Будут ли расти тарифы сотовой связи?
Инфляция, запросы клиентов, увеличение интернет-трафика и валютные инвестиции компаний толкают ставки вверхВ Казахстане наблюдается медленный, но неуклонный рост стоимости сотовой связи для абонентов. По разным оценкам, за последние два года стоимость услуг на разных тарифах показала рост от 50 до 100%. Как раз в эти дни одна из компаний распространила смс-сообщение о грядущем росте цены на действующие тарифы в среднем на 200 тенге. В связи с этим «Капитал.kz» обратился к руководству телеком-компаний с вопросом: «Какой будет тарифная политика компании в ближайшие годы, планируются ли повышения тарифов и почему?»
Цены расти будут, но медленнее инфляции
Александр Комаров, главный исполнительный директор Beeline Казахстан, обращает внимание на «терпение» компании, которая в течение последних трех лет терпит серьезную диспропорцию между валютными инвестициями и отстающим от инфляции ростом цен на тарифы. «Инфляция в стране за последние 3 года составила 30% в тенге. Мы зарабатываем 95% всех доходов в тенге. Мобильный рынок только в этом году достигнет уровня 2014 года в тенге. Средний доход от одного абонента снижался в 2015 и 2016 годах и только в 2017-м дорос до уровня 2014 года. За это же время рост среднего чека упал на 7−8%, — рассуждает Александр Комаров. — Справедливости ради отмечу, чтосредний чек в 2017 году вырос на 6% по отношению к 2016 году. Но в трехлетней перспективе это все негативные возвраты в реальных деньгах для акционеров».
Александр Комаров
Второй аргумент, которым, как вы уже догадались, Александр Комаров готовит рынок к росту тарифов — темпы освоения клиентами объемов мобильного интернета на фоне стабильно падающей цены за 1 мб данных. «За последние 3 года потребление данных растет более чем на 100% в год. При этом средняя цена за 1 мб данных для абонента падает на 40% каждый год. И вся эта экономика в тенге, хотя все затраты и 90% инвестиций — в валюте, — говорит Александр Комаров. — Такая экономика выглядит крайне непривлекательно. Есть ли другие инструменты экономики, кроме как изменение розничных цен? Нет. Поэтому цена на пакет услуг будет расти. Я не знаю, какими темпами, это вопрос конкурентной стратегии каждого игрока. Иначе это уравнение не складывается».
По мнению Александра Комарова, самую большую тревогу у компании вызывают широко декларируемые планы повсеместного внедрения в стране нового формата связи — 5G.& При этом он отмечает, что сам формат сертифицирован совсем недавно и практическое применение его остается туманным. А ожидаемые от 5G возможности при должной технической подготовке уже сейчас показывают и сети 4G. «Если мы еще несколько лет будем так двигаться, это движение в никуда. Все призывы вице-премьера Жумагалиева или министерства инвестировать в 5G — это все воздух. То есть просто не будет финансовой емкости, чтобы продолжать инвестировать, — говорит Александр Комаров. — Более того, новый формат очень дорогой и невероятно инвестиционноемкий. Потому что количество базовых станций вырастет в разы, количество подключенных устройств вырастет в разы. Будут ли расти цены на мобильную связь? Я очень надеюсь, что будут. И скорее всего они будут расти существенно ниже инфляции на рынке.То есть если инфляция 5−7%, рынок может вырасти на 3−4% в среднем чеке абонента».
Абонплата растет, но мобильный интернет не дорожает
Глава объединенной компании Tele2-Altel Роман Володин не рискует делать точные прогнозы. «Сложно прогнозировать тарифную политику на высоко-конкурентном телекоммуникационном рынке. Поэтому имеет смысл комментировать только текущую ситуацию, — говорит Роман Володин. — Сейчас происходит изменение абонентского поведения — мы видим все меньше желания потреблять голосовые сервисы и классические смс, но при этом растет его потребность в скоростном интернете. По этой причине мы регулярно производим необходимые изменения наших пакетных предложений — даем больше данных или меняем объем голосовых сервисов. Если брать в качестве критерия стоимость единицы мобильного интернета или голосовых минут, то она стабильна, либо, наоборот, снижается. Если брать размер абонентской платы, то с учетом роста объема пакетов и продолжающегося роста потребления (сейчас это более 6 Гб в месяц на 1 абонента), она растет».
Роман Володин
Роман Володин в очередной раз подтвердил, что компания продолжит придерживаться политики минимальных тарифов, возможных на рынке. Помимо этого компания предлагает клиенту самому определять наполнение тарифного плана в зависимости от денег или потребностей. «Не буду лишний раз напоминать, что стратегия Tele2 — это предложение самых низких цен на рынке. Стратегия остается неизменной. Хочу обратить внимание на другое. Сейчас мы немного меняем подход и даем абоненту возможность покупать только те сервисы, которыми он пользуется, и в тех объемах, которые им востребованы, — рассказал Роман Володин. — В частности, Altel первым запустил „Персональный тариф“ — тарифный конструктор, где абонент может составить себе пакет из нужного объема интернета, голосовых сервисов, смс и различного рода безлимитных сервисов. Это позволяет не переплачивать за невостребованные услуги, которые сейчас операторами продаются в пакетных предложениях».
Вместе с тем Роман Володин подчеркнул, что в Казахстане сейчас одни из самых низких цен на мобильную связь в мире и по-прежнему остро стоит проблема монетизации мобильного трафика и возврата инвестиций в строительство сети.
А вот какой ответ редакция получила из пресс-службы Kcell: «Наша компания постоянно совершенствует свою тарифную политику с фокусом на предоставление абонентам наиболее привлекательных и комфортных для них условий. Поэтому мы регулярно обновляем нашу линейку тарифных планов, а так же изменяем наполнение в уже существующих, учитывая при этом постоянно меняющиеся предпочтения наших абонентов и растущие потребности в услугах связи, в том числе, в больших объемах интернета. По большей части, такие изменения в тарифных планах касаются условий предоставления пакетного наполнения объема услуг, что чаще всего сопровождается изменением в их стоимости».