Как итоги сделки стран — экспортеров нефти повлияют на курс тенге?
Нефть взяли под ОПЕКуВ Вене прошло долгожданное заседание ОПЕК+, на котором решалась судьба нефтяного рынка. Как рынок и ожидал, участники картеля согласовали увеличение добычи, поскольку основные участники — Саудовская Аравия и Россия — смогли договориться между собой и теперь, по сути, стали основными «лошадками» всего процесса. Ирак, Иран, Венесуэла и другие страны-экспортеры имеют различного рода трудности по выполнению обязательств, поэтому увеличение добычи на 1 млн баррелей оказалось оптимальным вариантом для всех.
Эксперт «Международного финансового центра» Николай Ширяев считает, что решение не приведет к избытку предложения на рынке, поскольку соглашение перевыполнялось в общем итоге более чем в 1,5 раза за счет выпадающих поставок в последние месяцы во многих странах-экспортерах — Иране, Венесуэле, Ливии. Таким образом, рынок просто пытается приблизиться к реализации прошлогоднего плана.
Волатильность на торгах пока еще составляет несколько процентов в день, но летние сделки протекают с меньшими объемами, поэтому процесс замедлится уже к концу этой недели до 0,5% в день. Что касается России, то она готова в течение месяца увеличить суточную норму добычи нефти на 200 тыс. баррелей в общем итоге. Компании отрасли пропорционально доле экспортного рынка разделяют объемы и в отличие от стран Ближнего Востока приостанавливают добычу на уже давно используемых месторождениях и наращивают на новых.
Казахстан не собирается снижать добычу
Казахстан может перевыполнить свои обязательства перед ОПЕК, если не включать в них Кашаган, заявил в свою очередь министр энергетики Канат Бозумбаев.
«Ежесуточная добыча — 1,8 млн баррелей, и мы не собираемся ее снижать, среднесуточная добыча останется прежней до конца года. Наши первоначальные обязательства в рамках ОПЕК были 20 тыс. баррелей от уровня ноября 2016 года — это означало 1,6 млн баррелей в сутки. Но когда подписывали соглашение, мы везде делали оговорки на Кашаган. Партнеры Казахстана с пониманием относятся к тому, что в стране работает такое крупное месторождение. Если не учитывать долю Кашагана от общей добычи нефти, то только в этом году перевыполним свои обязательства по снижению на 800 тыс. баррелей. Серьезных каких-то претензий к нам нет», — заявил Бозумбаев.
Он пояснил, что в Вене участниками сделки ОПЕК+ было принято решение вернуться к 100-процентному выполнению соглашения.
«То есть на один миллион тонн поднять добычу и общее снижение, чтобы было 1,8 млн тонн. Это даст до конца 2018 года необходимый баланс на рынке», — заявил Бозумбаев.
«Капитал.kz» попросил экспертов оценить итоги сделки ОПЕК+ и ее влияние на Казахстан и тенге.
Нет конкретных цифр
Аналитик ГК «Финам» Сергей Дроздов заметил, что, по сообщениям СМИ, не входящие в картель страны, такие как Казахстан, также согласились присоединиться к инициативе ОПЕК, однако в выпущенном по итогам переговоров коммюнике нет конкретных цифр. Тем не менее министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих сказал, что страны ОПЕК и вне картеля совокупно нарастят добычу на 1 млн баррелей в сутки в ближайшие месяцы, что эквивалентно 1% мирового предложения.
Аналитик заметил, что в преддверии заседания картеля и его союзников поступало слишком много информации о вариантах итогов предстоящей встречи, которые в том числе комментировали высокопоставленные чиновники стран — лидеров нефтедобычи — России и Саудовской Аравии, тем самым подготавливая рынки к грядущему решению.
После саммита ОПЕК+, который развеял надежды «медведей» на более серьезное снижение цены на черное золото, игроки вернутся к привычному графику торгов, где локальные движения котировок эталонного сорта Brent будут определять еженедельные данные по запасам нефти в США от Американского института нефти и Минэнерго страны, а также текущие новости индустрии.
«В текущей ситуации поддержку казахской валюте будут оказывать высокие цены на нефть, где после прошедшего заседания ОПЕК+ согласованное увеличение добычи картелем и его союзниками может лишь предотвратить дефицит на глобальном рынке, сохранив баланс спроса-предложения и как минимум на летний период оставив цены в комфортном для производителей коридоре $70−80. А уже в перспективе до конца текущего — начала следующего года в отсутствии „черных лебедей“ на глобальных рынках вполне можно будет увидеть отметку $90 за баррель по эталонному сорту Brent», — полагает Сергей Дроздов.
Менее оптимистично, чем ожидалось изначально
Ведущий аналитик ГК TeleTrade Артем Авинов заметил, что основной интригой заседания ОПЕК был формат увеличения поставок нефти на мировой рынок с одновременным возвращением к 100%-ному исполнению квот, направленных на сокращение мирового предложения нефти странами ОПЕК и присоединившимися к картелю странами.
Несмотря на довольно большое количество инсайдов, предполагавших перераспределение квот добычи нефти внутри картеля между странами, которые не могут нарастить добычу по объективным причинам, в пользу стран, которые такую возможность имеют, итоговое коммюнике ОПЕК не содержало подобного указания.
Трейдеры позитивно восприняли это решение ОПЕК, что привело к росту нефтяных котировок по факту оглашения коммюнике. Однако стоит отметить, что коммюнике содержало призыв ОПЕК вернуться к 100%-ному исполнению соглашения, а это означает возврат на рынок порядка 700 тыс. баррелей нефти — по отдельным оценкам, прирост добычи достигнет 1 млн баррелей.
По словам Артема Авинова, заседание ОПЕК+ можно считать менее оптимистичным для нефти. Согласно словам министра нефти Саудовской Аравии, было решено не распределять 1 млн баррелей дополнительной добычи нефти пропорционально между всеми странами картеля, так как часть стран не может нарастить добычу по объективным причинам. Также было указано, что фактический прирост добычи будет ближе к 1 млн баррелей в сутки против предполагаемых 700 тыс. баррелей в пятницу. Порядка 200 тыс. дополнительных баррелей нефти готова экспортировать Россия, а фактический экспорт Саудовской Аравии начал расти еще в июне.
Котировки могут снизиться
Артем Авинов считает, что логичнее ожидать снижение нефтяных котировок на фоне увеличения предложения нефти на мировой рынок и напряженности внутри ОПЕК. «Гэп, с которым нефтяные котировки открылись после выходных, подтверждает опасения трейдеров в отношении дальнейшего роста цен. Таким образом, логичнее ожидать снижение нефтяных котировок, а среднесрочная цель находится на уровне $62 за баррель», — убежден эксперт.
Он подчеркивает, что снижение нефтяных котировок несет риск и для тенге. «Скорее всего, мы увидим рост доллара против тенге до уровня 344−345 в ближайшее время и до уровня 355−360 в чуть более среднесрочном сценарии. Однако, несмотря на ожидаемое ослабление тенге, в целом экономика Казахстана может оказаться в выигрыше от последствий решений ОПЕК, так как Казахстан сможет нарастить предложение нефти и получить дополнительные поступления в бюджет за счет ослабления национальной валюты против доллара», — заметил г-н Авинов.
По его словам, предположение относительно ослабления тенге против доллара находит подтверждение и с технической точки зрения: на паре USD/KZT сейчас формируется перевернутая «голова» и «плечи» на дневном тайме, и ближайшие уровни сопротивления в 344−345 тенге за доллар соответствуют уровню «шеи» указанной формации.
Договоренности по факту не будут соблюдаться
Заместитель директора аналитического департамента инвестиционной компании «Альпари» Наталья Мильчакова считает, что договоренности в полной мере соблюдаться не будут, об этом фактически заявили даже на встрече ОПЕК, когда представитель Саудовской Аравии сказал, что ОПЕК и ее союзники смогут увеличить добычу нефти не более чем на 1 млн баррелей в сутки. Независимые эксперты прогнозируют, что увеличение добычи на самом деле составит даже 700−800 тыс. баррелей в сутки, так как Иран, Ливия, Нигерия и Венесуэла к этому просто технически не готовы, значит сильное укрепление цены на нефть отменяется.
По словам эксперта, в краткосрочном аспекте более вероятно понижение цены на нефть до $72−73 за баррель, но в среднесрочном аспекте возможно, что котировки вернутся на $75 за баррель и даже превысят этот уровень. Как заявляли и в ОПЕК, и российские официальные лица, участники ориентируются на некий «комфортный» для производителей и потребителей уровень цен на нефть при принятии стратегических решений, скорее всего, эта цена находится в рамках $70−75 за баррель.
Г-жа Мильчакова считает, что тенге может вернуться в краткосрочном периоде в коридор 332−334 тенге за доллар США, однако, вопрос в том, как долго он сможет удержаться на этом уровне, если нефть упадет.
Эксперт убеждена, что так или иначе решение ОПЕК повлияет на нефтяную промышленность Казахстана, так как, если Астана примет решение продолжать оставаться в ОПЕК+, ей тоже придется увеличивать добычу нефти. «В принципе, сильного влияния на экономику Казахстана быть не должно, если только высокие цены на нефть не подтолкнут вверх рост цен на бензин, что немного увеличит инфляцию», — заметила она.
Просто вынужденная мера
Ведущий аналитик Amarkets Артем Деев заметил, что фактический рост производства — вынужденная мера. Пересмотр договоренностей соглашения ОПЕК+ необходим в целях компенсации нехватки сырья из-за сокращения производства нефти в Венесуэле, Ливии и Иране. По крайней мере такой аргумент используют страны ОПЕК+, для того чтобы оправдать намерения повысить собственное внутреннее производство. «Истинная причина гораздо проще: участники энергического пакта просто боятся лишиться еще большей доли рынка из-за растущей экспансии американских производителей на глобальном рынке сбыта», — заметил эксперт.
Он подчеркнул, что за год Штаты нарастили добычу на 1,4 млн баррелей в день, нивелировав две трети от фактического сокращения внутри стран ОПЕК+ - 2,2 млн баррелей в сутки. «Стоит отметить, что именно энергетический пакт, обязавший страны ОПЕК и Россию в 2016 году сократить производство на 1,8 млн баррелей в день, и стал основной причиной роста стоимости нефти к $80 за баррель. В новой редакции это соглашение уже не будет поддерживать рынок», — считает аналитик.
По этой причине, по его мнению, следующие полгода для котировок нефти могут стать периодом развития нисходящего тренда с потенциалом сползания Brent ниже $60. При таких ценах в крайне уязвимом положении окажутся экономики, чье благополучие напрямую зависит от стоимости на углеводороды. Среди них и Казахстан. «При снижении Brent в район $60 валюта Казахстана снова уйдет в девальвационной пике, остановить которое, возможно, не удастся и при курсе 400 тенге за доллар», — прокомментировал Артем Деев.
Казахстан оказался в нейтральной зоне
Аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин заметил, что ранняя сделка ОПЕК+ выполнялась на 150% из-за обвального падения добычи в испытывающей политический и экономический кризис Венесуэле. Министр нефти Ирана по итогам встречи заявил, что в реальности добыча и вовсе вырастет менее чем на 700 тысяч. В первую очередь будут восполнять пробел, скорее всего, те страны, которые имеют запасные мощности, — ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт. Вне ОПЕК это могут быть Россия и Казахстан.
По словам аналитика, как результат можно предполагать, что если в третьем квартале и возникнет локальный профицит на рынке, то скорее лишь символический в размере 100−200 тыс. баррелей в день. Как следствие, цены на нефть могут в ближайшее время отстаиваться на текущих уровнях, но дальше продолжить умеренный рост под воздействием усиливающегося дефицита.
При сохранении текущих условий сделки ОПЕК+ к ноябрю и вступлении в силу санкций к Ирану, по мнению эксперта, есть вероятность ретеста уровня $80 за баррель по ближним месячным фьючерсам на нефть Brent, а в более длительной перспективе цены могут постепенно двигаться к уровню $100. Особенно в свете продолжения пакта ОПЕК+ в 2019 году.
«Для Казахстана сделка ОПЕК+ нейтральна с точки зрения курса тенге и влияния на ВВП.& Некоторое замедление темпов роста цен компенсируется ростом объемов экспорта», — заключил Нигматуллин.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.