Почему Минсельхоз меняет подходы к кооперации?
Сельхозотрасль заполнили «фейковые» объединенияНовый министр сельского хозяйства Умирзак Шукеев признал неэффективным детище его предшественника по созданию системы сельхозкооперации. Запущенная в конце 2016 года программа себя не оправдала, отметили в МСХ.& В начале марта Умирзак Шукеев сообщил, что подходы к субсидированию АПК будут существенно пересмотрены, субсидии, которые признают неэффективными, исключат из общего списка дотаций в комплекс.
Действовавшая система сельхозкооперации предполагала сохранение специального налогового режима по видам деятельности и оборотам, переданным сельхозтоваропроизводителями в кооператив, а также внедрение субсидирования затрат ревизионных союзов на внутренний аудит кооперативов.
Пересмотреть все субсидии
По словам Умирзака Шукеева, сейчас МСХ движется к так называемой системе «Зеленая корзина», когда все субсидии, связанные с натуральными показателями (имеются в виду килограммы, тонны или головы. — Ред.), должны уйти. Должны остаться лишь субсидии, связанные с удешевлением кредитов, созданием инфраструктуры, то есть те субсидии, которые прямо не влияют на рыночную цену продукции.
«Мы видим, что большая часть этих кооперативов не работает. Это может привести к тому, что начнутся неплатежи, невозврат кредитов. Соответственно, угроза потери домов и так далее. Это довольно сложная ситуация. Это называется фермерство на выживание. На этом строить эффективный бизнес, конечно, нельзя. Мы будем стимулировать развитие нормальных кооперативов на базе крупных комплексов», — подчеркнул Умирзак Шукеев.
К тому же МСХ признало, что введенная при сельхозкооперативах система субсидирования АПК оказалась неэффективной. В 2017 году количество субсидий сократили с 65 до 54, будет убрано еще 15 неэффективных субсидий. «Но это не значит, что, сокращая субсидии, мы хотим изъять деньги из сектора. Мы подадим эти деньги по другому направлению», — заверил Умирзак Шукеев.
В министерстве отметили, что только в течение 2017 года было создано около 1000 кооперативов, однако большинство из них на грани выживания. Вместо прямых сельхозкооперативов предлагается создавать систему кластеров.
Откуда взялись «фальшивки»?
Директор департамента АПК и пищевой промышленности НПП «Атамекен» Ербол Есенеев сообщил, что в целом из 1180 кооперативов, созданных в Казахстане, 800 являются фальшивками и не работают, при этом выданное государством оборудование простаивает.
Причина, по которой фермеры не захотели реально участвовать в системе сельхозкооперации — системе двойного налогообложения, так как платит не только сам кооператив, но и само личное подсобное хозяйство.
Экономист Жарас Ахметов отметил, что кооперация имеет все характерные черты кампанейщины и к положительным результатам привести не могла. Так как кооперация в принципе процесс сложный и требующий времени. По мановению волшебной палочки ничего не произойдет. Однако он считает, что полностью отказываться от кооперации нельзя, так как это, наверное, единственная возможность поднять эффективность фермерских хозяйств. И, соответственно, уровень доходов занятых в них. Поэтому отказываться от кооперации нельзя. Просто надо грамотно использовать богатый опыт, накопленный в других странах, полагает он.
Наладить производственные связи
Стоит отметить, что программа сельхозкооперативов была составной частью госпрограммы развития АПК на 2017−2021 годы, причем эта задача числилась как первоочередная. В итоге предполагалось, что к 2021 году произойдет рост производительности труда в сельском хозяйстве на 38% в реальном выражении к уровню 2015 года, рост валовой продукции сельского хозяйства на 30% в реальном выражении к уровню 2015 года, рост объема экспорта продовольственных товаров на 600 млн долларов США, снижение объема импорта продовольственных товаров на 400 млн долларов США; рост оптовой торговли продовольственными товарами на 29% к уровню 2015 года; снижение расхода поливной воды на 1 га орошаемой площади на 20% к уровню 2015 года.
Сейчас более 80% продукции производится в личных подсобных хозяйствах, которая остается в сельской местности, а до перерабатывающих предприятий и жителей городов не доходит. Создание сельхозкооперативов предполагало, что будет решен вопрос именно налаживания этих связей. Однако, как показала практика, этого не произошло. По словам Умирзака Шукеева, поэтому сейчас необходимо переходить от прямой к горизонтальной кооперации, что будет неким миксом. Если раньше государство сосредотачивалось на поддержке крупных хозяйств, то сейчас будет предпринята попытка их усреднить. Фермеры жаловались, что при старом подходе именно интересы мелких производителей сельхозпродукции практически не учитывались.
Необходима Карта кооперации
Ранее МСХ рисовало довольно перспективные возможности сельхозкооперации. Предполагалось, что ее развитие позволит вовлечь в товарное производство более 500 тыс. мелких производителей, которые обеспечат перерабатывающие предприятия сырьем, и повысит уровень их загрузки в 1,3 раза. Планировались дополнительный ежегодный доход сельских жителей в объеме 300 млрд тенге и снижение торговой наценки на 15−20% за счет сокращения лишних посреднических звеньев. К 2021 году более 500 тыс. ЛПХ и малых КФХ должны были быть объединены в более 1500 сельхозкоопераций.
Мажилисмен Куаныш Султанов отметил, что кооперация не должна быть полностью перечеркнута, он считает, что необходимо ввести карту кооперации и социального благосостояния и через нее решать как индивидуальные проблемы конкретных фермеров, так и вопросы прямого государственного финансирования агропромышленного комплекса.
Возвращение к былому
Депутат Айкын Конуров спрашивает: а что идет на смену не оправдавшим всего за год себя кооперативам? По его словам, они и не могли себя оправдать, так как были «фейком», всего за год было создано такое их количество, которое должно было быть создано к 2021 году. Все делалось формально и путем административного давления, а в итоге получили провал. Он считает, что кооперация возможна лишь «снизу вверх», когда в ней заинтересован именно мелкий фермер, а не крупное хозяйство, для которого это лишь вопрос отчетности и встраивания в систему госсубсидий.
Айкын Конуров заметил, что сейчас главная проблема крестьян на селе — это справедливая цена за их продукцию и ее сбыт. Предполагалось, что в этом как раз и помогут кооперативы. Но не получилось. А предложенные кластеры, по его мнению, также пока не выглядят надежным инструментом для решения вопроса, так как они не отменяют маржу посредников, которая подтачивает все сельское хозяйство. «Минсельхоз предложил фермерам кооперироваться не между собой, а с крупными предприятиями по переработке сельхозпродукции. По сути, это возвращение к старой схеме, которая была до кооперации», — говорит он.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.