Турция готова поставлять в Казахстан 100 тысяч тонн цитрусовых
Производители фруктов намерены увеличить свое присутствие на нашем рынкеНа сегодняшний день Турция занимает девятое место в мире по производству цитрусовых, это 2,7% от общемирового объема. При этом четверть выращенных в стране фруктов поставляется за рубеж — в среднем на 1 млрд долларов в год. Продуктом-лидером в этом списке являются мандарины — 36%, примерно столько же — 35% - приходится на лимоны, третье место в общем объеме экспорта занимают апельсины — 20%, на долю грейпфрутов приходится 9%.
На рынке Казахстана Турция занимает третье место по экспорту цитрусовых, при этом больше всего к нам привозит лимонов и грейпфрутов. В поставках апельсинов и мандаринов страна пока уступает другим игрокам, прежде всего Китаю. «Это связано с логистикой», — поясняет глава совета директоров Восточно-Черноморской Ассоциации Экспортеров, член совета директоров Группы по продвижению Турецких Цитрусовых (NTG) Ахмет Хамди Гурдоган.
Он посетил Алматы вместе с представителями Группы экспортеров цитрусовых, которая занимается продвижением турецких цитрусовых на международных рынках. В интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz спикер рассказал о том, как турецкие поставщики намерены увеличивать экспорт цитрусовых в Казахстан и что нужно для того, чтобы страна могла поставлять к нам больше апельсинов и мандаринов.
— Когда была создана Группа продвижения цитрусовых? Это частная или государственная структура?
— Группа была создана при участии Министерства экономики Турции в 2007 году. В целом в Ассоциацию экспортеров, действующую при министерстве, входят разные подразделения, знакомящие потребителей с качеством и характеристиками турецкого товара. Группа продвижения цитрусовых — одно из них.
— Когда группа начала работать в Казахстане?
— Мы начали свою деятельность в Казахстане как группа турецких экспортеров около двух месяцев назад. В Алматы приехали для ознакомления казахстанских потребителей с турецким товаром. Мы хотели бы, чтобы турецкий товар занимал большую, чем сейчас, долю на рынке республики.
Казахстан мы рассматриваем как большой логистический центр, через который можно было бы поставлять товары не только в Среднюю Азию, но и в граничащие регионы. Казахстанский потребитель ценит турецкий товар, знает его качество, отдает ему предпочтение. Поэтому мы хотели бы увеличивать свои поставки, используя логистическую инфраструктуру, может быть, создавая какие-то складские помещения.
— То есть у турецкой стороны есть готовность строить склады в Казахстане? О каких суммах вложений и сроках строительства может идти речь?
— В этом вопросе следует говорить прежде всего о шагах со стороны государства. На сегодняшний момент транспортная инфраструктура Казахстана — железные дороги и морской транспорт на Каспии — на наш взгляд, используется недостаточно эффективно. Китайцы построили скоростную железную дорогу до границы Турции, и она не используется. Все поставки морским транспортом осуществляются через Баку, и товар там ждет своей погрузки на суда около 10 дней.
Примерно 3 тыс. тонн турецкого товара поставляется в Казахстан напрямую из Турции. Но примерно в два раза больше — через Россию, через порт в Новороссийске. Вы же понимаете, что чем больше посредников, тем больше стоимостью товара. Этот путь и сроки поставок увеличивает. Тогда как непосредственно из самой Турции можно было бы поставлять цитрусовые на более выгодных условиях.
Что касается финансовых вложений, мы развиваем экономические отношения с разными странами путем создания торговых центров — бизнес-инкубаторов. Мы готовы создать такой бизнес-инкубатор для казахстанско-турецких отношений в Алматы, поскольку, как говорилось, мы видим Казахстан логистическим центром, через который можно было бы поставлять товары в близлежащие регионы. Размеры такого центра и объем инвестиций нужно будет определять на основании потребности, в настоящий момент точно сказать нельзя.
— Что подразумевает такой центр?
— Подобные бизнес-инкубаторы торговли созданы по всему миру, например, в Дубае, США.& Создается инфраструктура для бизнеса, с необходимыми складами, офисами, шоу-румами, где можно было бы представить свой товар. Продажи осуществляются напрямую через подобные торговые центры.
— С чем связано столь повышенное внимание к цитрусам в Турции?
— В последнее время в аграрном секторе Турции произошли достаточно большие изменения. Мы доверяем своей цитрусовой продукции, ее качеству, ее вкусовым свойствам. И хотели бы продвигать ее на международные рынки, в связи с этим начата эта работа, с этим связан наш визит в Алматы.
— Вы как экспортеры получаете поддержку от государства?
— Конечно, государство поддерживает подобные начинания, и сюда мы приехали с господдержкой.
В последнее время стратегия развития Турции переместилась на развитие экспорта, поэтому каждый сектор — экспорт различных турецких товаров — получает от государства определенную поддержку. Это и финансовая помощь, и создание особых экономических условий.
— Какое место в турецком экспорте занимают цитрусовые?
— Доля цитрусовых в экспорте турецкого товара составляет 5%. Мы постоянно стараемся увеличить этот процент.
— Производство цитрусовых в Турции — как устроен этот бизнес?
— Цитрусовые выращиваются по большей части мелкими хозяйствами, но есть и крупные производители. При этом все это частные компании, не государственные.
Участие государства в производстве цитрусовых осуществляется через контроль. Надо обратить внимание на то, что в Турции имеются очень хорошие условия для произрастания цитрусовых — солнце, вода. Задача же государства — контроль над использованием химических веществ, чтобы производилась экологически чистая продукция. И поскольку в последнее время новые технологии позволяют собирать гораздо больше урожая, мы бы хотели поделиться этими полезными фруктами с братскими странами.
— Сколько цитрусовых сейчас производится в Турции?
— За последнее время производство цитрусовых в Турции возросло и сейчас составляет 3,5 млн тонн в год. Эта цифра постоянно увеличивается, поскольку изменяется сезонность сбора урожая, изменяются виды самих цитрусовых. Если раньше сбор урожая можно было осуществлять только четыре-пять месяцев, то сейчас благодаря новым видам цитрусовых, период расширился до восьми месяцев. Есть фрукты, которые созревают раньше, есть те, которые поспевают позже; цитрусовые — это те редкие фрукты, которые можно собирать даже в зимний период. За счет этого увеличивается и потенциал экспорта.
— Из 3,5 млн тонн сколько экспортируется?
— Приблизительно четверть всех производимых цитрусовых идет на экспорт. Основной потребитель — Россия, на втором месте — Европейский Союз, потребителями также являются такие страны, как Иран и Сирия. При этом из всего объема экспорта 40% поставляется в Россию.
— Сколько вы готовы поставлять в Казахстан?
— Сегодня говорить о конкретных цифрах было бы несколько предусмотрительно, поскольку поставки будут зависеть от хорошо развитой логистической инфраструктуры. Но в долгосрочной перспективе мы готовы поставлять в Казахстан около 100 тыс. тонн. Это, безусловно, потребует времени, поскольку на казахстанском рынке сейчас присутствуют такие страны, поставляющие цитрусовые, как Китай и Пакистан. Это наши основные конкуренты в настоящее время.
Прежде всего, нужно, чтобы потребитель оценил качество нашего товара. Кроме того, улучшение инфраструктуры, как мы уже говорили, обеспечит прямые поставки, что снизит цены. Казахстан поставляет в Турцию очень большое количество зерна по железной дороге, назад в Казахстан эти вагоны можно возвращать с другими продуктами, в том числе и с цитрусовыми. Это, естественно, скажется на стоимости и увеличении продаж.
— Если говорить о потребительских предпочтениях, в России потребляют больше турецких мандаринов и апельсинов, в Казахстане — лимонов и грейпфрутов. С чем это связано?
— Дело опять-таки в логистике, она определяет выбор видов фруктов для поставок. У лимонов и грейпфрутов более длительный срок хранения, а поскольку продукция доставляется в Казахстан через Москву, именно лимоны и грейпфруты лучше отправлять на рынок Казахстана. Когда поставки будут осуществляться напрямую, то можно будет расширить ассортимент цитрусовых, включить те же мандарин. На сегодняшний день на казахстанском рынке турецких мандаринов вообще нет, что опять же связано с их сроком годности и длительностью доставки.
— В какие регионы Казахстана вы планируете поставлять продукцию?
— Этот вопрос опять-таки возвращается к логистике. Если развивать морскую и железнодорожную транспортную инфраструктуру, то, поскольку Атырау и Актау находятся ближе всех к Каспийскому морю, поставки, вероятно, будут осуществляться через эти города.
Но, подчеркну, мы не рассматриваем Казахстан отдельно по областям, мы не собираемся поставлять только на юг или север. Для нас Казахстан — это единый рынок сбыта. Но логистику действительно проще будет осуществлять через порты Каспийского моря и железнодорожные пути Шелкового пути, построенные Китаем. И также использовать открывшийся пропускной пункт между Россией и Грузией — Верхний Ларс.
— Будут ли меняться объемы поставок в связи с сезонностью?
— Количество собранной продукции меняется от сезона. Но в Турции есть много других продуктов, которые по качеству не уступают цитрусовым. То есть необязательно прерывать поставки, можно дополнить ассортимент другими продуктами.
Как я уже говорил, сейчас в Турции цитрусовые собирают восемь месяцев, это достаточно большой срок.
В заключение хочу сказать, что сейчас, когда речь идет о поставках турецких товаров, в том числе цитрусовых, в Казахстан, мы пытаемся правой рукой дотянуться до левого уха, вместе того, чтобы делать простые движения. Это нелогично и неэргономично. В то время как простые и понятные решения, в данном случае связанные с поставками турецкой продукции в Казахстан, пойдут на пользу обеим странам и способствуют развитию экономических отношений наших стран.
Подробно о группе по продвижению турецких цитрусовых http://ru.turkishcitrus.com
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.