Узбекистан «открывается» и готовится к ВТО
Как Казахстан примет этот вызов?Соседний Узбекистан, чья экономика с момента прихода к власти нового президента Шавката Мирзиеева заметно оживилась и либерализуется, решил вступить в ВТО. Такая норма содержится в специальной государственной программе «Год активного предпринимательства, инновационных идей и технологий». В программе отмечается, что начата подготовка предложений по приведению законодательства Узбекистана в соответствие с нормами организации. Для этого должен быть утвержден новый состав межведомственной комиссии, которая будет заниматься вопросами вступления в ВТО. О том, что Узбекистан должен был вступить в ВТО в ноябре 2017 года во время визита в Южную Корею сказал президент этой страны Шавкат Мирзиеев.
Первый зампред Сената Мажлиса Узбекистана Садык Сафаев в свою очередь отметил, что Узбекистан будет ориентироваться на опыт Казахстана при вступлении в организацию. А именно на продуктивную работу представителей местных органов исполнительной власти в деле привлечения инвестиций. Он отметил, что по вопросу вступления в ВТО есть разные мнения, одни эксперты считают, что оно окажет негативное влияние на узбекских производителей, в то время как сами эти производители, которые работают в реальном секторе экономики, напротив, настроены положительно и считают этот шаг необходимым и полезным.
Все для инвесторов
На сегодняшний день ВТО регулирует свыше 90% всемирной торговли. В мире осталось не так много стран, которые находятся вне зоны охвата норм, процедур и правил Всемирной торговой организации.
Сейчас только четыре постсоветские страны, а именно Азербайджан, Беларусь, Туркменистан и Узбекистан, не являются членами ВТО. При этом в 2013 году Туркменистан обозначил свое желание вступить в организацию. В 2016 году Беларусь начала переговоры по вступлению в ВТО. Вместе с тем если к организации присоединится Узбекистан, то это может стать в определенной степени вызовом для Казахстана — ведь из изоляции выйдет страна с самым большим рынком в Центральноазиатском регионе, что может перенаправить часть потоков из Казахстана в это государство, включая международные инвестиции.
«Думаю, само начало переговорного процесса по вступлению Узбекистана в ВТО, приведение в соответствие с международными стандартами внутреннего законодательства и норм, регулирующих внешнеторговую деятельность, создаст более благоприятные условия для иностранных партнеров», — заверил Садык Сафаев.
Ставка на традиции
Узбекистан уже присоединился к ряду международных конвенций, на которые ссылается при подготовке к вступлению в ВТО и которые являются обязательными для стран-членов, в том числе в области пищевой безопасности, животноводческой продукции, по защите здоровья животных, в области прав интеллектуальной собственности, по промышленной собственности, в области стандартизации.
В ходе переговоров Ташкент акцентирует внимание, что в среднесрочной перспективе ведущую роль в экономике Узбекистана по-прежнему будут играть отрасли, по которым имеются традиционные преимущества в международной торговле. Такие как сельское хозяйство и взаимосвязанные с ним отрасли легкой, пищевой промышленности, сельхозмашиностроения, химической промышленности. Первоначально по этим отраслям Узбекистан хотел добиться преференциальных условий. Однако сейчас упор делается на автомобилестроение, микроэлектронику, сложную бытовую технику, станкостроение и фармацевтику.
Готовность республики открываться
Эксперт аналитического центра «Берлек-Единство» Руслан Хадимуллин отметил, что в Европейском союзе не раз заявляли о принципиальной готовности оказать содействие Узбекистану во вступлении в ВТО.
Так, в июле 2013 года США предлагали техническую помощь, Комиссия ЕС в 2013—2015 годах намерена была оказать республике безвозмездное техническое содействие в размере $1 млн на реализацию проекта «Содействие процессу вступления Узбекистана во Всемирную торговую организацию».
Планировалось изучение опыта других стран, имеющих схожие с Узбекистаном экономические условия, по смягчению отрицательных последствий членства в организации, содействие в приведении национального законодательства в соответствие с правилами ВТО и получению поддержки ключевых стран-членов в рамках двусторонних и многосторонних переговоров.
«Однако в итоге проект так и не был утвержден. Вместе с тем это было при прежнем руководстве Узбекистана, а сейчас готовность республики открываться более наглядна, поэтому вступление в ВТО является одной из первоочередных задач», — считает эксперт.
Помогут, чем смогут
Директор странового офиса «USAID Центральная Азия в Узбекистане» Гэри Роббинс заметил, что членство в ВТО может служить важным сигналом для всего мира, что Узбекистан является членом международного торгового сообщества и, действительно, страна открыта для бизнеса. Присоединение Узбекистана к этой организации расширит доступ к двусторонней торговле между Узбекистаном и другими членами ВТО, включая Соединенные Штаты, а также увеличит инвестиционные потоки, сказал он.
Тем временем Министерство внешней торговли Узбекистана сообщило, что уже достигнуты договоренности о содействии американской стороны, в том числе техническом, в процессе вступления Узбекистана в ВТО.
Вызов для Казахстана
Эксперт Института экономических исследований стран Центральной Азии Алишер Хамидов отметил, что сегодня в экспертной среде немало разговоров о том, что новая экономическая модель Узбекистана, включая вступление в ВТО, — это вызовы и для Казахстана.
Так как ни для кого не было секретом, что еще с советских времен обе республики конкурировали за региональное лидерство. Вместе с тем это не прямая и очевидная конкуренция, но она сохраняется, заметил Алишер Хамидов.
«Либерализация валютного рынка, заявление о готовности диверсифицировать экономику и защищать права инвесторов вернули интерес международных игроков к Узбекистану, что действительно является в какой-то степени вызовом для Казахстана, однако пока эти риски чрезмерно преувеличены», — считает эксперт.
По его мнению, Узбекистану необходимо как минимум 5−6 лет, чтобы избавиться от наследия тоталитарной командно-административной экономики, которая была при Исламе Каримове, поэтому о быстром экономическом рывке говорить не приходится. И вступление в ВТО вмиг все имеющиеся диспропорции не исправит.
Другое дело, что Узбекистан менее зависит от конъюнктуры на мировых рынках, чем Казахстан, поэтому можно примерно прогнозировать, что страну при открытой экономической политике ждет рост. Для Казахстана большую роль все еще играет то, какой будет динамика на сырьевых рынках, и это существенный риск.
«В целом процессы индустриализации в Узбекистане идут более слаженно, чем в Казахстане, в силу того, что стране не на что опираться, кроме реального сектора и промышленности, во многом сохранившейся еще с советских времен. В Казахстане же все еще велик соблазн полагаться на высокие цены на нефть, хотя недавнее послание президента обозначило, что нефтяной цикл заканчивается», — сказал Алишер Хамидов.
При этом подобные опасения еще в марте 2027 года прозвучали вполне официально. Министр экономического развития РК Тимур Сулейменов, выступая на одном из экономических форумов, заявил, что мы видим пробуждающийся и либерализующийся Узбекистан. Он назвал его амбициозной страной, вероятно, обладающей большими возможностями, которые пока сложно всецело определить из-за формирующегося политического курса.
«Но тем не менее укрепление Узбекистана будет определенным вызовом для нас. Мы привыкли, и я думаю, с большой долей объективности, что Казахстан — региональный гегемон. Сейчас это может поменяться, я подразумеваю экономического гегемона. Может усилиться борьба за инвестиции, борьба за ниши, борьба за рынки. Это тоже один из вызовов», — отметил тогда министр.
Слишком много клише
Независимый политолог из Вашингтона Рафаэль Саттаров считает, что пора уже избавляться от таких клише, как конкуренция Узбекистана и Казахстана, особенно в рамках ВТО, так как организация лишь открывает простор для товаров.
Собственно, в чем могут конкурировать Узбекистан и Казахстан? По нефти, которая является основным экспортным товаром Казахстана? Так Узбекистан сам нуждается в нефти. В сельскохозяйственной сфере? Однако страны и так фактически не соприкасаются на рынках России, которая является основным экспортным рынком для Узбекистана. «Более того, вступление Узбекистана в ВТО — пока отдаленная перспектива, для этого надо готовить законы, экономику, предпринимателей, но внутри страны пока лишь внедряются реальные механизмы рыночной экономики, отходя от имитационной рыночной экономики, поэтому не надо торопиться с выводами, особенно алармисткого толка», — считает Рафаэль Саттаров.
В ущерб своим
Ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман отметил, что вхождение Узбекистана в ВТО имеет, как обычно и бывает, многие плюсы и минусы. Причем руководство республики стремится использовать опыт Казахстана на данном пути. Речь идет, например, о приведении в соответствие законодательства по внешнеторговой деятельности, практике привлечения инвестиций. Традиционные преимущества членства в ВТО связывают обычно с большей свободой торговли и инвестирования, и с политико-имиджевыми составляющими.
Вхождение страны в союз ведущих государств на рынке международной торговли повышает авторитет, дает более весомые гарантии инвесторам о соответствии внутренних хозяйственных процедур и законодательства принятым в мире требованиям. Это способно дать преференции во внешнеэкономических отношениях в целом, в большей степени привлекать капиталы. Что же касается последствий именно в большей открытости рынка, они неоднозначны.
Об этом говорит, в частности, опыт вхождения в ВТО других постсоветских стран, включая Казахстан. Значимых преимуществ для торговли в целом они не получили. Ведь ВТО призвана облегчить условия не только для экспорта, но и для импорта. А для стран — членов ВТО, по практике, важнее найти новые рынки сбыта своей продукции, чем принять чужую. Поэтому «открытие» границ за счет снижения таможенных пошлин как условие членства в ВТО способно увеличить поток товаров из-за рубежа, зачастую в ущерб местным производителям.
В частности, узбекистанские экономисты подсчитали последствия возможного снижения ставок импортных пошлин. В отраслях машиностроения, химической, пищевой промышленности, товаров народного потребления предполагается среднее снижение ставки на 4 процентных пункта. Особенно высоко оно в потребительском секторе. Это привело бы к уменьшению ВВП на 1,2−1,3%, росту импорта на 12−13% и снижению экспорта на 0,4%. Кроме того, Узбекистан с середины 2000-х осуществляет попытку индустриализации. В ее ходе в перспективе должны появиться более развитые отрасли автомобилестроения, микроэлектроники, бытовой техники, фармацевтики. По ним предполагалось получить льготные тарифы на экспорт в рамках ВТО.
«Однако пока таких развитых производств нет, о преимуществах говорить рано. Соответственно, в ходе изучения возможного влияния ВТО на экономику Узбекистана предстоит изучить указанные и иные обстоятельства, чтобы определить саму целесообразность и условия вхождения страны в данную организацию», — заключил Марк Гойхман.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.