Транзитно-стыковочная стратегия Эйр Астаны приносит дивиденды
Большой астанинский коридорПохоже, что Казахстану действительно удастся реализовать свой транзитный потенциал в сфере авиасообщения. Строительство железных и автодорог у нас оставляет желать лучшего, а вот новые направления авиаперевозок растут как на дрожжах. Только накануне «Эйр Астана» подписала кодшеринговое соглашение с ведущей мировой авиакомпанией «Люфтганза». А с учетом того, что Евросоюз намерен открыть свое небо для казахстанских авиакомпаний, которым позволено будет расширять свою маршрутную сеть, перспективы выглядят еще более радужно.
Мы часто слышим, как «Эйр Астана» презентует свои новые рейсы в ту или иную страну. Когда же речь заходит о таких мировых центрах, как Нью-Йорк, Лондон, Париж и Токио, некоторые задаются резонным вопросом: кто туда летает из Казахстана и насколько рентабельны эти рейсы?
Аналогичный вопрос возникает и по поводу многострадального рейса «Эйр Астаны» в столицу Монголии Улан-Батор. Кому интересно лететь в самую холодную столицу в мире из Астаны, которая в этом звании уступает всего лишь одну позицию Улан-Батору. Казахстанцы не ведут и не пытаются вести там бизнес, не стремятся отдыхать семьями или посещать достопримечательности, овеянные именем Чингисхана. Однако ларчик открывается просто. Монголия прежде всего интересна европейским туристам, которые хотят экзотики и при этом любят экономить на стыковочных рейсах. Вот для них и открывается новый маршрут.
Точно по такой же схеме — из Европы в Азию, или более точно, — из Европы в Китай — открываются практически все новые рейсы из Астаны в крупные китайские города или ведущие мировые столицы. Для того чтобы миллионы китайских туристов, экономя на перелете, пересаживались на прямые рейсы до Парижа или Лондона в Астане или Алматы и точно таким же образом возвращались домой. В свою очередь, толпы европейских бизнесменов и туристов, которым очень интересен Китай, сегодня могут проделывать этот путь с другого конца. Впрочем, речь здесь идет не только о Китае, но обо всех желающих из других стран. Эта транзитная или стыковочная стратегия уже приносит плоды нашей экономике, а тому, кто ее непосредственно осуществляет, — «Эйр Астане» — лавры гегемона отечественного авиарынка.
Глава «Эйр Астаны» Питер Фостер, рассказывая нашему изданию о новых рейсах, заметил, что авиаперевозчик уже объявил об увеличении частот из Астаны в Лондон до пяти в неделю.
«Мы также планируем увеличение рейсов в такие российские города, как Санкт-Петербург и Новосибирск. Мы заново откроем рейсы между Астаной и Киевом. Рассматривается возможность открытия рейсов из Астаны в Тель-Авив, а к рейсу Алматы — Дели планируется добавить рейс в Дели из Астаны. Также мы планируем увеличение частот из Астаны в Сеул, Пекин и Урумчи. Помимо Пекина и Урумчи, мы также готовы открыть рейсы в Чэнду, Сиань и более долгосрочно — в Гуанчжоу и Шанхай», — сказал Фостер.
Говоря о ситуации с Улан-Батором, Питер Фостер пояснил, что здесь существует два нюанса. «Первый — это разрешение на пролет через воздушное пространство России. Именно транссибирский коридор, который должен быть открыт для нас, чтобы осуществлять рейс в столицу Монголии. Второй — это получение прав на коммерческие перевозки и слоты (время, выделенное в аэропорту для рейса авиакомпании — авт.) в аэропорту Улан-Батора. По транссибу переговоры с Российской Федерацией были очень сложными. Но, в принципе, чего наша авиакомпания хотела, мы того и добились. В настоящее время мы ожидаем письменного подтверждения достигнутых договоренностей с российской стороны. И я думаю, что здесь стоит отметить поддержку и содействие, которые нам оказало министерство по инвестициям и развитию. Однако, как я уже сказал, нам еще предстоит получить слоты в аэропорту Улан-Батора. Плюс к этому нам также нужно завершить переговоры по подписанию соглашения о воздушных перевозках с Монголией, что тоже еще не завершено и тоже является не таким уж легким делом», — прояснил нам ситуацию Питер Фостер.
Он отметил, что по подписанию соглашения о воздушных перевозках с Монголией «Эйр Астана» ожидает такую же поддержку от правительства Казахстана, которая была оказана при переговорах с Россией по транссибирскому коридору.
«Мы надеемся, что все эти процессы будут завершены к лету этого года», — заверил Питер Фостер.
При этом, говоря об окупаемости проекта, Питер Фостер не стал размышлять в категориях интересно ли это направление кому-то внутри страны — возможно, когда-нибудь наши граждане и бизнесмены откроют для себя Монголию. Однако главными покупателями билетов на рейс Астана — Улан-Батор могут стать граждане Евросоюза.
«Мы ожидаем большое количество пассажиров из Европы в Монголию, которые полетят через Астану как транзитный пункт. Здесь нельзя не отметить то благоприятное влияние, которое окажет это обстоятельство на развитие Астаны как транзитного хаба», — сказал Питер Фостер.
К слову о хабах. Как уже было сказано, «Эйр Астана» подписала кодшеринговое соглашение с немецкой авиакомпанией «Люфтганза». Соглашение подразумевает совместную коммерческую эксплуатацию авиарейсов и открывает для ведущего авиаперевозчика Казахстана и Германии возможности по стыковке рейсов в разных направлениях. Авиакомпании намереваются более плотно использовать возможности трех авиационных хабов: Франкфурта, Астаны и Алматы.
Так, генеральный директор «Люфтганзы» по России, странам СНГ и Израилю Аксель Хильгерс отметил, что подписание этого соглашения несет очень хорошие новости для обеих компаний: так, количество рейсов увеличится до 14 в неделю — ежедневно будет осуществляться два рейса между Казахстаном и Германией. «Плюс будут последующие стыковки маршрутной сети обеих авиакомпаний. С точки зрения потребителя и пассажира это очень благоприятное развитие. У пассажиров появятся главные стыковки через все три хаба — Астану, Алматы и Франкфурт. Пассажиры «Люфтганзы» смогут накапливать милли на рейсах «Эйр Астаны», — сообщил Аксель Хильгерс.
При этом представитель «Люфтганзы» подчеркнул, что Казахстан является одной из самых быстрорастущих экономик мира и для немецкой авиакомпании очень важно стратегическое присутствие на данном рынке.
«Хотелось бы отметить, что в будущем подписание соглашения по предоставлению специальных тарифов предоставит пассажирам более удобные возможности в плане стыковки с наших рейсов на внутренние — в Актау, Атырау, Павлодар и в соседние страны — в Бишкек, Ташкент и Урумчи», — заявил Аксель Хильгерс.
То есть, как видим, транзитный авиапотенциал Казахстана — это то, что уже удалось реализовать здесь и сейчас — он уже работает, а его творцы пошли гораздо дальше красивых слов о географическом шансе Казахстана, который сам бог велел использовать. Если бы подобных результатов удалось достичь на железной и автодороге, на перевозках морским путем, то прибыль от транзитного коридора формировала бы добрую половину казахстанского ВВП.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.