Зачем медицинским системам блокчейн
Компания из Алматы внедряет искусственный интеллект и специализированную информационную системуНа этой неделе министр здравоохранения Елжан Биртанов предложил прикреплять казахстанцев к больницам через ЦОНы. Потому что, как внезапно стало известно министру, нередки случаи, когда пациенты оказываются на учете в поликлиниках, расположенных далеко от места их проживания. Тем самым Елжан Биртанов в очередной раз привлек внимание к проблеме цифровизации медицинских услуг.
Как известно, здравоохранение страны до конца текущего года должно перейти на цифровой формат работы. Вероятно, система не очень то и готова, потому что месяц назад десять крупных IT-разработчиков заявили, что Минздрав заставляет госбольницы разрывать текущие контракты с ними в пользу одной компании. Ситуация заставила вице-министра здравоохранения по делам цифровизации Олжаса Абишева не только категорически откреститься от подобных действий министерства, но и гарантировать официальный запрос в управления здравоохранения на местах с запретом на подобные действия.
Как чувствуют себя компании, пострадавшие от административного форс-мажора? Каким они видят рынок медицинских услуг в будущем, какие задачи ставят перед собой? Насколько внезапное ограничение в прибыли повлияет на перспективные разработки? Об этом «Капитал.kz» рассказал Виталий Ермоленко, генеральный директор компании Medelement.
Medelement двигается в соседние страны
В целом Medelement — это платформа, включающая в себя комплекс решений. Мы развиваем разные продукты для разных рынков и целевых групп. Больше половины дохода нам приносит медицинская информационная система (МИС) Medelement. Это серьезное, созревшее за многие годы решение.
В этом году мы запланировали выход этого продукта на рынок России. У нас есть партнер в Калужской области, который оценил наши решения и способствует продвижению продукта, есть интерес к программе в других местах России. Также в этом году начали прорабатывать рынок Узбекистана, надеемся запуститься и там.
Это не требует серьезных затрат, только небольшие доработки, например, перевод языка интерфейса на узбекский. Также важно адаптировать отчетные формы, особенно если придется работать с госклиниками. В первую очередь их интересует статистика, цифры. Есть плюс в том, что все мы из СССР, поэтому методология, подход к разработке форм и статистики в наших странах очень близки. Это облегчает работу.
Потеря госсектора для нас не критична
Ситуация с выдавливанием компаний с рынка государственных клиник приносит нам неудобства, но большим препятствием не станет. Мы всегда ориентировались на рынок частных клиник, госсектор для нас был альтернативным инструментом и составляет 10% в общем портфеле договоров. Даже если мы потеряем все контракты с госклиниками, это не критичные потери. Наш продукт зрелый и уже не требует масштабных инвестиций. Нам надо локально дорабатывать продукт под конкретные узкие задачи, ядро отлажено и не требует затрат.
Компания доросла до оценки в $6 млн
Инвестиции, которые вложены в развитие компании, составили примерно $1,5 млн. Начиная с 2007 года мы работаем исключительно на рынке медицинских услуг. По моим оценкам, компания сейчас стоит порядка $6 млн. Ежедневно на наш портал заходят более 50 тыс. посетителей.
Главная идея, с которой мы пришли на этот рынок, — создание экспертной системы, которая помогала бы улучшить качество диагностики заболеваний. Мы потратили на разработку соответствующего техзадания год, и еще три — на создание соответствующего программного ядра. Мы постоянно оплачиваем работу врачей, которые помогают нам развивать продукт.
Кому поможет экспертная система
Медицинская помощь дорожает, а качество ее падает, это всеобщий тренд. К тому же у людей нет привычки обращаться к врачам при первых признаках заболевания. Когда же люди, наконец, приходят к врачу, болезнь уже имеет тяжелые формы. В этот момент важна правильная постановка диагноза. Мы для себя ставим задачу сделать инструмент, который помогал бы быстрее диагностировать, чтобы система сразу подсказывала врачу, на что обращать внимание, помогала создавать широкую картину. Программа поможет разобраться, чем отличаются заболевания с аналогичными симптомами, какие лабораторные показатели помогут детализировать различия. Видя эти различия, врач сможет быстрее дифференцировать заболевание. Надеюсь, нам удастся реализовать это продукт.
Создание МИС обеспечило финансами основной проект
Поскольку это решение требует больших инвестиций, нам не удалось реализовать его сразу. Я специально не считал средства, но представьте несколько врачей, которые делали переработку базы данных заболеваний по направлениям: гастроэнтерология, пульмонология, эндокринология…
По многим заболеваниям у нас полный информационный вакуум, даже международный классификатор закрывает 30−40% заболеваний. Мы анализировали клинические картины, лабораторные исследования, создали полную базу заболеваний, включая редкие. Собирали информацию у нас и в России, переводили европейские и американские гайды.
Когда начали делать эту работу, поняли, что столкнулись с колоссальным объемом информации, поэтому параллельно запустили проект МИС, который помогал нам жить и развиваться. Сейчас у нас есть ресурсы, чтобы выпустить первую версию, которая будет доступна врачам и студентам-медикам.
Монетизации от этого мы не ожидаем большой. Но мы понимаем социальную значимость продукта. Параллельно создаем сервисы, ориентированные на клиентов, которые монетизируются рекламой медицинских организаций.
Сервисы раскачиваются, продажи увеличиваются. Их тоже будем выводить за пределы страны, сейчас работаем с Краснодаром, Москвой, Санкт-Петербургом, Ташкентом. Постепенно готовимся к тому, что мы будем не казахстанской, а международной платформой.
Зачем компании блокчейн
Medelement стал одним из учредителей Казахстанской ассоциации блокчейна и криптовалют. Блокчейн — крайне необходимая технология для здравоохранения, мы близки к интеграции этой технологии, без которой система электронного паспорта здоровья не будет надежной. В работе медицинских информационных систем блокчейн тоже важен для обеспечения целостности и сохранности информации. Хотя, если бы государство создало такую систему централизованно, нам было бы проще. Чем меньше рисков для МИС, тем лучше. Но когда такая система будет внедрена — непонятно, поэтому мы сами двигаемся в этом направлении.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.