Что может дать запуск биржи нефтепродуктов в Казахстане?
Плюсы имеются, но есть и несколько «но»В Казахстане газо- и нефтепродукты, произведенные на отечественных заводах, и нефть для внутреннего потребления планируется продавать через электронные площадки. На прошлой неделе об этом сообщил министр энергетики РК Канат Бозумбаев. До конца этого года соответствующим образом изменят законодательство, механизм запустят с 2018 года.
Первым товаром, который будет реализовываться таким способом, станет сжиженный газ, объемы его продажи планируется увеличивать постепенно в течение 2018 года. На следующем этапе — в 2019 году — через электронные площадки планируется продажа нефтепродуктов, произведенных на казахстанских НПЗ, и нефти для внутреннего рынка. Такие планы, как сказал главный нефтяник Казахстана, сейчас министерство активно обсуждает со многими компаниями.
Эксперты прокомментировали центру деловой информации Kapital.kz, какие преимущества и риски имеются в биржевой торговле нефтью и продуктами нефти и газа и, главное, сможет ли это решить один из основных вопросов казахстанского рынка — стабилизирует ли цены на топливо.
Рынки могут активизироваться
Ожидания министерства от запуска биржевой торговли газо- и нефтепродуктами таковы: это сделает процесс распределения топлива прозрачным, сведя при этом к минимуму участие государства. В действующей ныне схеме распределения (речь в выступлении министра шла о сжиженном газе, — прим. ред.) участвуют чиновники министерства энергетики, областных акиматов, руководители газоперерабатывающих заводов.
Говоря о том, какие плюсы запуск электронных торгов газо- и нефтепродуктов принесет Казахстану, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов отмечает, что многое будет зависеть от конкретных условий, на которых будет функционировать данная площадка, от того, что будет предложено продавцам и покупателям, что они смогут делать.
«В самом общем смысле для республики, в которой добыча углеводородов является важным направлением деятельности, создание еще одного канала сбыта является плюсом», — говорит эксперт. По его мнению, запуск электронной торговой площадки может активизировать рынок нефти, газа и их продуктов, создать возможности для их приобретения разными потребителями, не только крупными. Это может помочь в создании различной инфраструктуры данной отрасли и в целом в стране.
«Кроме того, это может привлечь в отрасль различных инвесторов, так как у них появится возможность сбыта добытого без особых хлопот, а также они могут предложить свои услуги большему числу компаний», — считает Дмитрий Баранов.
Только через лаборатории
По мнению главного научного сотрудника Института экономики МОН РК, д.э.н., профессора Олега Егорова, запуск электронной площадки для продажи нефтепродуктов будет иметь несколько позитивных моментов. Прежде всего речь идет о доступности ГСМ. «Можно сказать, что будет относительно простой доступ к тому или иному виду углеводородов, которыми будет торговать эта биржа», — говорит эксперт.
Переход на электронную продажу, по его словам, возможно, решит и вопрос с «подпольно произведенными некачественными нефтепродуктами», и АЗС перестанут торговать сортами бензина, которые не удовлетворяет ни экологическим, ни техническим требованиям. «Ответственность за качество реализуемого продукта должна быть возложена на биржу, сейчас за это отвечают заводы, базы, АЗС.& Должен быть строгий отбор тех нефтепродуктов, которые будут продаваться через эту площадку. Биржа должна иметь сеть лабораторий, чтобы принимать топливо — работа должна быть построена только так, через лаборатории», — считает эксперт.
Цены: кто возьмет контроль на себя?
Канат Бозумбаев, рассказывая о переходе к биржевой торговле газо- и нефтепродуктами, предположил, что положительный эффект будет заключаться в том, что это выведет рынок топлива из тени. Экспортные цены на приведенный им в пример сжиженный газ в России и Средней Азии и цены на внутреннем рынке Казахстана различаются в 5−7 раз. Это приводит к тому, что периодически внутренний рынок лихорадит, вырастает теневой экспорт. «С чем мы сейчас вместе с комитетом госдоходов боремся… Мы считаем, что необходимо провести легализацию рынка сжиженного газа», — сказал глава профильного ведомства.
По мнению Олега Егорова, однозначный ответ на вопрос, решит ли запуск электронной площадки проблему ценообразования, в том числе стабилизирует ли цены, дать сложно. Причина в том, что стоимость бензина, например, не зависит от нефтяных котировок: цены на баррель нефти идут то вверх, то вниз, а цены на топливо в Казахстане растут постоянно.
«Такая картина возможна и на бирже. Пока не будет установлен нормальный экономический инструмент формирования цены, в котором должны учитываться все затраты — на добычу, доставку сырья на завод, производство, доставку нефтепродуктов на базы и далее в розницу», — говорит собеседник.
Он напоминает, что ранее, в советское время, действовал именно такой механизм, отклонение цен от экономических расчетов не допускалось. В первые годы независимости Казахстана антимонопольный комитет также очень четко контролировал цены, любое повышение обосновывалось конкретными расчетами. «Сейчас в этом вопросе беспорядок», — комментирует эксперт.
Дмитрий Баранов считает, что спрос и предложение на электронной площадке, создание нового индикатора может оказать влияние на цены на рынке в целом. Также, отмечает эксперт, биржевой механизм поможет и в развитии конкуренции.
Потечет ли нефть в сторону заводов?
Министр энергетики РК Канат Бозумбаев также говорил о том, что после модернизации нефтеперерабатывающих заводов экономика поставок на НПЗ будет работать лучше, что приведет к улучшению цен на внутреннем рынке. Это позволит, по его словам, привлекать на заводы легкую нефть — с Кашагана, Тенгиза, Карачаганака. «Если давать рыночную цену этим, скажем, операторам, они тоже с удовольствием будут на внутренний рынок поставлять», — сказал министр.
«Нефть Кашагана, Тенгиза будет пользоваться спросом, особенно когда появятся дополнительные объемы после увеличения добычи. Но вопрос: будут ли иностранные компании давать это сырье заводам? Известно, что цены, по которым черное золото поставляется на отечественные НПЗ, ниже мировых. Поэтому возможна некоторая нестыковка интересов», — говорит Олег Егоров.
По его словам, все будет зависеть от того, что будет представлять собой запущенный биржевой механизм — на каких условиях компании смогут поставлять сырье, предоставят ли им преференции или льготы. А владельцы сырья обязательно выдвинут требования, потому что понимают, что поставлять на зарубежные рынки им выгоднее, чем на внутренний.
Риски — в оптовых партиях и сговоре
Поскольку в настоящее время Казахстан не может обеспечить себя на 100% собственными нефтепродуктами, объемы, проходящие через электронную биржу, должны реализовываться на внутреннем рынке, считает Олег Егоров.
«Но надо иметь точные сведения, куда с биржи пойдут большие оптовые партии. Сегодня много говорят о том, что иногда недостаток горючего на внутреннем рынке возникает из-за перетока части топлива на соседние рынки. Поэтому нужно будет контролировать, кто закупает оптовые партии, для какой цели, куда они будут поставляться», — уверен эксперт.
Продолжая тему рисков, Дмитрий Баранов отмечает, что инструмент биржевой торговля нефтепродуктами не должен быть единственным, он должен дополнять существующие методы ценообразования. Кроме того, сам механизм участия в таких торгах должен быть тщательнейшим образом проработан, причем на всех этапах: от поставки товара до окончательного расчета за него.
«Это важно и для того, чтобы он сам успешно работал и был эффективным, и чтобы снизить возможные риски в виде сговора, отказа от поставки или недопоставки, влияния властей, однако совсем обойтись без рисков вряд ли удастся», — считает аналитик «Финам Менеджмент».
Биржевому механизму потребуется время
В России также применяются инструменты биржевой торговли нефть и нефтепродуктами. «В России эти инструменты развиваются недавно, но определенные результаты уже есть. Так, в конце июля прошлого года Министр энергетики РФ Александр Новак говорил, что в первом полугодии 2016 года в два раза увеличились объемы торговли природным газом на бирже, в покупке и продаже газа участвовали свыше 58 предприятий», — говорит Дмитрий Баранов.
Вместе с тем, продолжает спикер, в конце февраля этого года заместитель министра экономического развития РФ Николай Подгузов приводил данные Аналитического центра при Правительстве РФ, согласно которым объем продаж газа на организованных торгах в настоящее время на внутреннем рынке составляет только 2%. Поэтому, по мнению Подгузова, не будет рыночного индикатора в случае либерализации цен на газ.
В конце ноября 2016 года, продолжает собеседник, были начаты торги поставочными фьючерсными контрактами на российскую экспортную нефть Urals на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). В сообщении Министерства энергетики РФ отмечалось, что "…запущен собственный прозрачный биржевой механизм определения цены на российскую нефть. Создание самостоятельного бенчмарка или ценового эталона российской нефти Urals позволит установить определяемую рынком прямую котировку российской нефти без привязки к иным потокам нефти, а также снизит риски ценовых манипуляций".
«Очевидно, что Казахстану потребуется время, чтобы развить эти механизмы и достичь результатов, например, таких же, как в Дубае, где, по словам заместителя министра энергетики РФ Кирилла Молодцова, 80% нефти реализуется через биржу, а местный сорт нефти существенно нарастил свою стоимость после начала торгов», — Дмитрий Баранов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.