Какую продукцию и в какие страны намерен экспортировать Казахстан
Тимур Сулейменов рассказал о национальной экспортной стратегии до 2022 годаТимур Сулейменов рассказал о 27 приоритетных экспортных рынках для Казахстана. По словам министра, страны выбраны, исходя из географической близости и транспортной доступности. Об этом стало известно в ходе круглого стола «Перспективы и основные направления экспортной политики Казахстана» в сенате, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Эти государства условно разделены по степени экспортного интереса: приоритетные страны — Россия и Китай, государства высокого экспортного интереса — Беларусь, Индия, Иран, Кыргызстан, Турция, Узбекистан и Украина, страны умеренного интереса — Азербайджан, Армения, Афганистан, Грузия и Латвия. А также страны, представляющие экспортный интерес в долгосрочной перспективе, — Великобритания, Германия, Италия и прочие государства Западной Европы.
Как заметил Тимур Сулейменов, министерство, проанализировав импорт «перспективных стран» за последние годы, выявило, что ввоз товаров, произведенных в Казахстане в эти государства, растет. То есть, как подчеркнул глава ведомства, эти республики можно назвать нашей «текущей экспортной корзиной» либо «перспективной экспортной корзиной».
Министр рассказал и о самых популярных товарных позициях. В первую очередь это товары пищевой промышленности — растительные масла, кондитерские изделия, мука и мукомольные изделия, консервы. Кроме того, минеральные или химические удобрения, трансформаторы и свинцовые аккумуляторы. Новые товарные позиции — это детская одежда, лекарственные препараты и медицинские изделия, стекло литое и прокатное, листовое или профилированное, а также другие строительные материалы.
«Следует отметить, что на сегодня сектор услуг является локомотивом роста большинства развитых экономик мира. По итогам 2016 года 57,9% ВВП Казахстана также приходится на сектор услуг. Вместе с тем, несмотря на положительную динамику роста экспорта услуг, его доля в общей структуре экспорта остается сравнительно невысокой и варьируется от 4,9% до 14,6% за 2007−2016 годы. Причем сегодня основную долю в экспорте услуг занимают традиционные транспортные услуги, что характерно для страны, богатой природными ресурсами и не имеющей выхода к морю. В то же время наблюдается рост доли современных видов услуг, таких как деловые услуги, которые включают профессиональные и технические услуги, операционный лизинг», — констатировал Тимур Сулейменов.
При этом отсутствие конкурентоспособности в секторе услуг может представлять серьезное препятствие для развития товарного сектора. Поэтому для увеличения экспорта необходимо сосредоточиться на развитии таких услуг, как: транспорт, туризм, финансовые и деловые услуги, образование, медицина, космические услуги и испытание космических аппаратов. По мнению министра, они наиболее перспективны.
Тимур Сулейменов также добавил, что при разработке экспортной стратегии проанализирован опыт стран, наиболее успешных экспортеров — Германии, США, Японии, Южной Кореи и Франции. Акцент в анализе был сделан на создании и работе специализированного органа, основной задачей которого является оказание финансовых и нефинансовых мер поддержки национальным экспортерам.
Что касается нефинансовой поддержки, то в ее рамках будет предоставляться актуальная аналитическая информация по доступу на внешние рынки сбыта в разрезе товарных групп, обучение и консультирование экспортеров по вопросам продвижения экспорта, в том числе в регионах Казахстана, а также оказание юридической поддержки и проверка контрагента.
«Следует отметить, что вопрос поддержки экспорта готовых товаров очень чувствительный с точки зрения соответствия правилам ВТО и ЕАЭС, так как прямые экспортные субсидии запрещены правилами международной торговли. В связи с этим основной задачей при разработке экспортной стратегии было определение перспективных рынков для казахстанских товаров и услуг и „экспортной корзины“ несырьевых товаров. А также формирование комплекса мер по стимулированию и поддержке экспорта, разрешенных с точки зрения правил международной торговли», — объяснил Тимур Сулейменов.
Глава Миннацэкономики напомнил, что правительством приняты и сегодня функционируют программы, направленные на поддержку и диверсификацию производства — ГПИИР, «Нурлы жол», Дорожная карта бизнеса, поддержка АПК
При этом целью национальной экспортной стратегии до 2022 года является создание условий для увеличения объема несырьевого экспорта в 1,5 раза к 2022 году, а также диверсификации рынков сбыта и экспорта товаров и услуг к уровню 2015 года.
Между тем основными целевыми индикаторами определены: объем экспорта несырьевых товаров и услуг Казахстана и прирост экспорта несырьевых товарных позиций с объемом экспорта более 10 млн долларов в страны приоритетного и высокого интереса.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.