Казахстан планирует стать «мясной» сверхдержавой
Однако здесь есть свои "но"Недавно на встрече с фермерами руководство Минсельхоза презентовало новую программу развития мясного животноводства Казахстана, рассчитанную до 2027 года. Задачи в ней ставятся амбициозные: накормить всеми видами мяса своих внутренних потребителей, а затем отгружать на экспорт большие товарные партии мясной продукции. Поголовье крупного рогатого скота (КРС) планируется увеличить с 7 млн до 15 млн бычков и телочек, количество овец — с 18 млн до 30 млн голов, вырастить свинок и хряков уже к 2024 году до 1 млн 200 тыс. особей. Возникает лишь резонный вопрос: какие вызовы и препятствия могут ожидать Казахстан на пути к мечте стать флагманом мясного производства.
Пастбищный вопрос
Находясь в глубинке Павлодарской области — селе Теренколь, — первый вице-министр сельского хозяйства РК Арман Евниев обрисовал для фермеров сразу нескольких животноводческих регионов основные контуры новой программы.
По его словам, сегодня в Казахстане работает 20 тыс. семейных ферм. Делая упор на развитие кооперации этих ферм с крупными откормочными площадками, Минсельхоз планирует поспособствовать тому, что через 10 лет, их количество вырастет до 100 тыс. по стране. Соответственно, численность занятых в животноводческом бизнесе тоже должна увеличиться со 100 тыс. до 600 тыс. работников. Производство основного ходового мяса — говядины — должно увеличиться более чем в два раза и достичь уровня 1 млн 100 тыс. тонн в год. А его экспорт должен приносить в казну $2,4 млрд ежегодно.
«Если говорить о балансе обеспечения говядиной и ягнятиной внутреннего рынка Казахстана, то мы уже практически полностью закрываем наши потребности. Для тех, кто работает в сфере переработки пищевой продукции, это не новость, и они понимают, что определенный объем импорта все равно будет сохраняться на любом уровне развития животноводства и сельского хозяйства любой страны. Лидеры по экспорту мяса говядины — такие страны, как Бразилия, Аргентина и Соединенные Штаты, — являются крупнейшими в мире импортерами — покупателями говядины, потому что они берут так называемое блочное мясо для переработки. Нас часто критикуют: мол, куда вы собрались экспортировать, если ежегодно Казахстан завозит 50−60 тыс. тонн мяса, но завозят в основном наши переработчики», — объяснил Арман Евниев.
Он описал перспективу, куда наша республика должна двигаться и какой международный опыт имеется на сегодняшний день. Так, есть страны с высокой долей экспорта. Например, Австралия, которая вывозит на продажу почти 50% производимой говядины. Канада и Уругвай тоже в лидерах. Однако всех их объединяет то, что в отличие от Казахстана они эффективно используют свои пастбища.
«Нужно отдавать себе отчет, что Канада производит 80 кг говядины на один гектар, хотя использует только 15 млн гектаров пастбищ. Уругвай использует 14 млн гектаров, но выращивает на один га уже меньше — 45 килограмм говядины. Хотя нам по экспорту и по эффективности использования пастбищ далеко и до Уругвая. Притом, что мы обладаем 188 млн га пастбищ, мы в показатели программы прописываем 100 млн га, которые нам предстоит охватить за 10 будущих лет. Поэтому нам есть куда стремиться, имеются ориентиры и видение, как это делали другие страны. Можно учиться на чужих ошибках», — рассказал первый вице-министр МСХ.
Средняя температура по откормплощадке
Чтобы планомерно наращивать производство мяса говядины, Минсельхоз предлагает казахстанским животноводам продуктивную схему кооперации. Владельцы репродукторов и откормочных площадок на тысячи голов КРС бесплатно сдают в аренду дорогих породистых быков (например, ангус или герефорд) небольшим фермерским хозяйствам — семейным фермам, ухаживающим за поголовьем в 100−200 голов скота. Сдача в аренду происходит непосредственно перед случным сезоном. Затем, когда появляется потомство, семейные фермы ухаживают за ним, после чего уже продают подросших бычков тем откормочным площадкам, которые предоставили им быков-производителей.
Откормплощадка выкупает бычков по цене 650 тенге за 1 килограмм живого веса. То есть, в случае если молодняк набрал 300 кг, якорная откорм-площадка платит около 200 тыс. тенге за голову. Но, главное, государство добавляет для семейных ферм стимулирующий эффект в виде субсидий на каждого сданного бычка. Это делается для того, чтобы малым фермерам было невыгодно не соблюдать условия договора, чтобы они не нарушали принципы кооперации и не продавали бычков на сторону — серым перекупщикам.
Как пояснил директор департамента производства и переработки животноводческой продукции МСХ Еркебулан Ахметов, Минсельхоз принял решение субсидировать каждого сданного на откормочную площадку бычка из расчета — 200 тенге за килограмм живого веса. То есть за голову бычка фермер получит дополнительно 60 тыс. тенге, в случае если сданное им потомство будет весить 300 кг. Таким образом, в общей сложности, животноводы будут зарабатывать порядка 250−260 тыс. тенге за одну голову потомства, полученного за счет бесплатной аренды породистых ангусов или герефордов. При этом, помимо того, что они будут демотивированы продавать молодняк перекупщикам, они будут настроены выращивать его как можно лучше, чтобы бычки уходили на откормплощадки с хорошим привесом.
Далее, как рассказал нам член правления Мясного союза Казахстана, владелец откормочной площадки в Костанайской области Кайыржан Наурызгалиев, выкупленные у фермеров бычки начнут откармливаться и прибавлять в весе в зависимости от генетических особенностей.
«Например, у нас на откормочной площадке средний привес — 900 грамм в сутки на 6 тыс. голов скота. Это как средняя температура по больнице. Мы весь свой откормочный контингент разделили по группам. И получилось, что у нас где-то пятая часть — 1200 голов — имеет средний привес 400 грамм и меньше. Это беспородный скот, который мы закупали у личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Например, порода „красная степная“. Но есть и ангусы, у которых привес — 1,5 кг в сутки. Есть и другие мясные породы бычков, у которых прибавка в весе составляет кило или 1 кг 200 граммов. А в среднем получается 900 граммов. Но именно такое породное преобразование и такая кооперация в животноводстве и имеют значение, потому что, если мы как откормочная площадка будем знать, что такой-то фермер использует настоящего правильного мясного быка, мы четко будем планировать хороший приплод и высокую цену», — разложил все по полочкам Кайыржан Наурызгалиев.
В этой кооперации заинтересованы все стороны: и малые фермеры, и крупные откормочники, и мясокомбинаты, которые в свою очередь будут выкупать поголовье на убой с откормочных площадок. Кстати, согласно новой программе, за 10 грядущих лет в Казахстане должно быть построено 7 мясоперерабатывающих комбинатов и модернизировано 14 уже существующих мясных заводов.
По мнению гендиректора Мясного союза Казахстана Максута Бактибаева, поначалу эта программа имела риски, связанные с консервативностью мышления и недоверчивостью простых фермеров.
«Я отдал в аренду 300 племенных быков ангус в прошлом году около 100 фермерам. И только половина сдали мне бычков осенью. Остальные продали посредникам. Дело в том, что некоторые из них просто не могли понять, как это работает. Поэтому, когда они получили потомство — они просто продали его на сторону, чтобы побыстрее получить деньги. Но теперь количество таких фермеров будет стремительно сокращаться. Потому что в случае неисполнения своих обязательств перед откормочной площадкой они будут лишаться государственных субсидий. Учитывая, что мы сами готовы приезжать — привозить быков и забирать бычков, то, предполагаю, что в скором будущем перекупщики в животноводстве отомрут как класс. Тем более что в этом году мы опять раздаем быков, уже 500−600 голов. Кто стабильно будет с нами работать, будем предлагать варианты форвардного закупа», — подчеркнул Максут Бактибаев.
Свинки: конкурентные и не очень
Что касается отдельной новой программы Минсельхоза «Развитие мясного свиноводства на экспорт», рассчитанной до 2024 года, то здесь гендиректор МСК уверен, что без помощи крупных иностранных инвесторов не обойтись. Ведь, если мы хотим выйти на уровень поголовья свинок и хряков в 1 млн 200 тыс. особей, нам просто как воздух необходимо привлекать технологии в виде совершенно нового генетического материала.
«Себестоимость производства одного килограмма свинины в Казахстане сильно превосходит европейский показатель: 630 тенге против 440 тенге. Здесь мы не конкуренты, и это притом что у нас имеется прекрасная кормовая база, недорогая рабочая сила и отсутствие болезней среди местного свиного поголовья. Однако наших свинок приходится откармливать 180 дней против 120 дней в Евросоюзе. И они все равно дают плохой привес. А это рушит все надежды на конкурентную цену. Поэтому необходимо привлечение иностранных инвесторов в строительство современных свиноводческих комплексов в Казахстане, можно даже на базе инфраструктуры некоторых агрохолдингов, испытывающих сегодня проблемы. Они могут привнести новый племенной материал и поставить правильную систему управления в этом сложном виде животноводства. Сейчас решением данного вопроса и занимается Минсельхоз совместно с Мясным союзом», — прокомментировал ситуацию Максут Бактибаев.