Квазигоссектор создает опасный денежный навес в экономике
Свое мнение высказал экономист Рахим ОшакбаевИзвестный казахстанский экономист, директор Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев, выступая на Астанинском экономическом форуме (АЭФ-2017), представил свое новое масштабное исследование текущего состояния экономики Казахстана. По словам спикера, отечественная экономика переживает не лучшие времена, преодолеть которые возможно, вкладывая больше ресурсов в систему образования, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По словам Рахима Ошакбаева, для начала следует посмотреть назад и понять, что было сделано не правильно: цифры казахстанского экспорта отчетливо показывают высокую уязвимость и зависимость от цен на нефть экономики РК.
«На пике в 2011 году наш экспорт составлял 85 млрд долларов, сейчас он упал до 37 млрд. Наш торговый профицит упал с 48 до 12 млрд долларов. Таким образом мы видим, что, к сожалению, ключевой задачи диверсификации экспорта не случилось. И оно на мой взгляд не могло случится в силу высоких цен на нефть. Динамика в абсолютном выражении из-за девальвации восстанавливается, но тем не менее, в долларовом выражении мы понимаем, что функция экспорта — это поставка валюты для финансирования в первую очередь импорта, существенно ослабляется. Зависимость от экспорта нефти, если мы сравниваем 2010 с 2016 годом, номинально снизилась, но тем не менее, она очень высокая. Сейчас два основных экспортных продукта Казахстана на 75−78% - это нефть сырая и медь рафинированная», — проанализировал ситуацию Рахим Ошакбаев.
Однако, как заверил эксперт, несмотря на снижение активов Нацфонда и рост госдолга, запас прочности для того, чтобы поддерживать текущую модель экономики сохраняется. Хотя по структуре доходы республиканского бюджета «здоровыми налоговыми поступлениями» снижается, а доля трансфертов с Нацфонда повышается, сейчас она составляет 46%.
«Бюджетные расходы пробивают новые рекорды. Мы видим, что в номинале с 2012 года расходы бюджета выросли практически в два раза, на 93%. Последний год рост составил свыше 31%. Рост расходов намного превышает темпы роста ВВП, и в целом говорит нам об одной гипотезе: мы находимся в некой институциональной ловушке, когда наличие большой нефтяной ренты и наличие бенефициаров этой нефтяной ренты в лице, в первую очередь квазигоссектора, частного сектора, который получает субсидии, к сожалению, приобрели сильную институциональную силу», — пояснил Рахим Ошакбаев.
Однако другой вопрос, который занимает эксперта заключается в том, насколько инклюзивно распределение нефтяных доходов идет через государственный и квазигоссектор. Так, по данным Рахима Ошакбаева, за последние 9 лет квазигоссектору было выделено свыше 34 млрд долларов. При этом, обратно пришло всего 1,6 млрд долларов дивидендов.
«Есть еще один эффект связанный с растущей долей квазигоссектора — это формирование денежного рынка. Недавно был презентован блестящий отчет Счетного комитета. К сожалению, он не нашел должного резонанса, должной дискуссии в Казахстане. Тем не менее, мы видим, что на 1 июля 2016 года квазигоссектор имел на счетах и депозитах в банках ликвидности на 5,3 трлн тенге. Получается, каждый год мы накачиваем из бюджета квазигоссектор, он размещает деньги в банковском секторе, банки имеют избыточную ликвидность, которую Нацбанк вынужден стерилизовать посредством выпуска нот, завышая базовую ставку, поскольку справедливо опасается, что этот денежный навес в 5,3 трлн тенге может уйти на валютный рынок. Тем самым ситуация с курсом 380 тенге за доллар может повториться», — пояснил Рахим Ошакбаев.
Таким образом, по мнению экономиста, последние полтора года кредитование практически не растет и правительство вынуждено фискальными стимулами пытаться исправить ситуацию.
Отдельно эксперт остановился на текущих вызовах в сфере занятости. Согласно его исследованию, рынок труда вбирает сейчас 12,8 млн экономически активных граждан. Однако выделяется группа риска из людей с низкими доходами и без постоянного места работы, но в силу методологии не регистрируются как безработные. Эта группа риска оценивается в 1,4 млн человек — 15% населения.
«Мы взяли показатель стран ОЭСР: количество занятых наемных рабочих в целом среди экономически активного населения — это 82%. Казахстанский показатель равен примерно 66%. Поэтому отсюда можно вывести гипотезу, что нам необходимо к 2030 году с учетом наших демографических трендов создать дополнительно полтора миллиона рабочих мест. Однако большой вызов для РК, это наша возрастная пирамида. Мы видим, что Казахстан в силу роста цен на нефть, роста благосостояния, существенно увеличил рождаемость: у нас ежегодно свыше 250 тыс. человек выходят на рынок труда, а при этом в школу идет в первый класс ежегодно 350 тыс. человек, тогда как рождается 400 тыс. Соответственно, мы прогнозируем уже к 2020 году, что в школах увеличится количество детей на 700 тыс. человек, а это плюс 30%. Это создаст большую нагрузку на школьную систему. Если же мы хотим сократить нагрузку на педагогов, то дополнительно потребуется 100 тыс. педагогов. Наша же система сможет выпустить порядка 40 тыс. педагогов, поэтому дефицит, который мы оцениваем составляет порядка 60 тыс. человек», — обрисовал картину Рахим Ошакбаев.
Вместе с тем, эксперт констатировал, что заработная плата в системе образования не привлекательна. По последним данным, среди всех отраслей экономики она самая низкая — в среднем 88 тыс. тенге. Поэтому для того, чтобы сделать эту профессию привлекательной, ничего не остается кроме как увеличивать расходы на образование, повышать зарплату педагогов и выравнивать ее в среднем по региону.
«Наш текущий уровень расходов на образование равен 3,2% к ВВП.& Он значительно отстает от, например, Южной Кореи в период активной индустриализации этой страны и в целом от других стран в период их переходов в группу государств со средним доходом. Наш вывод: мы должны поставить цель и расходовать на образование не менее 5% ВВП.& Параллельно с этим, мы должны решать другую структурную проблему — это большое участие государства в экономике. Нам нужно его сокращать, в том числе путем снижения давления на рынок квазигосструктур и частных компаний с госучастием. В противном случае, попытки реформировать экономику могут оказаться тщетными», — резюмировал Рахим Ошакбаев.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.