Автопром вышел из кризиса и отвоевывает рынок
Казахстанские производители перекрыли 40% спроса, против прошлогодних 8%За январь-апрель 2017 года казахстанский автопром выпустил 4,57 тыс. легковых автомобилей — в 4,7 раза больше, чем в аналогичном периоде годом ранее. Такие данные приводит energyprom.kz.
Основной прирост обеспечила Восточно-Казахстанская область — сразу в 63 раза против показателей 2016 года, до 3,52 тыс. авто (77,1% от РК). Здесь работает группа компаний «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО», выпускающая автомобили марки Škoda, Chevrolet, KIA,
Еще 22,9% выпуска легковых машин обеспечила Костанайская область — 1,05 тыс. авто, +13,6% за год. Здесь работает «СарыаркаАвтоПром» входящий в состав AllurGroup, и производятся автомобили SsangYong, Toyota, Hyunda, JAC.
Национальный производитель AllurGroup совместно с АО «GM Uzbekistan», производителем и экспортером легковых автомобилей Ravon в Узбекистане, приступил к серийному выпуску модели Ravon Nexia R3 на производственной площадке «СарыаркаАвтоПром» в Костанае. Выпуск седана будет осуществляться на существующих мощностях завода. На первоначальном этапе будет осуществляться SKD-производство седана мощностью от 3 тыс. автомобилей в год, с возможностью поэтапного увеличения объемов производства до 7 тыс. Следующим этапом сотрудничества станет возможное расширение линейки производимых автомобилей.
Примечательно, что партнером «AllurGroup» станет китайская государственная компания СМС.& В апреле 2017 состоялись переговоры, и подписано соглашение о вхождении китайской государственной компании СМС в капитал и намерении приобрести 51% простых акций казахстанского автопроизводителя. Напомним, в акционерах компании состоит и Банк развития Казахстана, который имеет 11% акций.
Оптимистичное начало года позволяет спрогнозировать выравнивание показателей отечественного автопрома после двухлетнего провала. Ранее показатели 2015 уступали 2014 сразу на 66,5%, в 2016 сектор просел еще на 32,6%.
Значительный рост производства позитивно отразился на доле рынка отечественного автопрома. Так, по итогам I квартала 2017 года казахстанские компании обеспечили уже 40% спроса, против всего 7,7% в аналогичном периоде годом ранее.
На фоне развития Казавтопрома импорт сократился на 9,8%. При этом внутренний спрос, напротив, показывает растущий интерес покупателей к новым авто — показатели реализации на внутреннем рынке увеличились год-к-году на 87,6%.
Спрос на отечественные машины стимулируется программами господдержки. Так, на 1 июня 2017 года Банк развития Казахстана согласовал 9122 заявки от физических лиц на получение займа в рамках Программы льготного автокредитования на сумму 34,64 млрд тенге. Из них шестью банкам — участниками программы выдано 8883 кредита на общую сумму 33,79 млрд тенге.
Напомним, заемщикам предлагаются 62 модели авто таких брендов, как Kia, Chevrolet, Skoda, Hyundai, SsangYong, Peugeot, Toyota
Условия кредитования физических лиц на покупку легкового автотранспорта отечественного производства, утвержденные Правительством РК:
— номинальная ставка вознаграждения — не более 4% годовых;
— годовая эффективная ставка (включает затраты по страхованию и оформлению в залог автотранспорта) — не более 7,5% годовых;
— срок кредитования — не более 5 лет;
— валюта займа — тенге;
— стоимость одной единицы легкового автотранспорта — не более 9 млн тенге;
— первоначальный взнос — не более 20% от стоимости приобретаемого авто.
По итогам I квартала в РК завезли 4,7 тыс. легковых автомобилей и прочих транспортных средств, предназначенных для перевозки людей, на 92,5 млн долларов. В натуральном выражении отмечено снижение на 11,2%, однако в деньгах, напротив, наблюдается прирост на 40,8%.
Несмотря на то, что основным импортером машин в РК остается Россия (66%), импорт северного соседа по таможенному союзу сократился год-к-году сразу на 24,3% (хотя в стоимостном выражении отмечен прирост на 35,5%).