Оправдает ли «чудо степи» надежды правительства Казахстана?
Первую партию биоэтанола на заводе BIOHIM планируют получить в 2018 годуС помпой презентованный в 2006 году завод BIOHIM, который не проработал и пяти лет, вскоре может быть вновь запущен. По прогнозам Инвестиционного фонда Казахстана (ИФК), завод начнет производить биоэтанол уже в следующем году. Впрочем, риски у предприятия все-таки есть — будет ли востребован весь объем произведенного «чудо-топлива» или нет… Как предполагает эксперт в области промышленной переработки пшеницы Нурлан Даутканов, весь биоэтанол останется в Казахстане. В беседе с корреспондентом «Капитал.kz» он обозначил, какие проблемы необходимо решить для налаживания экспорта биоэтанола на внешние рынки.
«Чудо степи», как называли BIOHIM чиновники, наконец-то должен оправдать надежды правительства Казахстана. Простаивавший с 2010 года завод уже со следующего года начнет выпускать биоэтанол. Об этом «Капитал.kz» сообщили в акимате СКО и ИФК. «Производство глютена, крахмала и кормов для животных заводом BIOHIM намечено на второе полугодие 2017 года, выпуск биоэтанола на 2018 год», — отметили в акимате СКО.
Проектная мощность завода BIOHIM — до 300 тыс. тонн переработки зерна в год. На первом этапе запуска планируется переработать порядка 190 тыс. тонн зерна.
Попытка номер…
Заводу BIOHIM планировалось дать старт несколько раз. И каждый раз почему-то все планы срывались, завод не работает по сей день. Впрочем, вскоре ситуация может сдвинуться с мертвой точки. Как подчеркнули в акимате Северо-Казахстанской области, в настоящее время BIOHIM находится на реконструкции.
«Завершена ревизия оборудования мельничного комплекса, приступили к ремонту мельничного оборудования. На заводе выставлена специализированная охрана. В соответствии с дорожной картой по восстановлению ведутся работы по электроснабжению комплекса. Водоснабжение имеется. Идут мероприятия по ремонту технологических линий. По пуску котельной проводятся мероприятия по восстановлению инженерных сетей и коммуникаций, станции водоподготовки с целью подачи воды в котельную», — сообщили в акимате СКО.
Также в акимате пояснили, что «уже получено технико-коммерческое предложение на поставку недостающих запчастей и проведение пусконаладочных работ от фирмы VAPOR». «Ведется подготовка для эксплуатации внутризаводских трансформаторных подстанций — 15 штук. Вместе с тем идет сбор коммерческих предложений на поставку технологического оборудования, необходимого для запуска производства. Ввод мельничного комплекса запланирован на второе полугодие 2017 года. Предполагаемый объем инвестиций на 2017 год — 4 млрд тенге», — сообщили в акимате СКО.
В инвестиционный портфель Инвестиционного фонда Казахстана проект по реанимированию завода BIOHIM поступил в феврале 2014 года. Фондом была начата процедура по взысканию задолженности в рамках исполнительного производства. «В декабре 2016 года после завершения данной работы была заключена сделка с инвесторами BIOHIM — АО „КМГ-ПМ“ и ТОО „Bioline KZ“. В настоящее время ИФК завершил консолидацию всех производственных активов завода BIOHIM, находящихся на балансе созданной ИФК проектной компании ТОО „Bio Operations“, и заключил договор о реализации с отечественными инвесторами АО „КазМунайГаз — переработка и маркетинг“ и ТОО „Bioline KZ“», — сообщили в ИФК.
К слову, в ИФК также подтвердили информацию, что восстановительные работы на BIOHIM уже начались. «Такие работы стартовали в декабре 2016 года, преимущественно это землеустроительные и ремонтные работы. При содействии акимата СКО обеспечено использование автодороги до завода и железнодорожных путей до станции Тайынша. Инвесторами для проведения работ закуплены необходимый инвентарь и определенное оборудование, принят технический персонал из ранее работавших на предприятии работников. Выставлена специализированная охрана. Завершена ревизия технологических линий и инфраструктуры. Ведутся мероприятия по ремонту технологических линий», — отметили в ИФК.
В фонде также сообщили, что в этом году на BIOHIM ожидается установка европейского оборудования по отделению пшеничной клейковины, очистке крахмала, сушке кормов для животноводства, очистке сточных вод. «В 2017 году также планируется провести работы по усовершенствованию и модернизации технологии производства биоэтанола и подготовка к запуску завода», — отметили в Инвестиционном фонде Казахстана.
Миллионы на ветер
Завод BIOHIM был не дешевым проектом, только Банк развития Казахстана (БРК) вложил в него десятки миллионов долларов. В тогда еще существовавшем фонде «Казына» подчеркивали, что «общая стоимость проекта BIOHIM по производству высокооктановой топливной присадки на основе глубокой переработки зерна пшеницы составляет около $94 млн, из которых кредит БРК — 60,9 млн». Звучали и другие данные по стоимости проекта BIOHIM.& Будучи акимом СКО Таир Мансуров еще до запуска BIOHIM сообщал, что стоимость проекта BIOHIM оценивается в сумму $82,2 млн.
Впрочем, вливания в BIOHIM не ограничатся обозначенными суммами. «ТОО „Bioline KZ“ в настоящий момент вложено в проект около 2 млрд тенге. До конца 2017 года в BIOHIM планируется вложить еще 4 млрд тенге, и это вложения только первого этапа. Планируемый срок окупаемости инвестиций — 12 лет», — сообщили в ИФК.
Одна из основных проблем, почему проект BIOHIM потерпел фиаско, заключается в том, что до ноября 2010 года в Казахстане не было Закона «О государственном регулировании производства и оборота биотоплива». «Приходилось выплачивать в бюджет акцизы как за пищевой спирт. В стране транзита — России — в то время также не было никакого законодательства, регулирующего рынок биотоплива, приходилось депонировать огромные суммы в казначействе. Есть сложности в трансформации традиционного рынка ГСМ.& Еще один нюанс — для того чтобы рынок биотоплива развивался, нужно реконструировать заправочные станции. На этот шаг пошли лишь единицы АЗС», — напоминает Нурлан Даутканов.
Сейчас же, как подчеркивает эксперт, проблемы с законодательством решены. «В рамках Таможенного союза и ЕАЭС принятые нормативы, в том числе по рынку биотоплива, тиражируются на всех участников евразийского союза. Если говорить о лояльности законодательной базы в части налогообложения биотоплива, КНР стимулирует импорт биотоплива, ЕС тоже», — уточняет Нурлан Даутканов.
Ухудшали положение дел в BIOHIM и его долги перед БРК и остальными кредиторами. В результате задолженность завода по заработной плате исчислялась десятками миллионов тенге.
В ИФК пояснили, как обстоят дела у BIOHIM сейчас. «За период реабилитационной работы Инвестиционного фонда Казахстана, начиная с 2014 года долгов по зарплате сотрудникам нет, так как предприятие с 2010 года находится на консервации. Инвесторы в лице АО „КМГ“ и ТОО „Bioline KZ“, которые ведут восстановительные работы с привлечением работников, ранее работавших на предприятии, долгов по заработной плате, так же как и по налоговым выплатам, не имеют», — отметили в фонде.
Кто может проявить интерес?
Даже если предположить, что многие барьеры для успешной деятельности BIOHIM сняты, главный вопрос «кто будет основным потребителем биоэтанола» должен быть тщательно продуман. Ранее с высоких трибун заявлялось, что производимый BIOHIM биоэтанол будет выпускаться для Павлодарского и Шымкентского НПЗ.& В свою очередь в ИФК «Капитал.kz» пояснили, что «планируется, что биоэтанол будет выпускаться для широкого круга потребителей, в том числе и на экспорт». «Но основными потребителями станут отечественные НПЗ», — отметили в фонде.
По предположениям Нурлана Даутканова, весь выпускаемый биоэтанол останется в Казахстане.
«Для экспорта нужны соответствующие цистерны, у BIOHIM были новые цистерны, но соответствующая комиссия ЕС приняла решение применять иной механизм слива этанола. Поэтому новым владельцам надо покупать или арендовать 100−150 цистерн, но лучше сразу компаундировать с бензином и производить биобензины», — подчеркивает эксперт.
Он считает, что в казахстанском биоэтаноле могут быть заинтересованы КНР, Япония, Южная Корея, страны ЕС. «Собственную потребность в биоэтаноле закрывает только Бразилия. В 1975 году там была принята программа, в рамках которой автотранспорт в стране передвигается на спирте или топливе с добавлением биоэтанола. На 80% в биоэтаноле за счет собственных сил закрывают свои потребности США, остальные 20% биоэтанола Штаты импортируют из Бразилии», — резюмирует Нурлан Даутканов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.