На демонтаж трамвайных рельсов в Алматы ушло 123 млн тенге
В акимате мегаполиса уточнили, сколько еще предстоит потратить на демонтаж путейИдея о ликвидации трамвая как общественного транспорта в Алматы активно стала обсуждаться в 2015 году. Дискуссии появились после нескольких крупных ДТП с трамваями в мегаполисе.
По предварительной версии по одному из ДТП, у трамвая, шедшего под уклон по улице Байтурсынова в сентябре 2015 года, отказали тормоза. В результате трамвай практически снес 14 автомашин. Позже судебно-техническая экспертиза показала, что всему виной сентябрьского ДТП — неисправное состояние трамвая. Как стало известно, машинист трамвая перед столкновением высадил пассажиров, вышел из кабины трамвая, затем состав покатился вниз, попутно врезаясь в автомобили.
Впрочем, стоит ли говорить, что курсирующие в Алматы чешские трамваи были б/у, даже учитывая тот факт, что они прошли модернизацию. На день покупки многие из них уже прокатали по дорогам Германии около 30 лет.
После двух резонансных крупных ДТП с трамваями работа трамвайного депо Алматы была приостановлена. Постепенно трамвайные рельсы стали демонтировать, засыпать грунтом.
В Управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата г. Алматы сообщили корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz, что в 2017 году работы по демонтажу трамвайных рельсов выполнены на 27%.
«Общая протяженность трамвайных путей по городу составляет 61,4 км. В 2017 году по улицам Шевченко, Кунаева и Утепова, а также на 23 перекрестках произведен демонтаж трамвайных рельсов общей протяженностью 16,7 км и уложено асфальтобетонное покрытие», — сообщили в акимате Kapital.kz.
Как пояснили в акимате мегаполиса, на демонтаж трамвайных рельсов в Алматы с погрузкой и перевозкой затрачено 123 млн тенге.
«В 2018 году планируется провести средний ремонт с демонтажем трамвайных рельсов по улицам Жарокова, Байтурсынова и Макатаева, протяженностью 15,7 км, на сумму 113 млн тенге», — отметили в акимате.
Тем временем общественность в социальных сетях выражала позицию, что экологичный транспорт нужен Алматы и трамваи необходимо возродить.
В ноябре 2017 года аким Алматы Бауыржан Байбек сообщил, что в городе в 2018 году будет начат проект по строительству полос для легкорельсового транспорта (ЛРТ). «Мы остановили трамваи, сказали: спасибо, это большая история, 80 лет он проходил, но вместо него в следующем году мы начинаем ЛРТ.& Западный трамвай — бесшумный, экологичный, удобный, современный. Это дорогостоящий проект, но он пройдет от Саяхата до «Алматы Арена», — пояснил градоначальник.
Бауыржан Байбек озвучил и стоимость строительства ЛРТ. «Проект по объему капитальных затрат оценивается как один из самых экономичных в мире. Стоимость строительства вместе с подвижным составом составит 125−130 млрд тенге», — сообщил он в ноябре прошлого года.
Центр деловой информации Kapital.kz уточнил у акимата, откорректирована ли стоимость проекта по ЛРТ.& Как пояснили в акимате, стоимость проекта по-прежнему составляет 125−130 млрд тенге.
Впрочем, сроки запуска проекта все-таки сдвинулись с 2018 года на 2019 год. «Строительство ЛРТ начнется после получения технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта, выноса сетей и заключения с частным партнером договора о государственно-частном партнерстве (ГЧП). Предполагаемый срок начала строительства (инфраструктуры под ЛРТ. — Ред.) — 2019 год. Для эффективной реализации проекта по ЛРТ в июле 2017 года было создано Управление по проекту ЛРТ.& В настоящее время технико-экономическое обоснование проходит государственную экспертизу. Проект предполагается реализовать через заключение договора о ГЧП.& Разрабатывается концессия ГЧП и конкурсная документация проекта на проведение международного открытого конкурса согласно Закону РК «О государственно-частном партнерстве», — сообщили корреспонденту Kapital.kz в акимате Алматы.
Напомним, 19 января через сайт gosreestr.kz за 118 млн 508 тыс. тенге были проданы одним лотом 13 чешских трамваев ТОО «Алматыэлектротранс», ранее около 30 лет эксплуатировавшихся в Германии, а позже около трех лет и в Алматы. На продажу были выставлены трамвайные вагоны марки KT4Dt, которые были выпущены с 1983 по 1995 год. Стартовая цена, с которой были начаты торги, — 118,5 млн тенге. Торги проходили на понижение. Оценщики оценили вагоны на сумму 103,5 млн тенге.
Из 17 ранее приобретенных «Алматыэлектротранс» в 2013 году трамвайных вагонов было выставлено на продажу только 13,
скорее всего, 4 вагона, которые не были выставлены на продажу,
пострадали в ДТП в 2015 году. По данным отчета об оценке, стоимость
одного трамвайного вагона варьировалась от 7,5 до 8,8 млн тенге.
По данным договоров купли-продажи, 17 трамвайных вагонов три года назад были
приобретены по 897 990 евро. Если учитывать курс евро, который был
на 27 февраля 2013 года (196,43,
по данным Нацбанка), то сумма сделки по покупке трамвайных вагонов
в то время составила почти 176,3 млн тенге. Основываясь на этих данных,
можно сказать, что б/у вагоны после трех лет эксплуатации были
реализованы на торгах 19 января по цене на 57,7 млн ниже покупной
стоимости.
Кто именно приобрел 13 трамвайных вагонов, пока неизвестно.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.