Правительство ужимает расходы
Дефицит республиканского бюджета планируется сократить до 578 млрд тенгеГосударство продолжает уходить в минус — темпы увеличения расходов республиканского бюджета в РК в 2016 году фиксируют рекорд за последние 5 лет. За год объем затрат вырос сразу на 2,1 трлн тенге, или на 31%. В предыдущие годы (2011−2015) расходы республиканского бюджета увеличивались в среднем на 0,5 трлн тенге в год. Такие данные приводит finprom.kz.
Рост затрат в 2016 году значительно обошел скорость притока доходов. Сумма доходов в республиканский бюджет составила 7,7 трлн тенге, или на 1,5 трлн больше, чем было в 2015 году. Прирост поступлений также превышает объем увеличения доходов в предыдущие годы, но он не смог перекрыть более сильный рост расходов.
Ожидается, что дефицит республиканского бюджета в 2016 году сложится на уровне 902,7 млрд тенге.
Правительство надеется снизить давление на профиль государственных финансов в текущем году и довести уровень дефицита республиканского бюджета до 578 млрд тенге.
На этом фоне правительство сократило объем средств, выделяемых по целевым трансфертам из республиканского бюджета в местный. В 2017 году сумма таких трансфертов составит 215 млрд тенге, или на 9% меньше, чем в 2016 году. Также на 15% уменьшены расходы по бюджетным кредитам.
На 2017 год в республиканском бюджете запланировано выделение средств на новую программу жилищного строительства «Нұрлы жер» в объеме 184,6 млрд тенге.
Вместо «Дорожной карты занятости 2020» в 2017 году будет реализовываться новая программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства — на ее финансирование будет выделено 82 млрд тенге. Напомним, что по ДКЗ 2020 в 2016 году затраты бюджета составляли 100 млрд тенге.
В 2017 году на обязательное медицинское страхование выделяется 6,8 млрд тенге бюджетных средств.
С 2017 года правительство предлагает ввести новый Бюджетный кодекс, начать предлагается с разработки проекта республиканского бюджета на 2018−2020 годы.
Предлагается синхронизировать плановый период прогноза социально-экономического развития (ПСЭР) с плановым периодом бюджета (на три года) так как ПСЭР является основным документом при разработке бюджета.
Новый бюджет будет составляться методом начисления. В связи с этим с 2020 года МФ будет разрабатывать прогнозную консолидированную финансовую отчетность по республиканскому бюджету по методу начисления. Консолидированная финансовая отчетность государственного бюджета за 2017 финансовый год составляться не будет.
Будет предусмотрено новое определение ненефтяного дефицита и консолидированного бюджета.
Ненефтяной дефицит (профицит) будет исключать все доходы, поступающие от нефтяного сектора включая трансферты из НФ и вывозную таможенную пошлину на сырую нефть.
Будет дано новое определение консолидированного бюджета, включающего также поступления и расходы Государственного фонда социального страхования и Фонда социального медицинского страхования, который начал функционировать с 1 января 2017 года.
С целью повышения эффективности государственных инвестиционных проектов планируется законодательно закрепить элементы проектного менеджмента с расписанными пошаговыми инструкциями до полной реализации бюджетных инвестиционных проектов.
Напомним, что в 2014 году для финансирования дефицита республиканского бюджета правительству РК пришлось прибегнуть к внешним заимствованиям. В результате размещения 10-летних и 30-летних суверенных евронот Казахстан привлек 2,5 млрд долларов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.