Мажилис одобрил проект трехлетнего бюджета

Расходы бюджета в 2019 году составят 10,7 трлн тенге, в 2020-м — 11,1 трлн тенге, в 2021-м — 11,4 трлн тенге

Проект закона «О республиканском бюджете на 2019−2021 годы» разработан на основе прогноза социально-экономического развития и бюджетных параметров на 2019−2023 годы и ежегодных Посланий Президента, сообщает primeminister.kz.

Министр национальной экономики Тимур Сулейменов сообщил, что согласно прогнозам Международного валютного фонда в 2018—2019 гг. ожидается постепенный рост мировой экономики на уровне 3,9%. Консенсус-прогноз цены на нефть мировых финансовых организаций в 2019 году составляет 66,7 доллара за баррель. С учетом этого цена на нефть при базовом сценарии определена в 60 долларов.

«Реальный рост ВВП прогнозируется на уровне 3,9% в 2019 году с последующим ростом до 4,6% в 2023 году. Среднегодовой темп роста ВВП составит 4,2%. Номинальный ВВП вырастет с 64 145,7 млрд тенге в 2019 году до 86 944,7 млрд тенге в 2023 году ВВП на душу населения составит 9,9 тыс. долларов в 2019 году с увеличением до 12,9 тыс. долларов в 2023 году» — доложил Тимур Сулейменов.

Основной движущей силой роста экономической активности в среднесрочной перспективе станут отрасли обработки и АПК, строительная индустрия, транспортно-логистическая сфера и сервисная экономика. Обрабатывающая промышленность вырастет на 4,4%, горнодобывающая промышленность на 3%. Устойчивый темп сохранится в сельском хозяйстве — 6,4%, строительной отрасли — 4,2% и торговле — 4,6%. Объем экспорта составит 56,5 млрд долларов в 2019 году с увеличением до 68,5 млрд долларов в 2023 году.

По словам министра национальной экономики, объем добычи нефти увеличится с 88 млн т в 2019 году до 99 млн т в 2023 году за счет увеличения нефтедобычи на месторождении Кашаган и проекта будущего расширения Тенгизшевройл.

Кроме того, на основе макроэкономического прогноза разработан прогноз бюджетных параметров на 2019−2021 гг. Доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) прогнозируются в 2019 году в сумме 6809,7 млрд тенге, в 2020 году — 7382 млрд тенге, в 2021 году — 8024,7 млрд тенге. Дефицит бюджета в 2019 году запланирован на уровне 2018 года 1,5% к ВВП, с последующим сокращением в 2020 году до 1,4% к ВВП и в 2021 году до 1,3% к ВВП.

Министр финансов Алихан Смаилов доложил, что бюджет направлен на решение трех ключевых задач. Это обеспечение всех социальных обязательств при любой экономической конъюнктуре, реализация семи политик и реформ в рамках реализации Стратегического плана развития страны до 2025 года, а также исполнение Послания главы государства «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни».

«Основа бюджета и его финансовые возможности построены на проведении стимулирующей макроэкономической политики, которая реализуется через постепенное снижение зависимости бюджета от нефтяных доходов и обеспечение устойчивости налоговых поступлений. Объем нефтяных поступлений в бюджет в виде гарантированного трансферта из Национального фонда и экспортной таможенной пошлины на нефть на 2019 году составит 3,5 трлн тенге, или 5,4% к ВВП с последующим снижением к 2021 году до 4,1%. Доля нефтяных поступлений в бюджет снижается с 35,5% в 2019 году до 28,9% в 2021 году», — сообщил Алихан Смаилов.

По его словам, ограниченное использование средств Национального фонда, а также рост цен на нефть уже в текущем году приведут к досрочной стабилизации активов фонда. Объем ненефтяных поступлений на 2019 году запланирован в размере 6,3 трлн тенге, с ростом к плану текущего года на 973,2 млрд тенге, или на 18,3%. Ключевыми факторами изменений стали увеличение темпов развития экономики, улучшение налогового администрирования и повышение эффективности собираемости налогов, прогнозируемое как результат работы проектного офиса.

Проект республиканского бюджета обеспечивает реализацию задачи по удержанию долга на безопасном уровне за счет снижения дефицита бюджета с 1,5% к ВВП в 2019 году до 1,3% к 2021 году. Расходы республиканского бюджета в 2019 году составят 10,7 трлн тенге с ростом на 11% к плану текущего года (2020 — 11,1 трлн тг, 2021 — 11,4 трлн тг).

«Расходы социального блока в полной мере увязаны с системной реформой построения нового человеческого капитала „Стратегии-2025“ и в трехлетнем периоде составят 15,7 трлн тенге, из них на 2019 году — 4,8 трлн тенге, или 45% от общего объема расходов, и уже в 2021 году этот показатель составит 49,1%», — доложил Алихан Смаилов.

Как сообщил министр финансов, на реализацию Послания Президента расходы социального блока увеличены на 107 млрд тенге в связи с повышением размера минимальной заработной платы с 01.01.2019 до 42 500 тенге, увеличением объемов по строительству школ на 50 млрд тенге за три года, а также в связи с необходимостью усиления работы школьных психологов.

«Расходы на поддержку и развитие реального сектора экономики связаны с реализацией политики обеспечения конкурентоспособности отраслей экономики, технологическим обновлением, цифровизацией, и в среднесрочном периоде составят 4,6 трлн тенге, из них на 2019 год — 1,8 трлн тенге. В реализацию поручений главы государства расходы по данному направлению увеличены на более 600 млрд тенге за три года, в том числе в 2019 году на 215 млрд тенге», — сказал Алихан Смаилов.

Кроме того, на развитие обрабатывающей промышленности и экспорта дополнительно предложено направить 190,4 млрд тенге за три года. На развитие малого и среднего бизнеса в рамках программы ДКБ-2020 дополнительно будет направлено 90 млрд тенге за три года, или по 30 млрд тенге ежегодно. Данные средства предлагается направить на субсидирование ставки вознаграждения по кредитам предпринимателей. На развитие агропромышленного комплекса предлагается дополнительно направить 300 млрд тенге за три года, или по 100 млрд тенге ежегодно. Увеличение расходов на строительство арендного жилья в трехлетнем периоде предлагается в объеме 30 млрд тенге, или по 10 млрд тенге ежегодно.

В целом на реализацию Посланий главы государства и «Пяти социальных инициатив» на трехлетний период проектом республиканского бюджета предусмотрено 2,4 трлн тенге, из них на 2019 год — 817 млрд тенге.

В свою очередь председатель Национального банка Данияр Акишев сообщил, что параметры изменения республиканского бюджета 2019−2021 гг. основаны на макроэкономических прогнозах Правительства и Национального банка. Нацбанк продолжит проведение политики инфляционного таргетирования. Это означает, что основной целью Национального банка на 2019 год станет удержание инфляции в коридоре 4−6%. Ключевым инструментом будет оставаться базовая ставка. Нацбанк будет устанавливать размер ставки в зависимости от размера устанавливающейся и ожидаемой инфляции в стране, а также внешних факторов.

«Основным приоритетом для Национального банка будет реализация поручений Главы государства, данных в Послании народу, особенно в части обеспечения кредитования приоритетных отраслей. Продолжится реализация программы „7−20−25“. По нашим оценкам, рост кредитов банков в 2019 году может составить более 10%. Национальный банк продолжит принимать меры по обеспечению стабильности цен и стабильности на финансовом рынке», — сказал председатель Нацбанка.

Премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев, отвечая на вопросы депутатов мажилиса, сообщил, что для обеспечения целевого роста экономики в рамках системы проектного управления определены 12 направлений, из них 8 отраслевых и 4 сквозных, в рамках которых поставлены индикаторы по каждой отрасли. Проектный офис также создан при министерствах и акиматах.

Он отметил, что глава государства в своем Послании дал поручения по развитию экономики простых вещей и социальной экономики, то есть в сфере здравоохранения, образования и услуги. Так, президентом было дано поручение Национальному банку выделить 600 млрд тенге, чтобы начать кредитование экономики.

Правительством на сегодня проведены ряд переговорных раундов с Нацбанком и банками второго уровня с участием ассоциации финансистов, НПП «Атамекен» по механизму доведения выделенных средств в экономику.


«Базовые параметры определены: эти деньги должны выдаваться на условиях срочности, платности и возвратности. 600 млрд тенге делятся: 300 млрд тенге с Нацбанка и 300 млрд тенге с ЕНПФ.& Базовая ставка установлена на уровне 11% (то есть с ЕНПФ средства будут выделяться по рыночной ставке), плюс 4% — это интерес от банков второго уровня, так как основные риски несут банки. Итого получается 15%, что неподъемно для рынка и бизнеса. В этой связи в рамках Дорожной карты бизнеса государство будет субсидировать ставку в размере 7%, итого на выходе (для МСБ) — на уровне 8%. Совместно с НПП „Атамекен“ определен пул из 4 тыс. проектов по разным секторам. Банки второго уровня также сейчас заканчивают формирование собственных предложений по проектам», — сообщил он.

Премьер-министр обозначил, что из 600 млрд тенге 300 млрд будет направлено на обрабатывающую отрасль, 200 млрд тенге — на АПК и сферу переработки, 100 млрд тенге — на поддержку МСБ.& На текущий момент определяются приоритетные направления. В ноябре т. г. соответствующие документы будут оформлены, в начале декабря — по готовности проектов банки второго уровня начнут финансировать. На 2018 год Нацбанком уже выделено более 100 млрд тенге.

Вместе с тем, Главой государства также была поставлена задача по пересмотру приоритетности необходимых для страны проектов. В данном направлении правительством будут определены основные проекты, необходимые для экономики и населения. К примеру, для поддержания стабильности цен на сахар — начать строительство современных крупных сахарных заводов в стране. Это позволит на безопасном уровне обеспечить внутреннюю потребность.

«Вопрос поддержания и обеспечения стабильности цен на социально-значимые товары и услуги еженедельно, во вторник, отрабатывается с акиматами на заседаниях правительства. Каждая позиция по социально-значимым продуктам на контроле. Касательно вклада тарифов на регулируемые услуги в инфляцию, прогнозно было запланировано 1,2%. На сегодня это вклад на уровне 0,4%, то есть тарифы особого влияния на рост инфляции не оказывают», — заключил премьер-министр.

В ходе заседания мажилиса Парламента депутаты также одобрили законопроект «О гарантированном трансферте из Национального фонда РК на 2019−2021 годы». Наряду с этим во втором чтении одобрены проекты закона «О кинематографии» и сопутствующий закон о поправках.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤