Женис Касымбек предложил оставить режим «открытого неба» для Астаны
На заседании правительства министр рассказал о развитии транзитного потенциала КазахстанаСохранить режим «открытого неба» для Астаны на 2018 год предложил министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек в ходе заседания правительства, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Сейчас введен 72-часовой безвизовый режим для граждан КНР, следующих транзитом через аэропорты Астаны и Алматы казахстанскими авиакомпаниями в период проведения ЭКСПО-2017. На период ЭКСПО пилотно введен режим „открытого неба“ для Астаны. Сняты ограничения на полеты иностранных компаний до 7 рейсов в неделю. С начала года открыто 9 новых международных маршрутов, и, кроме того, увеличилась частота рейсов. Однако мы предлагаем по завершении ЭКСПО этот эксперимент продолжить и принцип „открытого неба“ для Астаны сохранить и на следующий год», — обратился Женис Касымбек к правительству.
Министр отметил, что за последние 7 лет пассажиропоток через Казахстан вырос более чем в 20 раз — с 20 тыс. человек в 2010 году до 478 тыс. в 2016. До конца 2017 года планируется перевезти до 600 тыс. транзитных пассажиров, а до 2020 года — 1 млн 600 тыс. человек.
В ходе заседания глава ведомства привел и другие данные по транзитным перевозкам. Так, до 2020 года доход от транзитных перевозок должен составить 1 трлн 300 млрд тенге, или порядка 4 млрд долларов. В том числе на железнодорожном транспорте этот показатель достигнет 1,1 трлн тенге, на воздушном — 134 млрд тенге, в сфере автотранспортных перевозок — 66 млрд тенге. По оценке экспертов «Бостон консалтинг групп», общий вклад в ВВП страны от роста транзитных перевозок к 2020 году составит более 5 млрд долларов.
«Казахстан, находясь в жесткой конкуренции за привлечение транзитных грузов, смог создать конкурентоспособный сухопутный маршрут в противовес традиционным международным маршрутам — это Южноморской путь и Транссибирская магистраль. Уже сегодня в Европу грузы из Китая доставляются примерно за 12−15 дней. При этом доставка Южным морским путем занимает 45−60 дней. А по Транссибирской магистрали до 20 дней», — сравнил транзитные направления Женис Касымбек.
По словам министра, в 2017 году объем контейнерных перевозок в направлении КНР-ЕС вырастет до 250 тыс. контейнеров. В целом в 2017 году по территории Казахстана прогнозируется перевозка транзитным сообщением Китай — Европа и Россия — Центральная Азия более 400 тыс. контейнеров.
«До 2020 года общий объем перевозок транзитным сообщением должен составить более 2 млн единиц контейнеров. Для достижения этих показателей необходимо решение ряда вопросов, связанных с упрощением и автоматизацией таможенных процедур, созданием единой электронной платформы для работы госорганов и транспортных организаций. С учетом кратного роста контейнеропотока необходимо увеличивать количество фитинговых (соединительных. — Ред.) платформ и контейнеров. Для решения этого вопроса через фонд „Байтерек“ мы применяем такие финансовые инструменты, как лизинг и субсидирование процентной ставки», — рассказал Женис Касымбек.
Что касается автотранспортного транзита по территории Казахстана, то, по информации министра, за пять месяцев 2017 года объем перевозок вырос до 1,7 млн тонн, что в два раза больше аналогичного периода прошлого года. При этом основными направлениями являются Китай — ЕС и Узбекистан — ЕС.& На Китай в общей сложности приходится почти 55% этого потока.
«Важным является развитие Транскаспийского маршрута через порт Актау. За 2016 год уже обработано свыше 13 тыс. единиц автотранспорта, что в семь раз превышает показатели 2015 года. За 5 месяцев текущего года в порту Актау обработано 5,5 тыс. единиц автотранспорта, что почти на 500 единиц больше аналогичного периода прошлого года. Также дополнительный прирост обеспечит инфраструктура порта Курык мощностью до 2 млн тонн грузов в год. С начала этого года порт Курык уже обслужил 91 железнодорожный паром. Строительство автомобильной составляющей будет завершено в нынешнем году», — сообщил Женис Касымбек.
Министр отметил, что в соответствии с договоренностями в рамках ШОС до 2020 года будут открыты 4 транзитных автодорожных коридора — два в направлении Китай — Россия и два в направлении Китай — страны ЦА.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.