Авиаперевозчики готовят обращение против повышения тарифов аэропортов

Повышение цен на некоторые услуги может негативно повлиять на всю отрасль

С начала года выросли цены на услуги некоторых аэропортов Казахстана в среднем на 66%. Аэропорт Тараза направил запрос на повышение услуги «взлет-посадка» на 350%. Отметим, что тарифы на эти услуги устанавливает государство. Такие действия аэропортов могут привести к увеличению стоимости авиабилетов у всех местных и иностранных авиаперевозчиков, пишет корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Аэропорт Тараза обосновал столь резкое повышение цен необходимостью закупа специальной техники, ростом цен на материалы, ГСМ, ремонтом оборудования и увеличением штата службы безопасности. Также тарифы на регулируемые государством услуги увеличивают аэропорты Павлодара, Актобе, Шымкента, Усть-Каменогорска, Атырау. По отношению к предыдущим годам средний рост стоимости услуг составляет 66%. По нерегулируемым государством услугам среднее повышение по регионам — 40%, а в аэропорту Алматы — 57%, согласно информации авиакомпании Air Astana.

«Региональные аэропорты с 3−4 рейсами в день не могут быть прибыльными. А для поддержания соответствующего уровня безопасности и качества услуг в аэропортах требуются финансовые затраты. Другое дело, какую роль играет государство в этом вопросе. Соответственно, требуются механизмы, которые позволят регулировать ценообразование и финансовое состояние аэропортов. Самый простой способ — поднять тарифы для перевозчиков, но как долго этот процесс будет продолжаться?» — комментирует Александр Небога, вице-президент по наземному обслуживанию Air Astana.

В отсутствие мер госрегулирования назрел конфликт между авиалиниями и аэропортами Казахстана. «Компромисс необходим. Но необходим не на конкретный момент или на 1 год, это должен быть четкий и простой механизм взаимодействия, понятный всем сторонам. Всех перевозчиков в той или иной мере беспокоит повышение тарифов. Мы ведем работу с государственными органами, негосударственными органами, в частности IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта. — Ред.) по внедрению соответствующих механизмов. Совместно с комитетом перевозчиков в аэропорту Алматы мы обсуждаем данный вопрос и будем готовить совместное обращение», — заявил Александр Небога.

В настоящий момент Air Astana не рассматривает вопрос об увеличении стоимости авиабилетов. Но при принятии повышенных тарифов в городах Казахстана расходы компании в среднем увеличатся почти на 400 млн тенге. Расходы и позиция прочих авиаперевозчиков пока неизвестны. Но в дальнейшем повышение цен для авиалиний означает возможное повышение цен и на билеты для пассажиров. Возникают опасения, что такое повышение тарифов повлияет на авиационную отрасль и туризм, а Казахстан может вернуться в 1990-е, когда перелеты по стране были недоступны для большинства граждан. «Уже сейчас несколько перевозчиков ушли с рынка РК.& Это связано с различными факторами. Но экономическая целесообразность выполнять полеты в тот или иной регион играет основную роль. Конечно, повышение тарифов имеет значение в данном вопросе. Необходимо изучить опыт стран, где ситуация очень похожа на нашу. Скажем, Австралия или Канада, где большие расстояния между городами и необходимо иметь аэропорты для связи центра с регионами. Имея на руках опыт других стран и владея информацией, мы можем не изобретать велосипед, а внедрять лучшие практики, адаптированные к нашему региону», — считает Александр Небога.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤