Зернобобовые из Казахстана: от гор Афганистана до Пиренеев в Европе
Как работают отечественные "диверсифицированные" фермеры?Мировой рынок зернобобовых (чечевица, фасоль, горох, нут и их всевозможные разновидности) становится одним из самых быстрорастущих рынков в сегменте продуктов питания. Это неудивительно, потому что постоянно растет население целых регионов планеты, которое не в состоянии обеспечить себя мясом, то есть белками животного происхождения. А значит им требуется органический заменитель — растительные белки, которые в достатке содержатся во всех зернобобовых культурах. Казахстан как страна, способная полностью прокормить себя мясом и поставить его за рубеж, параллельно начинает увеличивать посевы зернобобовых. При этом первые шаги на пути экспорта казахстанской чечевицы и гороха за границу впечатляют: удается не только заходить на рынки «старых партнеров», но и завоевывать новые, даже такие труднодоступные, как европейский.
Тренд на восхождение
Согласно свежим сведениям, которые «Капитал.kz» получил в Минсельхозе, уже в этом году Казахстан установил своеобразный рекорд. Только за девять месяцев казахстанские компании продали за рубеж 212 тыс. тонн зернобобовых на сумму в $60 млн. Это отличный показатель по тоннажу, а значит по урожайности и диверсификации посевов среди казахстанских фермеров. Для сравнения: в 2016-м мы экспортировали 77 тыс. тонн зернобобовых, в 2017-м — 138 тыс. тонн, а за неполный 2018-й добились еще более значительного роста в тоннаже отгружаемых культур. Вот, правда, цена чечевицы, фасоли и нута на внешних рынках подкачала: если за 2016 год Казахстан заработал $40 млн, то за прошлый год, несмотря на существенную разницу в объемах по сравнению с текущим, выручил $58 млн, что на $2 млн меньше, чем в нынешнем. Впрочем, в 2018-м еще предстоит посчитать три месяца, и, понятное дело, объемы и выручка будут куда значительнее.
Главное здесь то, что наметился явно положительный тренд: почти 100-процентный рост объемов экспорта казахстанских зернобобовых за рубеж год от года, что при благоприятной ценовой конъюнктуре на внешних рынках обязательно сыграет свою роль и принесет стране в течение двух-трех лет солидную валютную выручку (стоимость зернобобовых подвержена сильной волатильности, — авт.).
Горох сушеный и чечевица разная
Итак, что же продает Казахстан. В структуре экспорта зернобобовых имеются несколько разновидностей гороха и фасоли, нут и чечевица. Но объективности ради следует признать, что на ура из Казахстана уходят лишь две основные товарные позиции, они и делают значительную часть объемов: «горох сушеный» и «чечевица сушеная, лущенная, очищенная от семенной кожуры или неочищенная, колотая или неколотая». То есть если отечественный горох предпочитают покупать за рубежом в сушеном виде, а не в свежем или охлажденном, благодаря чему сформировалась узкая товарная позиция, то по чечевице статистические данные представлены обобщенно — видимо, иностранные импортеры берут разную чечевицу.
Клиенты: старые и проверенные, новые и перспективные
Опять же стран-покупателей наших зернобобовых достаточно много, но серьезного упоминания достойны не все. Начнем с Афганистана. Эта страна уже давно является постоянным клиентом Казахстана, обеспечивающим солидный приток долларовой выручки в экономику. Так, уже несколько лет афганские импортеры остаются важными покупателями казахстанских птицеводов, скупая в большом объеме «пищевое яйцо». Вот и зернобобовых в этом году Афганистан прикупил у Казахстана более 21 тыс. тонн почти на $6 млн. В основном берут в Афганистане казахстанский «горох сушеный» — 18 тыс. тонн из всего указанного объема.
7 тыс. тонн зернобобовых, в первую очередь чечевицы, на $2 млн приобрел в текущем году Иран.
Причем, как правило, те же самые культуры эти страны с удовольствием покупали в Казахстане и в предыдущие годы, только в меньшем объеме, так как предложение с нашей стороны было немного скромнее.
Испанская сенсация
Однако настоящей сенсацией в этом году стало то, что впервые казахстанским компаниям удалось выйти с достаточно солидным объемом товарных партий на рынок одной из ведущих стран Европейского союза. Отечественные производители и экспортеры зернобобовых завоевали симпатии поставщиков из Испании, отгрузив в эту страну ни много ни мало сразу 42,5 тыс. тонн своей продукции, причем только по позиции «горох сушеный» на сумму почти в $9 млн.
Завоевание испанского рынка сушеным горохом из Казахстана — это, действительно, знаковое событие, потому что объемы казахстанских зернобобовых культур, поставляемые ежегодно на рынок Евросоюза, раньше были ничтожно малы, размываясь по разным странам ЕС.& И вот теперь такой однозначный прорыв через сконцентрированные продажи на Пиренеи.
Опять же для сравнения: в Нидерланды в этом году Казахстан экспортировал чуть более 500 тонн чечевицы и сушеного гороха на небольшую сумму в $218 тыс. И это, как правило, является системой, ведь мы продаем сравнительно маленькие партии бобовых культур клиентам из Европейского союза. Притом что Нидерланды, являясь признанным «белым» европейским офшором, зачастую распределяющим покупки среди разной клиентуры в еврозоне и за рубежом, всегда могут позволить себе взять гораздо больше, чем необходимо исключительно для голландских потребителей.
Неутолимый турецкий спрос на чечевицу
Очень неплохо, по возрастающей, идут продажи и в Кыргызстан. С учетом скромных возможностей экономики соседей готовность кыргызских импортеров покупать зернобобовые из Казахстана заслуживает внимания. В 2018-м казахстанские компании продали в Кыргызстан более 1 тыс. тонн сельхозпродукции, из которой потребители выказали доверие уже традиционным чечевице и гороху сушеному, а также консервированному немороженому гороху, заплатив почти полмиллиона долларов.
Гораздо внушительнее объемы продаж на узбекском направлении. Лишь в этом году Казахстан экспортировал в Узбекистан 10 тыс. тонн продукции, в основном гороха сушеного на $1,8 млн. К тому же поставки южным соседям выросли чрезвычайно резко, что говорит об успехе кампании по диверсификации посевов. Если еще в позапрошлом году Казахстан продал узбекским покупателям 2,5 тыс. тонн зерновых, а в минувшем уровень продаж колебался на отметке 4 тыс. в тоннаже, то в 2018-м цифры показывают 10 тыс. тонн зернобобовых, то есть прирост в 2,5 раза.
Но вне конкуренции, особенно в нынешнем году, остается Турция. Да, бизнесмены с турецкого берега превратились в основных доноров казахстанских фермерских хозяйств, специализирующихся на выращивании чечевицы. Потому что турецким импортерам не нужны были наши фасоль и нут («турецкий горох»), ни даже сушеного гороха им не хотелось. Но они подчистую скупили львиную долю казахстанской экспортной чечевицы — 123 тыс. тонн, заплатив за это $39 млн.
Радует то, что турецкий бизнес продолжает цементировать стабильную клиентскую базу на зернобобовые из РК на протяжении уже нескольких лет. Годом ранее Турция закупила у Казахстана 87 тыс. тонн чечевицы на те же $39 млн, что в очередной раз доказывает, насколько серьезная волатильность существует на мировом чечевичном рынке, иногда поворачиваясь к экспортерам «светлой», а иногда и «темной» стороной. А в позапрошлом 2016-м Турция приобрела у нас 44 тыс. тонн на $24 млн. Но опять же четко видна тенденция: с 2016 года казахстанские фермеры нарастили и продали в эту страну в три раза больше чечевицы, что в случае удачной конъюнктуры цен поднимет рынок и доходы отечественных аграриев в любой торговый период.
Индия — законодатель зернобобовых мод и цен
Говоря о чечевице, горохе и нуте, ни в коем случае нельзя обойти вниманием ситуацию в Индии. Потому что позиция именно этой страны — крупнейшего потребителя зернобобовых в мире — оказывает самое прямое влияние на реалии и перспективы мирового рынка этих культур. К сожалению, а может быть, и к счастью, казахстанские производители еще не успели выйти на индийский рынок. Мы не отгружали в индийские порты ни грамма своей продукции. И, казалось бы, вхождение со своей чечевицей и горохом на рынок Индии станет поистине экономическим «Тадж-Махалом» для казахстанского аграрного сектора. Но не тут-то было.
Еще в конце минувшего 2017 года Индия решила ввести жесткие таможенные пошлины, а де-факто — заградительные барьеры на ввозимые зернобобовые культуры. Делалось это с разными прицелами: с одной стороны, помочь местным внутренним производителям гороха и чечевицы, с другой — иметь легальную возможность не платить им компенсационных выплат или «субсидий», ведь теперь они могут свободно поднимать цены и все равно успешно конкурировать с зарубежными поставщиками.
Под зарубежными имелись в виду прежде всего канадские экспортеры и фермеры, которые сильнее всего и пострадали от действий правительства Индии. Шутка ли, Канада очень давно была привязана к Индии незримыми канатами мировой торговли. Так, 49% всего производимого в Канаде гороха стабильно отгружалось в Индию. Мало того, 37% канадской чечевицы тоже отправлялось в индийские порты. Каково же было недоумение и негодование канадских фермеров, когда Индия захлопнула перед их носом свой рынок, объявив исполинскую импортную пошлину — 50% на горох и пошлину в 30% на чечевицу и нут. Впоследствии барьер по чечевице и нуту был даже поднят до 40%.
Премьер-министру Канады пришлось спешно выезжать в Нью-Дели для решения этого вопроса, который так и не был решен. В итоге канадский горох и чечевица, как круги на воде, разошлись по миру, обрушив цены: сельхозпродукция Канады пришла в Африку и Европу, заполонила рынок Турции, что привело к падению стоимости зернобобовых. Именно поэтому в нынешнем году казахстанские фермеры продают на порядок больше в тоннаже и гороха, и чечевицы, а зарабатывают столько же, сколько и в прошлом году. Главный игрок на мировом рынке сыграл свою роль, перенасытив весь остальной мир зернобобовыми. Но если собственного производства в Индии будет не хватать, к чему все скорее всего и придет, тогда страна вынуждена будет открыть свой рынок и уменьшить предложение в остальных частях света. А это приведет к росту цен на зернобобовые и, как результат, увеличению доходов казахстанских фермеров.
Чечевично-гороховая классификация
В разрезе регионов — основных поставщиков зернобобовых на мировые рынки — выделяется сразу несколько областей-лидеров. Разумеется, это Акмолинская область — колыбель казахстанской чечевицы, красный сорт которой выращивают на экспериментальном полигоне Научно-производственного центра зернового хозяйства имени Александра Бараева под Астаной. Например, согласно данным Минсельхоза, фермерские хозяйства целинного края экспортировали в этом году свыше 66 тыс. тонн. Столица Астана, кстати, тоже указывается как экспортер 30 тыс. тонн чечевицы, что скорее всего относится к сельхозземлям вокруг города. Итого фермеры Акмолинской области отгрузили на экспорт почти половину всей проданной за рубеж чечевицы.
Отличный результат показали, кстати, фермеры Восточно-Казахстанской области. Они, например, произвели и отправили на экспорт 31 тыс. тонн сушеного гороха.
Аграрные компании из Костанайской области вырастили и продали на внешние рынки 50 тыс. тонн зернобобовых: ровно по 25 тыс. тонн сушеного гороха и чечевицы. Северо-Казахстанская область произвела и продала 23 тыс. тонн с приоритетом в чечевице. Алматинская область вырастила и экспортировала сравнительно немного — 6 тыс. тонн с уклоном в сушеный горох. И приятно удивила Павлодарская область — более 3 тыс. тонн сушеного гороха на экспорт.
Как видим, Костанайская область наиболее близко отвечает требованиям диверсификации посевов и производства, Акмолинская и Северо-Казахстанская области взяли крен в специализацию на чечевице, ВКО — уклон в выращивание гороха, а Павлодарский регион впервые громко заявил о себе еще и как один из возможных лидеров АПК в будущем.
Резюмируя, отметим, что рост производства и потребления зернобобовых в мире увеличивается с каждым годом. Казахстан, начавший диверсификацию своего растениеводства еще несколько лет назад, с каждым годом наращивает в два раза поставки этих белковых культур на экспортные рынки. Особенно хорошо покупают сушеный горох и чечевицу. Первый берут огромными товарными партиями три страны: Узбекистан, Афганистан и теперь Испания. Чечевицу в больших объемах готовы покупать Турция и Иран.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.