Единую энергетическую стратегию предложили принять в Казахстане
Концепция должна четко разделить рынки угля, газа, нефтепродуктов и возобновляемые источники энергииКазахстану нужна единая энергетическая стратегия. Документ необходим, для того чтобы избежать недоразумений, которые произошли, например, с поставками угля, когда из-за нехватки вагонов и несвоевременной разгрузки срывались контракты. Об этом в ходе заседания правительства заявил исполнительный директор Республиканской ассоциации горно-добывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Николай Радостовец заявил, что в стране возникли «нюансы», связанные с деятельностью ряда компаний. Дело в том, что в ноябре и декабре 2016 года казахстанские угольные компании, в частности «Арселор», «Богатырь», «Казахмыс» и «Шубаркуль», не были обеспечены вагонами. Нехватка составляла порядка 30%.
«То есть они не смогли выполнить принятые обязательства. Одна из причин — нехватка вагонов, и то, что происходит сейчас, требует особого внимания, выстраивания новых моделей развития транспортных перевозок. Дело в том, что основная причина — это выбытие вагонного парка в Россию, и теперь, действительно, мы очень хотели бы на всю страну сказать, что в стране угля хватает, дефицита угля нет, и пусть население и посредники это знают. Дело в вагонах. Сейчас в январе ситуация существенно улучшилась, и я думаю, что взаимодействие министерств, КТЖ, крупных грузоотправителей привело к тому, что практически полностью идет обеспечение всех регионов углем. Но тем не менее стратегически проблема остается», — сообщил Николай Радостовец.
Он констатировал, что в Казахстане порядка 300 собственников вагонов, многие из них имеют по два-три вагона. Поэтому нужно упорядочить взаимодействие этих собственников между собой и посмотреть, сколько вообще нужно закупить вагонов.
«Потому что все-таки коэффициент использования подвижного состава в стране снижается, и мы очень бы просили при МИР РК создать такую рабочую группу, которая бы оптимизировала перевозочный процесс, приняла ряд мер по совершенствованию правил перевозок, которые существенно устарели. Мы очень хотели бы — все грузоотправители, участники рынка, иметь уже в феврале новые правила перевозок, где бы серьезно повысились роль и ответственность каждого участника. Мы честно говорим, что одна из причин недопоставки угля, помимо нехватки вагонов, — это проблемы, связанные с тем, что происходила несвоевременная погрузка и разгрузка. Поэтому требования должны быть ужесточены: мы готовы на площадке НПП „Атамекен“ вместе с национальным оператором „КТЖ“ представить вариант развития для Минэнерго уже в конце этого месяца», — предложил Николай Радостовец.
По его словам, надо принять Единую энергетическую стратегию, где бы четко прописали, какая доля угля будет сжигаться, а какая должна перерабатываться. А главное, как это будет увязано с возобновляемыми источниками, газом, переработкой и сжиганием нефтепродуктов.
«Нам такая стратегия нужна для выработки долгосрочных планов. Одна из причин, что мы несвоевременно сейчас подаем вагоны и грузим, заключается в том, что у нас, если честно сказать, у крупных и средних компаний нет долгосрочных контрактов по углю. Мы на площадке КТЖ выстраивали модель, при которой очень хотели бы уже в феврале иметь долгосрочные контракты у всех компаний, и здесь нужна помощь курирующего министерства», — пояснил свою позицию Николай Радостовец.
Кроме того, он убежден, что нужно поддерживать экспортные контракты.
«У нас появился контракт роста поставки Шубаркульского угля с 1 млн тонн в прошлом году до 4 млн тонн в нынешнем. И здесь КТЖ, следует сказать, достаточно плодотворно поработала с компанией ERG: выстроен и четко соблюдается график подачи вагонов. Но такие экспортные контракты — это новые подходы в развитии угольной отрасли. Это возможности при сокращении продаж в Россию найти рынки сбыта в Европе и Азии, и мы такие рынки видим. Поэтому по „зеленым коридорам“, где будут низкие транспортные тарифы, нужно очень серьезно поработать. Потому что Россия сейчас намерена повысить плату для перевозчиков, которые будут двигаться на дальние расстояния, а нам сейчас как раз нужны дальние расстояния. Мы думаем, что если нам приложить все усилия, то мы сможем не только поддержать угольную отрасль, но и развить ее. Тем более что есть очень большие перспективы с переработкой угля на месте», — подчеркнул Николай Радостовец.
Он напомнил, что 10 марта в столице Кыргызстана городе Бишкеке пройдет межправительственный совет ЕАЭС.& Поэтому он попросил, чтобы казахстанский представитель при Евразийской комиссии внес свое заключение о том, что российская сторона не соблюдает договоренности.
«Мы очень просили бы занять достаточно жесткую позицию по введению российской стороной правил недискриминационного доступа наших грузов. Это касается не только угля, но и зерна. Но по углю экспортные контракты могли бы получить новый импульс, если бы эти правила были введены в ближайшие месяцы», — попросил Николай Радостовец.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.