Запуск Кашагана важен для сохранения позиций РК по сбыту
Такое мнение высказали аналитикиЗапуск Кашаганского месторождения пока не будет существенно влиять ни на объем добычи нефти в Казахстане, ни на мировые цены, считают эксперты, опрошенные агентством Интерфакс-Казахстан.
Как известно, консорциум North Caspian Operating Company (NCOC) произвел первую тестовую подачу нефти Кашагана на экспорт. Первая партия сырой нефти в объеме 26,5 тыс. тонн была отгружена в трубопроводные системы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и АО «КазТрансОйл».
Ожидается, что в 2016 году КТК перекачает около 1 млн тонн кашаганской нефти, в 2017 году объемы транспортировки нефти с Кашагана по системе КТК могут составить до 12 млн тонн нефти.
По данным министерства энергетики, добыча нефти на Кашагане вышла на уровень 90 тыс. баррелей в сутки.
Нейтральный старт
«Я считаю, что запуск Кашагана никак не повлияет на ценовой фактор. Сегодня конъюнктура рынка складывается по другим причинам. Казахстан сегодня добывает где-то 1,5 млн баррелей в день, когда мир добывает почти 90 млн баррелей в день. Поэтому какое-то изменение цен на мировом рынке запуск Кашагана не внесет», — сказал заместитель генерального директора Caspian Pipeline Consortium (КТК) по связям с правительством Казахстана Кайргельды Кабылдин.
Такого же мнения придерживается генеральный директор ТОО «BRB Invest» Галим Хусаинов.
«Казахстан в пик добывал 83 млн тонн, в 2016 году без учета Кашагана добудет порядка около 75 млн тонн. Падение составило 8 млн тонн. Соответственно, общий прирост составит порядка 4 млн тонн, если еще все будет нормально», — отметил Галим Хусаинов.
Эксперт считает, что «это некритичный объем и он никак не повлияет на цены на нефть».
Главное — рынок продаж
По мнению председателя президиума союза нефтесервисных компаний Казахстана KazService Рашида Жаксылыкова, запуск Кашагана необходим даже в случае нерентабельности проекта.
«Если мы не будем наращивать добычу, то потеряем рынок продаж. В этом деле главным является даже не то, сколько мы добудем, а то, кому продадим, то есть рынок продаж. Если Казахстан сегодня откажется от тех рынков, которые он нарабатывал в течение двадцати лет, то их займут те же самые Иран, Арабские Эмираты, Ливан. Чтобы не терять рынок сбыта, нам нужно увеличивать объемы добычи», — считает эксперт.
«Второе: если мы остановим добычу с определенных наших скважин, то, после того как цены на нефть стабилизируются, нам, чтобы запустить с них добычу, потребуются огромные инвестиции. Где мы их возьмем?» — добавил Рашид Жаксылыков.
Такого же мнения придерживается и международное рейтинговое агентство Fitch. Агентство ожидает, что добыча на месторождении достигнет до 300 тыс. б.н.э. в сутки в 2017—2018 годы, исходя из отсутствия дальнейших значительных технических проблем. Это будет эквивалентно 18% от общей добычи углеводородов в Казахстане в 2015 году.
«Поэтому добыча на Кашаганском месторождении будет способствовать тому, что страна останется важным поставщиком нефти в Европу и Китай, так как добыча на зрелых месторождениях падает», — отмечает агентство.
Цена вопроса
По мнению Fitch, акционерам Кашаганского проекта будет сложно вернуть свои инвестиции в месторождение.
«Как и для многих других нефтегазовых мегапроектов, запущенных за последние пару лет, будет очень непросто вернуть капвложения в размере более $ 50 млрд в Кашаган, исходя из нашего долгосрочного допущения по цене на нефть Brent в $ 65 за баррель, несмотря на слабый тенге. Есть вероятность, что консорциум, куда входят ExxonMobil, Shell, Total, Eni, China National Petroleum Corporation и НК „КазМунайГаз“ (КМГ), отложит потенциальное расширение проекта или не будет приступать к нему, если не произойдет более сильного восстановления цен на нефть с текущих уровней, с учетом его сложности и более консервативного подхода к мегапроектам со стороны нефтяных мейджоров», — полагают в агентстве.
Подсчитать точную себестоимость добычи на Кашагане в настоящее время «очень сложно», отмечает Галим Хусаинов, но при этом придерживается мнения, что добыча нефти на Кашагане будет рентабельна практически при любой цене на нефть.
«Для рентабельности месторождения нужно смотреть на маржинальный доход, то есть цена минус все переменные расходы. Переменные расходы на Кашагане очень маленькие, поэтому практически при любой цене месторождение будет рентабельным. Другое дело, что окупаемость проекта будет увеличиваться, но в текущей ситуации важно запустить месторождение, чтобы оно окупало хотя бы собственные затраты, а не содержалось за счет акционеров», — полагает аналитик.
Между тем ни министерство энергетики Казахстана, ни оператор месторождения по-прежнему не озвучивают информацию о сумме, затраченной на ремонт трубопроводов после неудачной попытки запустить месторождение в октябре 2013 года.
«Замена трубопроводов завершена раньше запланированных сроков и в рамках бюджета. Эта коммерческая информация является собственностью акционеров проекта и полномочного органа СРП в соответствии с положениями о конфиденциальности, предусмотренными в Соглашении о разделе продукции», — сообщили агентству в пресс-службе North Caspian Operating Company (NCOC).
Кашаган — первое морское нефтегазовое месторождение в казахстанском секторе Каспийского моря, а также крупнейший международный инвестиционный проект в стране.
Акционерами NCOC, оператора Кашагана, являются AgipCaspian Sea B.V. (16,81%), ExxonMobil Kazakhstan Inc. (16,81%), KMG Kashagan B.V. (8,44%), АО «ФНБ «Самрук-Казына» (8,44%), Inpex NorthCaspian Sea Ltd. (7,56%), Shell Kazakhstan Development B.V. (16,81%), Total EP Kazakhstan (16,81%) и CNPC Kazakhstan B.V. (8,33%).
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.