Мелкие монополисты на железной дороге душат реальных производителей
В мажилисе возмутились новыми тарифами на приватизированных участкахВладельцы приватизированных железнодорожных участков увеличили проездную плату за услуги в несколько раз. Таким образом, реальные производители вынуждены отдавать десятки миллионов тенге структурам, которые ничего не производят. Об этом на пленарном заседании, обращаясь с запросом в Министерство национальной экономики РК, заявил депутат Азат Перуашев. Его поддержал спикер мажилиса Нурлан Нигматулин, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«При этом товаропроизводитель вынужден платить даже не одному такому вершителю судеб, а нескольким, чьи участки расположены один за другим по пути следования. Например, Алматинский завод мостовых конструкций оплачивает за проход своих вагонов трем различным ТОО в среднем 30 тыс. тенге за каждый вагон от ворот АЗМК до станции Алматы-1. В целом это составляет от 50 до 80 млн тенге в год, которые просто капают кому-то в руки без особых трудов. На том же участке находятся еще 38 предприятий-ветвепользователей. Просто умножьте 50 млн на 38 — это будет доход ветвевладельцев только на одном участке без каких-либо особых затрат», — пояснил Азат Перуашев.
Более того, ветвевладельцы, по словам депутата, постоянно увеличивают плату. Так, с 1 января 2017 года тарифы были увеличены в 8 раз. При этом при обращении в Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции были получены заверения в законности тарифов, так как эта деятельность находится в конкурентной среде.
«Но когда разные участки одного и того же подъездного пути от предприятия до магистрали принадлежат разным хозяевам, то это не конкуренция, потому что ни один такой отрезок вагону объехать невозможно. И эти участки не создают альтернативы выбора. Счет идет на миллиарды, с согласия госорганов изымаемые у настоящих товаропроизводителей в пользу услугодателей, чьи затраты и потребность в инвестициях несопоставимы с затратами и потребностями реального сектора экономики. Президент нам постоянно говорит о привлечении инвестиций — а здесь потенциальные инвестиции уходят на сторону», — констатировал мажилисмен.
Он подчеркнул, что сложившаяся ситуация заставляет задуматься о необходимости пересмотра условий приватизации этих путей, если не будет найдено приемлемого решения проблемы. Азата Перуашева поддержал и спикер мажилиса Нурлан Нигматулин.
«Здесь когда-то нарезали по километру, по полкилометра и отдали в собственность разным субъектам. Теперь, когда разбираемся с подъездными путями, 90% всех таких предприятий, участок составляет не более 1 км, шлагбаум опущен, и нет абсолютно никакого регулирования. Здесь правильно должно сработать антимонопольное ведомство. Потому что развелась масса монополистов, контролирующих участки в один километр, что потом ложится на цену той продукции, которую выпускает то или иное предприятия. Надеюсь, СМИ проконтролируют ответ на этот запрос: важно, чтобы он был полным. Никто, конечно, не будет национализировать эти участки, но регулировать точно будет, ведь на железных дорогах мы регулируем тарификацию, регулируем электроэнергию, а эта область совсем ушла из поля зрения», — прокомментировал запрос депутата Нурлан Нигматулин.