В Казахстане сокращаются расходы на оборону
В то же время увеличивается финансирование правоохранительных органовНа финансирование обороны РК и общественного порядка за 2016 год госбюджет выделил 1 трлн тенге — на 12 млрд больше, чем годом ранее (+1,1%). При этом расходы на оборону сократились на 3%, а на поддержание общественного порядка, напротив, увеличились на 5%. Такие данные приводит ranking.kz.
На оборону и общественный порядок уходит 11% от всех затрат после соцподдержки (21%) и образования (18%). Из них на оборону ежегодно расходуется 41−43%, на поддержку общественного порядка, безопасности, правовой, судебной и уголовной деятельности больше — 57−59%.
В основном данная сфера финансируется из средств республиканского бюджета (РБ). 86% приходится на РБ и 14% на местный бюджет (МБ).
За 2016 год из РБ было выделено 877 млрд тенге — на 4 млрд больше 2015 года. На оборону пришлось 440 млрд тенге (— 4% с 2015 года), а на общественный порядок 453 млрд тенге (+5%).
На 2017 год на оборону запланировано выделить 408 млрд тенге, что сократит расходы еще на 4% и увеличить расходы на общественный порядок до 482 млрд тенге (+6%).
Из местного бюджета поступило 146 млрд тенге — на 8 млрд больше 2015 года. На оборону 15 млрд тенге (+10%), а на общественный порядок 131 млрд тенге (+5%).
*- Так как ГБ = РБ + МБ, рассматривая отдельно РБ и МБ, трансферты из РБ в МБ зачитываются в расходы РБ и эти же трансферты, расходуемые МБ зачитываются в расходы МБ и происходит двойной учет суммы трансфертов. Во избежание этого расходы РБ на нацбезопасность представлены без учета трансфертов
Расходы республиканского бюджета на оборону на 90% состоят из военных нужд (380 млрд тенге в 2016 году) и на 10% из обеспечения работы по чрезвычайным ситуациям (43,5 млрд тенге).
Основная доля расходов в обеспечение общественного порядка приходится на обеспечение безопасности (44%) и на правоохранительную деятельность (28%). Финансирование противодейсвтию уголовной деятельности занимает 8% в расходах, расходы на судебную — 7%.
Сильный рост затрат наблюдается в правоохранительной, судебной и в деятельности по обеспечению законности и правопорядка (+12%). Расходы по обеспечению безопасности личности, общества и государства увеличилась на 3%. Остальные категории расходов сократились на 5−6%.
По количеству расходов на оборону лидирует следующая тройка областей: ЮКО, Акмолинская и Алматинская. Их совокупная доля составила 43% в 2016 году. Следом с небольшим отставанием идут Алматы и Карагандинская область.
В 2016 году в ЮКО было выделено 2,2 млрд тенге (в 2 раза больше предыдущего года), в Аклмолинскую — 2,17 млрд тенге (+12%) и в Алматинскую — 2 млрд тенге, что в 2 раза меньше 2015 года.
По количеству расходов на обеспечение общественного порядка выделяются два региона Алматы и ЮКО (22%), и чуть меньше расходов идет в Астану, Карагандинскую, Алматинскую области и ВКО.& Вместе их совокупная доля составляет 54%.
В Алматы в 2016 году было выделено на эти цели 16 млрд тенге (+13% с 2015 года), в ЮКО — 13 млрд (+8%), в Астану, Карагандинскую, Алматинскую области и ВКО идет в среднем по 10,5 млрд тенге. Расходы Астаны и Алматинской области увеличились на 10% и 4% соответственно, а Карагандинской и ВКО сократились на 1% и на 4% соответственно.
Наибольший рост расходов на оборону и общественный порядок наблюдается в Атырауской области (+32%) — резкое увеличение затрат по обеспечению общественного порядка. В денежном выражение затраты увеличились с 5,8 млрд тенге до 7,6 млрд в 2016 году.
На втором месте стоит ЮКО, где расходы увеличились с 13 млрд до 15 млрд тенге (+16%) из-за увеличения в два раза расходов на оборону.
И на третьем месте Павлодарская область (+16%), однако в денежном эквиваленте расходы региона увеличились лишь на 8,7 млн тенге.