Fitch подтвердило рейтинг Казахстана на уровне «BBB»

По мнению аналитиков, экономика РК постепенно адаптируется к шоку, который был связан со снижением цен на нефть

Международное рейтинговое агентство Fitch подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в иностранной и национальной валютах для Казахстана на уровне «BBB», прогноз — стабильный.

Экономика страны постепенно адаптируется к значительному шоку, который был связан со снижением цен на нефть, считают аналитики агентства. Экономический рост возобновляется и составит в 2016—2018 гг. в среднем 1,9%, пишет Интерфакс-Казахстан.

Рейтинги приоритетных необеспеченных облигаций страны в иностранной валюте подтверждены на уровне «BBB». Рейтинг странового потолка подтвержден на уровне «BBB+», а краткосрочные РДЭ в иностранной и национальной валюте — на уровне «F2».

Как отмечает Fitch, более гибкий обменный курс подкрепляет корректировку платежного баланса, и официальные (золотовалютные. — ИФ-К) резервы повысились на 3,5 млрд долларов за 9 месяцев 2016 года, до 31,4 млрд долларов. По прогнозам, дефицит счета текущих операций сократится до 2,3% ВВП в 2016 году с 3,2% в 2015 году и будет полностью финансироваться за счет притока чистых прямых иностранных инвестиций. Растущие цены на нефть и металлы согласно ожиданиям вернут небольшой профицит счета текущих операций в 2017 году. Увеличение чистых иностранных активов государства (по прогнозам 62% ВВП в конце 2016 года) и сокращение левериджа в банковском секторе будут компенсировать рост чистого внешнего долга небанковского частного сектора, вызванный финансированием энергетических проектов. Это, в свою очередь, снизит чистый внешний долг до прогнозируемого уровня в 13,7% ВВП в конце 2018 года в сравнении с прогнозируемыми 20% в конце 2016 года.

Более низкие расходы приведут к уменьшению общего государственного дефицита по определению МВФ (которое включает забалансовые расходы) до прогнозных 4,7% ВВП с 6,9% в 2015 году, что было самым высоким значением за 16 лет. Кроме того, прогнозируется сокращение дефицита бюджета республики до 2% ВВП в 2016 году с 2,2% в 2015 году. В сентябре бюджет был пересмотрен, и расходы повышены, чтобы использовать более высокие, чем планировалось, доходы за счет более высоких, чем закладывалось, цен на нефть и улучшения собираемости ненефтяных доходов.

Новый бюджетный план на 2017−2019 годы (основанный на цене в 35 долларов за баррель на нефть, экспортируемую Казахстаном) исходит из постепенного сокращения дефицита бюджета республики до 1% ВВП к 2019 году при условии сохранения роста расходов ниже номинального роста ВВП и прекращения бюджетного стимулирования. Новых мер по повышению доходов не предлагается, и вместо этого правительство планирует улучшить налоговое администрирование и скорректировать налоговые льготы. Fitch ожидает сокращения дефицита общегосударственного бюджета до 2,4% ВВП к 2018 году, исходя из допущений агентства о более высокой цене на нефть (цена на нефть Brent в среднем на уровне 42 доллара за баррель в 2016 году, 45 долларов в 2017 и 55 долларов в 2018 году).

Государственные сбережения находятся на высоком уровне, и активы Национального фонда Казахстана, резервного бюджетного фонда, составляли 64,4 млрд долларов (49% от ВВП, прогнозируемого Fitch на 2016 год) в конце сентября. Агентство прогнозирует небольшое расходование средств Нацфонда в течение прогнозного периода до конца 2018 года для финансирования дефицита. Общегосударственный долг прогнозируется на уровне 19,6% в конце 2016 года. Fitch ожидает снижение этого показателя до 15,9% в конце 2018 года ввиду высокого роста номинального ВВП и повышения обменного курса (около 45% долга номинировано в иностранной валюте).

Банковская система является неблагоприятным рейтинговым фактором с индикатором банковской системы Fitch на уровне «b». Неработающие кредиты были стабильными в течение этого года и составляли 7,9% всех кредитов на конец сентября. Однако имеются существенные объемы слабо зарезервированных реструктурированных/стрессовых кредитов на балансах большинства банков. Риски дальнейшего ухудшения качества активов связаны с валютными кредитами, которые в настоящее время классифицируются как работающие и которые в основном были предоставлены заемщикам, не имеющим валютных доходов. Государственные взносы капитала в сектор возможны, но вряд ли будут крупными относительно способности суверенного эмитента поддерживать этой сектор.

Экономический рост немного увеличится по сравнению с 0,4% за первые три квартала 2016 года к аналогичному периоду предыдущего года. Более низкие реальные доходы, более жесткие условия кредитования, слабая внешняя конъюнктура, снижение добычи нефти и корректировка к внешнему шоку негативно сказались на росте, и государственные капиталовложения и сельскохозяйственное производство обеспечивали основную положительную динамику. По прогнозам, темпы роста повысятся до 2% в 2017 году по мере наращивания добычи на Кашаганском нефтяном месторождении, ввода в эксплуатацию новых добывающих проектов и роста частного потребления. Крупные инвестиции в энергетический сектор будут поддерживать среднесрочный рост. Тем не менее, средний рост в 2016—2018 годы на уровне 1,9% будет существенно ниже среднего показателя в 5,6% за предыдущее десятилетие.

Официальные интервенции на валютном рынке сокращаются, и растет эффективность монетарной политики. В то же время по-прежнему высокая долларизация (58,3% на конец сентября) указывает на слабое доверие к национальной валюте и продолжает сказываться на передаточном механизме. Инфляция (в годовом исчислении. — ИФ-К) должна снизиться до высоких однозначных чисел к концу 2016 году по мере снижения влияния девальвации относительно 16,6% в сентябре, но останется на пятилетнем среднем уровне (до конца 2016 года) в 7,9%, полагает агентство.

Следующие факторы риска вместе или в отдельности могут привести к негативному рейтинговому действию: недостатки в проводимой политике или длительный период низких цен на нефть, что вызовет дальнейшее ослабление суверенного внешнего баланса; материализация существенных условных обязательств для суверенного баланса со стороны банковского сектора.

К позитивному рейтинговому действию могут привести следующие факторы: устойчивое восстановление внешних и фискальных буферов; шаги, направленные на снижение уязвимости государственных финансов к резким негативным изменениям цены на нефть в будущем, например, за счет сокращения дефицита ненефтяного бюджета; устойчивое восстановление экономики, поддерживаемое существенным улучшением делового климата и качества управления и более высокой диверсификацией.

Как сообщалось, правительство Казахстана прогнозирует экономический рост в 2016 году на уровне 0,5%. В скорректированном недавно республиканском бюджете на 2016 год номинальный ВВП прогнозируется в объеме 44,354 трлн тенге, что выше прежнего прогнозного показателя на 0,4%. Инфляция в 2016 году, как и в прежней редакции бюджета, ожидается на уровне 6−8%. Среднегодовой курс доллара США сохранен на уровне 360 тенге за 1 доллар.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤