Почему дорожает бензин?

АИ-92 пробует отметку 138 тенге за литр

Бензин марки АИ-92 пробует отметку 138 тенге за литр. Такой ценник обнаружен редакцией «Капитал.kz» на одной из заправочных станций Алматы, причем установлен он был несколько дней назад.

Не так давно литр топлива ходовой марки стоил в среднем 125 тенге за литр. Затем произошло повышение. На официальных сайтах крупнейших игроков розничного рынка топлива мы нашли такую информацию. По состоянию на 18.00 среды, 2 ноября, на сайте Helios обозначено, что АИ-92 и дизтопливо на АЗС этой сети стоят 129 тенге за литр. Sinooil, согласно данным своего сайта, продает литр 92-го по 129 тенге, дизтоплива — по 128 тенге. Сайт RoyalPetrol демонстрирует ценник на АИ-92: 132 тенге за литр, информация о стоимости дизельного топлива отсутствует. На заправках «КазМунайГаза» оба вида топлива стоят 128 тенге, о чем свидетельствуют данные сайта. Отметим, что КМГ повысил цены со 125 тенге до 128 тенге за литр с 27 октября.

Министр называет причины

Вовторник, 1 ноября, на пресс-конференции по итогам заседания правительства министр энергетики РК Канат Бозумбаевназвал причины повышения стоимости АИ-92 в некоторых регионах страны.

Во-первых, на Шымкентском НПЗ идет капитальный ремонт, по плану завод должны запустить 12 ноября. «Капитальный ремонт проводится в рамках модернизации, будет введено в эксплуатацию новое оборудование. После запуска завода будет производиться больше бензина марки АИ-92, думаю, что это повлияет на его цену», — сказал глава ведомства.

Вторая названная им причина — ремонтные работы на Павлодарском НХЗ, где три недели назад было выявлено технологическое нарушение. Работа завода будет восстановлена в течение двух-трех дней, пояснил министр, однако из-за этого выход светлых нефтепродуктов на ПНХЗ сократился на 4−5%, соответственно, уменьшились поставки на внутренний рынок. В итоге более дорогой российский АИ-92 потеснил более дешевый казахстанский бензин. «Любой трейдер, который миксует цену, начинает ее повышать», — пояснил Канат Бозумбаев.

Дефицит, запреты, рубль

«Причины, перечисленные министром, на самом деле способствовали подорожанию ГСМ», — комментирует Жарас Ахметов, директор компании OilGasProject.

Вместе с тем, по его словам, есть фундаментальная причина сложившейся ситуации с розничными ценами на топливо, это «слаборазвитая конкурентная среда с сильным государственным влиянием».

На развитие отрасли, по мнению эксперта, отрицательно влияют следующие факторы. Во-первых, государство влияет на ценообразование. «Год назад объявили о переходе к рыночному ценообразованию, но, судя по поведению цен, государство сохранило свое влияние», — говорит собеседник. Во-вторых, существует система запретов на экспорт отдельных видов ГСМ."Все это снижает привлекательность отрасли для инвесторов и тормозит ее развитие", — поясняет Жарас Ахметов.

Экономист Галим Хусаинов считает, что АИ-92 дорожает по двум причинам. Первая: дефицит топлива на рынке Казахстана из-за остановки работы заводов и дефицита сырья в стране для поставок на внутренний рынок. Вторая: рост курса рубля по отношению к тенге, что увеличивает стоимость российских ГСМ в тенговом эквиваленте.

Рост цен стал «всегодичным»

«Регулирование отменили, и сейчас заправочные станции могут повышать стоимость топлива до какой угодно цены — никто им ничего не скажет», — продолжает тему Сергей Смирнов, эксперт в нефтегазовой сфере.

Причины повышения, по его мнению, все те же самые: дефицит собственных производственных мощностей и зависимость от российского топливного рынка. Из соседней страны сейчас к нам завозится около 1 млн тонн бензина и 400−500 тыс. тонн дизельного топлива. «Цены в России выше, чем у нас, там другая структура ценообразования: если у нас налоговая составляющая около 15%, то там — около 60%. Естественно, импортный завоз диктует цену на нашем внутреннем рынке», — говорит эксперт.

По его словам, играет роль и то, что государство отказалось от регулирования розничных цен на этот вид топлива. «Если раньше, при регулировании, были сезонные скачки из-за весенних полевых и осенних уборочных работ, то сейчас рост цен „всегодичен“. И пока будет сохраняться зависимость топливного рынка от России вместе с ценовой разницей, цены на нашем рынке всегда будут ползти вслед за российскими», — уверен Сергей Смирнов. И этот вопрос, по его мнению, опять-таки упирается в незавершенную модернизацию отечественных НПЗ, причем, даже когда этот процесс будет завершен, нужно будет решать другой вопрос — как обеспечить мощности сырьем.

Дизтопливо оказало влияние

Возможно ли, что АИ-92 стал дорожать вслед за дизельным топливом? Сейчас цены на солярку идут вровень с ценами на ходовую марку бензина, тогда как в период государственного регулирования между ними зачастую устанавливался ощутимый зазор. Напомним, как выглядели предельные цены в паре «АИ-92 — ДТ»: 128 — 115 тенге в августе 2014 года; 115 — 107 тенге и 109−107 тенге — в декабре 2014-го; 99 — 99 — в феврале 2015-го; 108 — 99 — в мае 2015-го. Государство перестало регулировать ценообразование АИ-92 с сентября 2015 года, дизельного топлива — с августа 2016-го.

«Понятно, что цены на АИ-92 и дизельное топливо будут друг за другом тянуться. Производство дизельного топлива обходится дешевле производства высокооктанового бензина, поэтому когда цены на ДТ поднялись, начали расти цены и на бензин. Тем более, как я уже говорил, ценообразование у нас и в России разнится», — говорит Сергей Смирнов.

«Дизельное топливо дорожает по тем же причинам, по каким растут цены на АИ-92, но в конце октября стоимость дизтоплива также увеличилась из-за существенного повышения акциза на него — на 7,3 тенге на 1 литр. С 1 ноября акциз должен уменьшиться и до 1 апреля следующего года будет на низком уровне», — продолжает Галим Хусаинов.

Напомним: акцизы на летнее дизельное топливо увеличены с 540 тенге до 9300 тенге за тонну для оптовых поставщиков. Причем речь идет о летнем дизтопливе, период его поставок начинается в апреле и заканчивается в октябре.

По поводу этого вида ГСМ министр энергетики сказал, что сейчас наблюдается снижение его стоимости. «В частности, будет снижена цена на летнее дизельное топливо, в связи с тем, что сейчас на него падает спрос. Так как зимнее дизельное топливо в нашей стране не производится, а привозится из России, мы не можем регулировать его цену», — отметил Канат Бозумбаев.

Наше будущее — туман

Эксперты поделились своим мнением, что ожидает цены на АИ-92 — будут ли они расти или, возможно, согласно позиции профильного ведомства, они все же снизятся.

Так, Жарас Ахметов считает, что, скорее всего, стоимость бензина будет повышаться и дальше, едва ли можно ожидать снижения, однако назвать конкретную цифру невозможно.

Галим Хусаинов отмечает, что после того, как НПЗ вернутся к нормальному режиму работы после ремонта, коррекция стоимости ГСМ вполне реальна, но это будет небольшая величина.

Сергей Смирнов считает, что прогнозировать стоимость АИ-92 сложно. Так же, как сложно прогнозировать, сколько будет стоить баррель нефти через месяц — никто не может назвать точную цифру. «Официально заявляется, что у нас в цене бензина заложено 50% сырья. Но практика показывает, что цены на сырую нефть слабо отражаются на стоимости топлива. Стоимость барреля падает — цены на бензин в лучшем случае остаются на прежнем уровне, в худшем — растут», — говорит спикер.

Он объясняет, что это связано с тем, что казахстанские НПЗ работают по давальческому принципу: владельцем нефти и нефтепродуктов является поставщик сырья, и он, теряя доходы на падении цен на нефть, пытается их возместить, повышая цены на нефтепродукты. «Это сейчас и происходит», — подводит итог эксперт.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤