспортных продаж. После чего было организовано голосование на площадке Национальной палаты, причем обеспечено правило: «один e-mail – один голос». «Ютария» набрала свыше 40 тысяч голосов, на четверть больше, чем конкуренты. Экспортными рынками для производителя форменной и специальной одежды в этом году стали Россия, где сложились хорошие отношения с РЖД, и Италия. У «Ютарии» два производственных актива: созданный с нуля комплекс в Астане, где шьется форменная одежда для силовиков, и производство в Жезказгане – эту спецодежду покупает «Казахмыс», и «теперь закрывают часть своих потребностей «Казцинк» и «Казахалтын». Все инвестиционные проекты осуществлялись с помощью кредитов в рамках «Дорожной карты», причем речь шла не только о субсидиях, но и о частичных гарантиях государства. Сейчас есть заинтересованность в кредитовании оборотных средств, а не инвестиционных проектов. Новая линия от банка на «оборотку» находится на рассмотрении.
В рамках премии «Алтын Сапа» отмечено еще несколько производителей, осуществлявших свои проекты вместе с «Народным банком». Среди них североказахстанская «Радуга» – один из крупнейших многопрофильных казахстанских производителей и дистрибьюторов. 500 производимых продовольственных и непродовольственных товаров стратегически рассчитаны на все слои населения.
Костанайское ТОО «Милхя» значительно увеличило объемы производства и продаж и стабильно наращивает рыночную долю. За десятилетний период обслуживания в «Халыке» было профинансировано несколько проектов по модернизации производства переработки молока. Один из последних – приобретение оборудования для производства мороженого.
«Уральская торгово-промышленная компания» – один из крупнейших производителей полиэтиленовых труб. В завершающемся году у компании был одобрен проект финансирования по вторичной переработке сырья: для этого потребовалась линия, перерабатывающая отходы при производстве труб большого диаметра.
Директор департамента МСБ «Халык Банка» Альфия Жексенбай упомянула, что многие клиенты банка были отмечены в 2018 году государственными наградами. Такая тенденция прослеживается несколько лет.
Говоря о рецептах успешности клиентов – лауреатов премии «Алтын Сапа», – банкир выделила несколько ключевых факторов, среди которых: огромный опыт банка в обслуживании предпринимателей, простые и удобные продукты, быстрый сервис, а также высокие деловые качества самих бизнесменов. «Мы не просто выдаем кредиты организациям, но и глубоко погружаемся в их деятельность, видим предпринимателей с правильными бизнес-идеями и стремлением целиком посвятить себя собственному делу, – говорит Альфия Жексенбай. – Немаловажно, что, помимо заемных средств банка, такие бизнесмены вкладывают свои деньги, умеют рисковать и найти правильную нишу. Поэтому банк выступает как полноценный партнер: мы консультируем, помогаем выстроить правильно структуру финансирования, проверить добросовестность поставщиков, делимся опытом и экспертизой по рынку».
К слову, обслуживание малых и средних предпринимателей всегда входило в число ключевых приоритетов «Народного банка», и этот год не стал исключением: только за 11 месяцев кредитный портфель МСБ банка вырос на 8% – до 432,16 млрд тенге, а это 11,7 тыс. новых займов для 1495 заемщиков.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.