Подставит ли Астана евразийское плечо Душанбе?
Что будет, если Таджикистан вступит в ЕАЭСРоссия предложила Таджикистану стать страной-наблюдателем при Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Этот статус не несет никакого политического аспекта, это исключительно вопросы, которые способствуют товарообороту и взаимному проникновению экономик, сообщил российский политик Игорь Шувалов.
14 мая Молдова уже получила статус наблюдателя при ЕАЭС, что говорит о росте интереса к организации и вовлечении в нее все большего количества участников.
В свою очередь озвученное Таджикистану предложение свидетельствует о том, что эта страна может стать потенциальным участником Союза. Выгодно ли присоединение Таджикистана к ЕАЭС Казахстану и Союзу в целом? С этим вопросом «Капитал.kz» обратился к экспертам.
Отчасти решит проблемы миграции
Аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин заметил, что Таджикистан — очень маленькая экономика c объемом ВВП всего $7 млрд, на душу населения это менее $1 тыс. Экономика России больше в 200 раз, а Казахстана — в 20 раз. «Страна почти ничего не экспортирует, кроме алюминия и хлопка», — подчеркнул эксперт.
По словам Нигматуллина, сотрудничество в рамках ЕАЭС, очевидно, не окажет сколь-нибудь значимого влияния на объединение, но позволит отчасти решить многочисленные проблемы с нелегальной миграцией, например, в рамках Договора о пенсионном обеспечении трудящихся ЕАЭС, и снизит риски потенциально возможной нестабильности в регионе из-за крайне неразвитой экономики.
Есть политический момент
Депутат нижней палаты Парламента РК Айкын Конуров считает, что, судя по всему, прошлогоднее центральноазиатское турне Владимира Путина и награждение президента Таджикистана российским орденом прошли не зря и, скорее всего, на высшем уровне уже согласованы все статусы, сроки их получения и вопросы вхождения в ЕАЭС.& Политик считает, что вступление Таджикистана в ЕАЭС, помимо экономического, несет в себе и политический момент. Оно явно нацелено показать противникам евразийской интеграции жизнеспособность проекта и возможности его расширения.
Депутат заметил, что порядка 1 млн граждан Таджикистана работают в России, суммы их переводов на родину достигают до $2 млрд, а это почти 1/3 ВВП республики, поэтому страна заинтересована в свободном передвижении рабочей силы и легализации доходов, как это установлено в ЕАЭС.
«Россия же уже ощущает на себе демографический кризис, а в ряде регионов эта проблема очень остра. Это выливается в элементарный дефицит рабочей силы в строительстве, сельском хозяйстве, инфраструктурных проектах. На фоне постоянного оттока молодого трудоспособного населения на запад, юг федерации и за рубеж можно говорить о заинтересованности РФ в легальных трудовых мигрантах с понятной ментальностью», — предполагает Конуров.
Страны не конкурируют
По словам депутата, можно предположить, что вступление Таджикистана в ЕАЭС может пройти безболезненно для Казахстана, ведь конкурируют страны не во многом, а при грамотном подходе может принести определенные дивиденды.
Сегодняшние активные инвестиции КНР в добычу, переработку и импорт полезных ископаемых, гидроэнергетику и инфраструктуру Таджикистана дают второе дыхание для экономики страны. В связи с этим торговля без барьеров позволит Казахстану дополнительно загрузить машиностроительные мощности, что работают вполсилы, и экспортировать автомобили, различные виды вооружений, электротехническую и кабельную продукцию, нефтегазовое оборудование, бытовую технику, продовольственную пшеницу и фураж, муку, рис, мясо птицы.
«Помимо товаров, Казахстан может обеспечить для Таджикистана трансферт технологий в области добычи и переработки урана, услуги спутникового мониторинга и дистанционного зондирования земли, обучение специалистов в военных и гражданских вузах», — подчеркнул Айкын Конуров.
Тяготение к торговле
Ведущий аналитик ГК «TeleTrade» Марк Гойхман убежден, что Таджикистан может быть выгоден с экономической точки зрения странам ЕАЭС как дополнительный рынок инвестиций и сбыта с населением, ориентированным на товары стран СНГ.& Это связано с остающимися с СССР связями, менталитетом, предпочтениями людей.
Так, по данным исследования Евразийского банка развития, в Таджикистане в 2017 году 60% жителей проявляли интерес и доверие к приобретению товаров из стран СНГ, тогда как интерес в данном плане к государствам Евросоюза показали лишь 23%. Для Казахстана эти доли распределились, соответственно, так: 64% - СНГ, 37% - Евросоюз, 60% - остальной мир.
Еще более выражено это тяготение в сфере импорта капитала. На вопрос о том, из каких стран был бы желателен для страны приток инвестиций, 65% таджикистанцев выбрали СНГ, 23% - Евросоюз, 34% - остальной мир. В Казахстане данные настроения ниже, ответы распределились так: 42%, 39%, 45% соответственно.
Таким образом, унификация правил внешнеэкономической деятельности между странами ЕАЭС и Таджикистаном в перспективе может способствовать развитию взаимовыгодной интеграции, в том числе и для Казахстана, ведь РК является одним из основных торговых партнеров Таджикистана.
Не нанесет урона интересам Астаны
Казахстан поставляет соседу пшеницу, нефтяные газы, муку, металлопрокат, табачную продукцию, железнодорожные локомотивы, причем более половины экспорта составляет не сырье, а продукция обрабатывающих отраслей, а вот в структуре импорта в РК из соседней страны преобладают сырьевые товары, занимающие 99% всего объема. Это руды цветных металлов — свинца, цинка, меди, а также продукция сельского хозяйства, прежде всего фрукты и овощи.
«С учетом данных обстоятельств вряд ли приходится говорить о том, что потенциальный статус Душанбе как наблюдателя в ЕАЭС или даже его членство в организации может нанести урон интересам Астаны. Он не станет обузой, поскольку в рамках Союза не предусмотрены финансовые субсидии, кабальные торговые соглашения. В тех сферах, где есть возможности более высокого уровня сотрудничества, Казахстан, как и Россия, может получить экономическую выгоду. Правила ЕАЭС в целом приведут к затруднению сбыта и производства непосредственно таджикской продукции как менее конкурентной», — сказал Марк Гойхман.
По его словам, неслучайно Душанбе не стремится безоговорочно в ЕАЭС, и статус наблюдателя рассматривается пока как максимум участия. Эта осторожность актуальна не только для властей Таджикистана. ЕБР приводит данные о том, что доля населения страны, поддерживающего присоединение к евроазиатскому союзу, сократилась в 2017 году до 69% с 76% в 2012 году.
Возможность притока инвесторов
Эксперт Международного финансового центра Астана Гайдар Гасанов считает, что основным плюсом для Таджикистана при вступлении в ЕАЭС будет сближение с Россией. Поскольку население Таджикистана в целом не имеет четкого представления о роли страны в ЕАЭС.
Сейчас официальный статус Таджикистана можно рассматривать в качестве наблюдателя, который изучает опыт вхождения в ЕАЭС других государств. На протяжении длительного времени Таджикистан находится в состоянии неопределенности по вопросу вступления в Союз, что свидетельствует о скептическом отношении по этому вопросу.
Граждане Таджикистана, которые работают на территории России, обязаны ежемесячно выплачивать сумму в размере от $34 до $68 за патент. Такая сумма оказывает существенное влияние на оклады работников в зависимости от региона и вида работ. Поэтому присоединение к Союзу позволит освободиться от подобных выплат.
Важным плюсом присоединения будет возможность притока иностранных инвесторов, что создаст перспективы для экономического роста за счет увеличения экспорта. Объектами инвестиций могут стать гидроэнергетика, пищевая промышленность, цветная металлургия, а также легкая промышленность. На общий рынок могут поставляться изделия из хлопковой и шелковой пряжи, шлифованные и ювелирные камни, продукция из алюминия, фрукты, овощи, а также вина, заметил эксперт.
Внимание таможенным тарифам
По словам эксперта, особое внимание Таджикистану при вступлении в ЕАЭС следует уделить выбору таможенного тарифа. В рамках ЕАЭС таких тарифов порядка 23, а в Таджикистане их 6. Что же касается нетарифного регулирования, ЕАЭС использует антидемпинговые пошлины при импорте и экспорте.
Данные тарифные меры, которые будут применены к Таджикистану при вступлении в ЕАЭС, могут спровоцировать увеличение цен на ввозимые товары из Турции, Китая и других стран, которые не входят в ЕАЭС.
Согласно данным Агентства по статистике Таджикистана, объем торговли с Россией за 2017 год снизился на 9,7%, а с Казахстаном увеличился на 24%.
«В силу геополитических факторов и сложных взаимоотношений с Западом Россия пока не рассматривает возможности инвестирования в экономику Таджикистана. Участники ЕАЭС, как правило, используют объединение в рамках данного союза для решения внутренних задач страны за счет внешнеэкономической деятельности», — подчеркнул Гайдар Гасанов.
Эксперт заключил, что основными плюсами вступления Таджикистана в ЕАЭС для всех его участников будет дешевая рабочая сила, а также приток инвестиций в гидроэнергетику страны.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.