KAZ Minerals намерена получить медь с проекта Актогай II в 2022 году
В проект расширения месторождения вложат 1,2 млрд долларовКомпания KAZ Minerals начинает работать с правительством РК на предмет получения разрешительных документов на строительство второй очереди горно-обогатительного комбината на Актогайском месторождении и рассчитывает получить все необходимые документы до конца этого года.
Проект второй очереди Актогая — Актогай II — утвержден в декабре прошлого года. Инвестиции в него составят 1,2 млрд долларов. Расширение позволит KAZ Minerals с 2021 года вдвое увеличить объем переработки сульфидной руды — с 25 млн тонн в год до 50 млн тонн в год. Ежегодное производство меди из сульфидной руды возрастет на этом месторождении на 80 тыс. тонн — до 170 тыс. тонн в период с 2022 до 2027 года, чему будет способствовать более высокое содержание меди в руде. В дальнейшем на месторождении будут получать 130 тыс. тонн меди из сульфидной руды.
«Таким образом, проект войдет если не в тройку, то точно в пятерку крупнейших в мире», — отметил Олег Новачук, председатель совета директоров Группы KAZ Minerals, на встрече с журналистами, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
На первой очереди сэкономили 200 млн долларов
Актогай — медный рудник открытого типа, расположенный в Восточно-Казахстанской области, входит в число самых больших неосвоенных месторождений меди в мире. Разработка этого месторождения входит в Карту индустриализации РК.& Наряду с Бозшакольским ГОК, находящимся в Павлодарской области, Актогай является одним из двух крупных новых проектов Группы KAZ Minerals. Минеральные ресурсы месторождения Актогай составляют 1,7 млрд тонн, общее количество меди в руде — 5,8 млн тонн.
Строительство Актогайского ГОК было завершено в конце 2016 года — согласно планам. «Надо отметить, что, когда я делал анализ по мировым проектам, то увидел, что очень мало проектов — наверное, 1% максимум — завершены в срок и согласно рассчитанному бюджету. Обычно превышение бюджета происходит в разы, и завершение работ задерживается надолго. Мы завершили строительство в срок и сэкономили примерно 200 млн долларов в бюджете Актогая (в бюджете другого нашего проекта — Бозшаколя — экономия составила около 100 млн долларов)», — прокомментировал Олег Новачук.
На коммерческую мощность проект вышел в 2017 году (в разряд коммерческого производство переводится тогда, когда предприятие достигает 67% от установленной мощности). В этом году Актогайский ГОК достигнет полной мощности (переработка 25 млн тонн сульфидной руды, выпуск 90 тыс. тонн меди из сульфидной руды).
Расширение было запланировано
Расширение Актогая было запланировано изначально — при разработке этого проекта. «Интересно, что на рынке не любят, когда ты начинаешь инвестировать в то время, когда у тебя уже что-то работает. Как было у нас: когда мы начали Бозшаколь (другой проект компании. — Ред.), я стал убеждать совет директоров в необходимости продвигаться по Актогаю. Мне говорили: зачем, есть же два проекта. Но я объяснил свою позицию так: когда закончим Бозшаколь, нас начнут спрашивать, а что дальше, закончим Актогай — снова возникнут вопросы о будущем. Вот этот вопрос — „что дальше?“ — обычно задают, когда уже слишком поздно об этом думать. Поэтому мы начали искать на него ответ вместе с началом строительства Актогая в 2012 году», — рассказал Олег Новачук.
Проекту расширения месторождения способствует его природная особенность — форма рудного тела. Когда рудное тело узкое, вытянутое, глубокое, это усложняет добычу, и со временем экономика добычи становится «не очень хорошей».
Актогайское рудное тело по форме напоминает шар — не очень глубокое, и если разрабатывать его с середины, то можно постоянно расширяться на верхних горизонтах и вглубь придется уходить, возможно, только через пару десятков лет. «То есть по себестоимости этот карьер будет позволять достаточно долго работать и увеличивать производство», — комментирует спикер.
С инженерной точки зрения этот проект легче первой очереди Актогая. Для его реализации компании достаточно применить опыт, полученный во время строительства первой фабрики на этом месторождении: нужно будет построить ее усовершенствованную версию.
Отметим, что KAZ Minerals, безусловно, будет изучать возможность реализации подобного проект расширения на другом проекте — Бозшаколе. Отличие этих месторождений в том, что на Бозшаколе рудное тело другое — оно как раз узкое и длинное. Поэтому пока компания будет лишь изучать возможность расширения, но планов как таковых пока не рассматривает, поскольку приоритетная задача сейчас — сфокусироваться на строительстве второй очереди Актогая.
Сколько будет стоить расширение?
В строительство первой стадии Актогая вложено примерно 2 млрд долларов (к слову, в строительство Бозшаколя инвестировано примерно 2,1 млрд долларов). Вторая стадия Актогая обойдется дешевле, поскольку уже есть часть инфраструктуры, имеется опыт работы.
Компания оценила все риски и возможности финансирования проекта расширения Актогая. Стоимость его была определена на уровне 1,2 млрд долларов.
«На сегодняшний день у нас есть и собственные средства, и заемные, предоставленные Китайским банком развития, также есть линия, которую нам открыл Банк развития Казахстана. За счет комбинации этих трех источников мы в состоянии построить вторую фабрику и продолжить, таким образом, наши инвестиции в горно-металлургический комплекс Казахстана», — рассказал Олег Новачук.
Процентное соотношение трех источников финансирования определится прежде всего исходя из стоимости меди: поскольку инвестиции будут осуществляться не единым блоком, а в течение трех лет, поведение цен на металл станет решающим фактором. Если цены упадут, то доля заемных средств в общем объеме финансирования проекта увеличится, если сохранятся хотя бы на текущем уровне (около 7 тыс. долларов за тонну. — Ред.), то будут максимально использованы собственные средства.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.