Кто обеспечивает казахстанских потребителей сладостями?
Для отечественных производителей 2016 год завершился позитивно2016 год можно смело назвать годом начала возрождения кондитерского рынка Казахстана. «Для крупных отечественных производителей год завершился позитивно. Рост составил 25−30% в натуральном выражении, до 50% - в денежном выражении. Это объясняется хорошей конъюнктурой, сложившейся за счет курсовой разницы между российской и казахстанской валютами. По итогам января уже можно говорить о росте объемов производства от 15% до 25% у разных производителей», — говорит Алихан Талгатбек, вице-президент Ассоциации кондитеров Казахстана. В интервью «Капитал.kz» эксперт рассказал, какие тенденции сложились на кондитерском рынке Казахстана в прошлом году.
Лидеры остаются неизменными
Среди казахстанских производителей драйверами роста являются признанные лидеры кондитерского рынка — «Рахат» и «Баян Сулу». Эти фабрики занимают первые два места среди отечественных и зарубежных продавцов кондитерских изделий на рынке Казахстана.
Безусловным лидером на рынке остается «Рахат». Если посмотреть на отчетность компании за январь-сентябрь 2016 года, то можно увидеть, что выручка превысила показатель за аналогичный период 2015 года на 49%, что соответствует росту в натуральных единицах не менее 18,5% (при соответствии роста средней цены рыночному показателю).
Отметим, что ранее представители «Рахат» комментировали «Капитал.kz», что компания намерена увеличить производство на 20% в 2016 году — до 80 тыс. тонн. На новой производственной площадке в Шымкенте, которую открыли в конце 2015 года, фабрика запустила несколько новых видов продукции — серию вафель, три вида крекеров.
«Баян Сулу» занимает вторую позицию на рынке. Фабрика демонстрирует еще более значительный рост по сравнению с лидером рынка. По итогам девяти месяцев 2016 года ее выручка от продаж увеличилась на 78% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, а рост в натуральных единицах составил 42%. При этом фабрика планирует увеличить производство: в I квартале этого года готовится к запуску новый бисквитный цех с проектной мощностью 9,5 тыс. тонн.
Давление импорта ослабевает
В 2015 году, когда рубль стоил около трех тенге, кондитерский рынок Казахстана ощущал сильное давление российского импорта. В 2016 году ситуация изменилась: доля зарубежной продукции пошла на спад и опустилась с 55% до 40−45%. Это объясняется как курсовыми преимуществами, так и сменой предпочтений казахстанских потребителей в сторону отечественной продукции.
Во всем объеме импорта по-прежнему лидирует российская продукция, она, по оценке Алихана Талгатбека, занимает на рынке примерно 80−85% импорта. Российские производители являются серьезными конкурентами казахстанским кондитерским фабрикам за счет того, что имеют доступ к значительным финансовым ресурсам, достаточно дешевую логистику, льготный таможенный режим и сравнимое качество продукции.
На втором месте в импорте находится продукция украинских кондитеров — доля составляет в общих продажах примерно 10−15%, и она снижается. «Учитывая, что Россия в июне прошлого года запретила транзит любой украинской продукции через свою территорию, украинские производители столкнулись со сложностями при поставках. Сейчас они возят свою продукцию в Казахстан через Азов, Черное море, Грузию, а это означает существенное удорожание транспортировки и плюс увеличение по времени», — объясняет Алихан Талгатбек.
По некоторым оценкам, сейчас продукция украинских производителей стоит вдвое дороже, чем в 2015 году.
Импорт из других стран составляет около 5%. Здесь также наблюдается небольшое падение объемов, но это в основном дорогая продукция, на которую есть своя клиентура (в отличие от того же российского импорта — он массовый, ассортимент схож с тем, что производят отечественные производители).
Экспорт попал в тенденцию
Вместе с сокращением импорта в 2016 году наблюдалась другая тенденция — стал более интенсивным экспорт казахстанской продукции, и этот тренд продолжается и в нынешнем году.
Как рассказывает Алихан Талгатбек, с конца 2015 года казахстанские кондитерские фабрики работают над увеличением экспорта — взаимодействуют с российскими сетями федерального масштаба, их в России примерно пять-шесть. В соседней стране, поясняет спикер, основной объем продаж идет именно через такие сети, в Казахстане же — в основном через базары и магазины категории В, С («у дома»). Но через сети продвигаться сложно: они выставляют свои условия, что затрудняет вход.
«Больше года прошло с начала этой работы, и вот только заключены первые контракты, первая отгрузка была в ноябре прошлого года», — комментирует эксперт.
Помимо этого идет работа с дистрибьюторами. Продукция казахстанских производителей присутствует вот всех приграничных городах России. Сейчас задача — двигаться вглубь, в сторону европейской и восточной части соседней страны.
Цены пошли вверх
Себестоимость продукции производства казахстанских фабрик в тенге выросла, а в долларах снизилась. Если девальвация тенге произошла почти в два раза, то стоимость продуктов поднялась в среднем на 30−40% в течение года. По готовой продукции: крупные игроки немного подняли цены в последние месяцы, в целом по рынку удорожание произошло на 3−5%.
«В кондитерской отрасли 30−40% себестоимости формирует импортная составляющая, которая в долларах осталась прежней, а в тенге подорожала в два раза, из-за этого производители вынуждены были поднять цены. Никто сверхприбыли зарабатывать не собирается, но и в убыток работать никто не хочет», — комментирует Алихан Талгатбек.
Вместе с тем предположить сейчас, что будут показывать «сладкие» ценники к концу года, сложно, это, как отмечает собеседник, «сложно прогнозируемый фактор».